Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-498/2024 ~ М-405/2024 от 28.06.2024

Дело № 2-498/2024

УИД 75RS0022-01-2024-000583-93

Решение

Именем Российской Федерации

г. Хилок                 12 августа 2024 год

     Хилокский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи                     Клейнос С.А.,

при секретаре судебного заседания                 Глотовой С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хилокского района, действующего в защиту интересов Ореховой Марины Викторовны к МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 17 с.Хушенга о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, к Администрации муниципального района «Хилокский район», Комитету образования муниципального района «Хилокский район» о возложении обязанности профинансировать учреждение на выплату заработной платы,

установил:

    Прокурор Хилокского района Хамируев Д.В., действующий в защиту интересов Ореховой М.В. обратился в суд с исковым заявлением. В обоснование указал, по поступившему в прокуратуру района обращению Ореховой М.В. проведен анализ исполнения законодательства об оплате труда МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» с. Хушенга. Привел положения ч.3 ст.37, Конституции РФ, ст.ст.2,22,129,135, 144 Трудового кодекса РФ, Закон Забайкальского края от 09.04.2014 № 964-ЗЗК «Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края», о выплатах стимулирующего характера, Постановления Правительства Забайкальского края от 30.06.2014 № 382 «Об базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края», Закона Забайкальского края от 29.06.2023 № 2222-ЗЗК «Об обеспечении роста заработной платы и о внесении изменений в отдельные законы Забайкальского края», Положения об оплате труда работников МБОУ СОШ № 17. Кроме того, сославшись на Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утв. Приказом Министерства образования РФ от 22.12.2014 г. № 1601, на п.36.7.1 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2024 г., утв. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 22.12.2023, протокол № 11, на Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 о необходимости определения размера выплат стимулирующего характера с учетом фактического объема учебной нагрузки, указал, условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Положением об оплате труда работников МБОУ СОШ № 17 установлена стимулирующая выплата как надбавка за выслугу лет исходя из должностного оклада, надбавка за интенсивность (классное руководство, заведование кабинетом, руководство методическими объединениями) – от должностного оклада. Установление стимулирующей выплаты за выслугу лет, интенсивность, является правом работодателя. Вместе с тем, данное усмотрение работодателя не может быть произвольным, установленным в нарушение действующих Единых рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений относительно установления, начисления и выплаты данной надбавки без учета фактической нагрузки педагогов учреждения. Также указал, Орехова М.В. работает в МБОУ СОШ № 17 с.Хушенга в должности учителя русского языка и литературы, на 2022-2023 г. ей установлена учебная нагрузка в 30 часов, на 2023-2024 г. учебный год ей установлена учебная нагрузка в 24,5 час. в неделю, что превышает норму часов учебной работы. Привел содержание трудового договора № 11 от 26.08.2005 г. и дополнительных оглашений к нему, приказов об установленных Ореховой М.В. окладах, доплат и надбавок в определенные периоды, указал, что начисление и выплаты стимулирующих выплат Ореховой М.В. за 2023-2024.: надбавки за выслугу лет, за заведование кабинетом, ШМО начислялись из расчета ставки, а не за фактическую нагрузку, в связи с чем не доначислено и не выплачено заработной платы в размере 16067,24 руб. Привел положения ст. 136 Трудового кодекса РФ, Устава МБОУ СОШ № 17 с.Хушенга о том, что финансовое обеспечение деятельности образовательного учреждения осуществляется за счет средств учредителя, которым является администрация муниципального района «Хилокский район» и просил суд: взыскать с МБОУ СОШ № 17 с.Хушенга в пользу Ореховой М.В. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с июня 2023 г. по май 2024 г. в размере 16067,24 руб.; обязать Администрацию муниципального района «Хилокский район» и Комитет образования муниципального района «Хилокский район» профинансировать МБОУ СОШ № 17 с.Хушенга на выплату Ореховой М.В. недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с июня 2023 г. по май 2024 г. в размере 16067,24 руб.,при недостаточности финансовых средств у учреждения.

    В судебном заседании помощник прокурора Иванова А.Б. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.

    Истец Орехова М.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще и своевременно.

    Ответчики – МБОУ СОШ № 17 с.Хушенга ( далее – МБОУ СОШ № 17), Администрация муниципального района «Хилокский район», Комитет образования муниципального района «Хилокский район», а также третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований – Министерство образования и науки Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, Комитет по финансам муниципального района «Хилокский район», будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела надлежаще и своевременно, в судебное заседание представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили.

    На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

    Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из дела следует, Орехова М.В. на основании трудового договора № 11 от 28.08.2005 работает в МБОУ СОШ 17 в должности учителя математики ( л.д.11-14).

Дополнительным соглашением к трудовому договору от 01.09.2022 г. стороны установили доплату в размере 5% за заведование кабинетом с 01.09.2022 г. (л.д.15).

Дополнительным соглашением к трудовому договору от 01.09.2022 г. стороны установили доплату в размере 5% за заведование кабинетом с 01.09.2023 г. (л.д.16).

Дополнительным соглашением от 01.02.2024 г. к трудовому договору стороны договорились о том, что с 01.02.2024 г. работнику устанавливается оплата труда в размере: 19509,49 руб. – ставка исходя из отработанного времени (базовый оклад, доплата за работу в сельской местности, ежемесячная денежная компенсация на обеспечение книгоиздательской продукцией), надбавка за выслугу лет, надбавка за проверку тетрадей, категория, заведование кабинетом, руководство ШМО,РМО, районный коэффициент и северная надбавка (с указанием сумм надбавок и доплат), всего 41865,76 руб. ( л.д.19).

Приказом от 15.08.2022 г. № 74-ОД Ореховой М.В. установлена учебная нагрузка 1200 часов в месяц ( л.д.41-42).

Приказом от 22.08.2023 г. № 44-ОД Ореховой М.В. установлена учебная нагрузка 98 часа в месяц ( л.д.43-44).

Приказами от 15.08.2022 г. № 76-ОД и от 22.08.2023 г. № 46-ОД Ореховой М.В. установлены надбавки за выслугу лет исходя из должностного оклада в размере 25% ( л.д.45-46,47-48).

Приказами от 15.08.2022 г. № 79-ОД и от 22.08.2023 г. № 49-ОД Ореховой М.В. установлены надбавки за заведование кабинетом в размере 5% ( л.д.48,49).

Приказами от 15.08.2023 № 81-ОД и от 22.08.2023 г. № 51-ОД Ореховой М.В. установлены доплаты за руководство МО учителей математики в размере 5% от должностного оклада ( л.д.50,51).

Согласно тарификации с 01.09.2022 г. Ореховой М.В. установлена учебная нагрузка в объеме 120 час. в месяц, оклад из фактической нагрузки – 15785,42 руб., надбавка за выслугу лет -25%, в сумме 2367,81 руб., надбавка за проверку тетрадей в сумме 1001,62 руб., надбавка за категорию в сумме 789,27 руб., надбавка за заведование кабинетом-5%,в сумме 473,56 руб., надбавка за руководство МО – 5%, в сумме 473,56 руб., районный коэффициент и северная надбавка в сумме 14623,87 руб., всего с районным регулированием 35515,12 руб. ( л.д.55-57).

Согласно тарификации с 01.09.2023 г. Ореховой М.В. установлена учебная нагрузка в объеме 98 час. в месяц, оклад из фактической нагрузки – 15470,73 руб., надбавка за выслугу лет -25%, в сумме 2841,56 руб., надбавка за проверку тетрадей в сумме 884,04 руб., надбавка за категорию в сумме 773,54 руб., надбавка за заведование кабинетом-5%,в сумме 568,31 руб., надбавка за руководство МО-5%,в сумме 568,31 руб., районный коэффициент и северная надбавка в сумме 10553,25 руб., всего с районным регулированием 31459,74 руб. ( л.д.58-59).

Из расчетных листков за июнь 2023 г. - май 2024 г. следует, Ореховой М.В. начислялись и выплачивались: оплата по окладу, надбавка за выслугу лет, надбавка за проверку тетрадей, надбавка за заведование кабинетом, надбавка за категорию, доплата за руководство МО, районный коэффициент и северная надбавка. В июне и июле 2023 г. начислялась и оплачивалась оплата дней основного отпуска (л.д.33-38).

В соответствии со статьей 8 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Согласно статье 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В силу статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статьей 135 ТК РФ установлено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно статье 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

В силу части 1 статьи 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст.1 Закон Забайкальского края от 09.04.2014 N 964-ЗЗК
"Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края» (далее Закон № 964-ЗЗК) оплата труда работников государственных учреждений Забайкальского края включает в себя оклады (должностные оклады), ставки заработной платы, компенсационные и стимулирующие выплаты и устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами, с федеральными 1, законами Забайкальского края и настоящим Законом края.

В соответствии со ст. 2 Закона № 964-ЗЗК до утверждения Правительством Российской Федерации базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам устанавливаются Правительством Забайкальского края.

Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников краевых учреждений устанавливаются локальными нормативными актами краевых учреждений на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, и профессиональных квалификационных групп с учетом сложности и объема выполняемой работы или профессиональных квалификационных групп в размерах не ниже базовых окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, установленных Правительством Забайкальского края ( ч.2).

В соответствии со статьями 2, 6, 144 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 44 Устава Забайкальского края, Законом Забайкальского края от 9 апреля 2014 года N 964-ЗЗК "Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края", в целях обеспечения достойной оплаты труда и права каждого работника на выплату заработной платы не ниже минимального размера заработной платы, принято Постановление Правительства Забайкальского края от 30.06.2014 N 382 (ред. от 07.10.2022) "О базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края".

Данным постановлением установлены размеры базовых окладов (базовых должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края.

Так пунктом 5.3 установлены базовые должностные оклады учителям по профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников, который должен составлять не ниже 7 497 руб.

Пунктом 2.1.13 Положения об оплате труда работников СОШ № 17 предусмотрено, в оклады (должностные оклады) педагогических работников, включается ежемесячная денежная компенсация на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере 120 руб. Данная денежная компенсация образует новый оклад.

В соответствии с ч.1 ст.4 Закона № 964-ЗЗК в перечень стимулирующих выплат работникам краевых учреждений включается: выплата за специфику работы, выплата за интенсивность, выплата за высокие результаты работы, выплата за качество выполняемых работ, надбавка за особые условия работы, надбавка за стаж непрерывной работы, надбавка за выслугу лет, надбавка за почетное звание, ведомственный знак отличия, ученую степень, ученое звание, система премирования.

Те же выплаты стимулирующего характера предусмотрены пунктом 2.3.3 Положения об оплате труда работников МБОУ СОШ № 17, разработанного согласно разделу I «Общие положения», разделу 2 «Порядок и условия оплаты труда» наряду с прочим, на основе названного выше Закона № 964-ЗЗК, с учетом Постановлений Правительства Забайкальского края, принятых во исполнение данного закона, приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601, единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

Статьей 6 Закона № 964-ЗЗК установлено выплаты за интенсивность, за высокие результаты работы устанавливаются локальными нормативными актами краевых учреждений, в которых указываются размеры выплат в пределах утвержденного фонда оплаты труда и с учетом отраслевых особенностей, примерных положений об оплате труда работников краевых учреждений, утверждаемых исполнительными органами государственной власти Забайкальского края, на которые возложены координация и регулирование деятельности соответствующих отраслей и (или) которые осуществляют функции и полномочия учредителей краевых учреждений.

Пунктом 2.3.9 Положения об оплате труда работников МБОУ СОШ № 7 установлено, выплаты за интенсивность назначаются сотрудникам организации за выполнение работы, не входящей в круг должностных обязанностей, в качестве дополнительной нагрузки, устанавливается локальными нормативными актами муниципальной организации с учетом отраслевых особенностей, положения об оплате труда работников муниципальной организации, коллективного договора и иных нормативных правовых актов, определяющих условия оплаты труда, установлены рекомендуемые размеры выплаты за интенсивность по видам работ: к окладу (должностному окладу): за классное руководство- с 1 по 4 кл.-20%, с 5 по 11 класс – 25%, за заведование кабинетами: мастерская, спортивный зал, кабинет информатики- 10%, другие кабинеты - 5%.

Статьей 10 Закона № 964-ЗЗК предусмотрена надбавка за выслугу лет в размере до 30 процентов оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, которая устанавливается работникам краевых учреждений, в том числе образования. Размер данной надбавки, порядок и условия ее выплаты устанавливаются исполнительными органами государственной власти Забайкальского края, на которые возложены координация и регулирование деятельности соответствующих отраслей и (или) которые осуществляют функции и полномочия учредителей краевых учреждений.

Пунктом 2.3.5.3 Положения об оплате труда работников МБОУ СОШ № 17 установлено, что надбавка за выслугу лет начисляется исходя из должностного оклада работника (без учета премии и иных стимулирующих выплат) и выплачивается ежемесячно одновременно с заработной платой. При временном заместительстве надбавка за выслугу лет начисляется на должностной оклад по основной работе.

В соответствии с Порядком определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601, норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляет 18 часов в неделю.

Согласно пункту 2.8.1 приложения 1 к приказу Минобрнауки РФ от 22.12.2014 N 1601 (далее – Приказ № 1601) учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы, которая признана нормируемой частью их педагогической работы и расчетной величиной для исчисления заработной платы за месяц.

В соответствии с разделом IX Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 год", утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2022, протокол N 11, определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) в соответствии с положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" (далее - приказ N 1601), предусматривающими, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда устанавливается либо продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю или 720 часов в год ( п.36.5); при заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) установлены пунктами 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу N 1601), обеспечивать включение в них условий, связанных с:а) фиксированным размером ставки заработной платы, установленной за норму часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы и размером фактического объема учебной нагрузки, определяемым ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) в порядке, предусмотренном разделами I - V приложения 2 к приказу N 1601;б) размером оплаты труда, исчисленным с учетом фактического объема учебной нагрузки, фактического объема педагогической работы;в) уточнением правил применения повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям при оплате труда педагогических работников, для которых пунктами 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу N 1601 установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы с целью определения их от размеров ставок заработной платы и применения к исчисленному размеру оплаты труда с учетом фактического объема педагогической или учебной (преподавательской) работы);г) размерами и факторами, обусловливающими получение выплат компенсационного характера, в том числе выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, к которым относятся выплаты за дополнительную работу, связанную с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководством методическими объединениями, предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами дополнительной работы, определение которых следует осуществлять из размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню профессиональных квалификационных групп (далее - ПКГ) без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах);д) размерами и условиями выплат стимулирующего характера (п.36.5.1.);в системах оплаты труда педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу N 1601, выполняющих с их письменного согласия педагогическую или учебную (преподавательскую) работу сверх установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы, в целях обеспечения равной оплаты за труд равной ценности педагогических работников предусматривать следующий порядок исчисления заработной платы за весь объем педагогической или учебной (преподавательской) работы:а) для педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.7 и в подпункте 2.8.1 указанного приказа, - путем умножения размеров ставок заработной платы, установленных за календарный месяц на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за квалификационные категории или по иным основаниям, на фактический объем учебной нагрузки (педагогической работы) в неделю и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы;б) для преподавателей образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, а также программы профессионального обучения, для которых подпунктом 2.8.2 указанного приказа установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы 720 часов в год, - путем определения среднемесячной заработной платы, для расчета которой часовая ставка преподавателя умножается на установленный ему объем годовой учебной нагрузки и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев. Часовая ставка определяется путем деления месячной ставки заработной платы, установленной по квалификационному уровню ПКГ без применения к ней каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений за квалификационные категории или по иным основаниям, на среднемесячную норму учебной нагрузки (72 часа) ( п.36.5.2.); Определение размеров выплат стимулирующего характера педагогическим работникам, для которых установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, за результаты работы, а также выплат компенсационного характера, выплат за работу в сельской местности, за особенности работы в организациях (отделениях, классах, группах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением и по другим основаниям, следует осуществлять с учетом фактического объема учебной нагрузки ( п.36.5.3); при наличии у работников права на применение повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах) по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию определять отдельно без учета других повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах), которые затем суммировать и применять путем умножения образовавшейся величины на размер заработной платы, исчисленный за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы (п. 36.5.4.); ставки заработной платы за календарный месяц, устанавливаемые педагогическим работникам, поименованным в подпунктах 2.8.1 и 2.8.2 приложения 1 к приказу N 1601, за норму часов педагогической работы соответственно 18 часов в неделю, 720 часов в год, и являющиеся для них нормируемой частью их педагогической работы, выплачиваются указанным педагогическим работникам с учетом выполнения ими другой педагогической работы, входящей в их должностные обязанности в соответствии с квалификационной характеристикой, которая именуется "другая часть педагогической работы" и регулируется в порядке, установленном разделом II приложения к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (далее - приложение 1 к приказу N 536) ( п. 36.5.5.). Кроме того, п.п. г п. 36.4. указанных Единых рекомендаций предусмотрено, обеспечивать формирование систем оплаты труда работников образовательных организаций, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат компенсационного и (или) стимулирующего характера с учетом: а) методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. N ВП-1992/02);б) методических рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, подготовленных совместно с Общероссийским Профсоюзом образования (письмо Минпросвещения России от 12 мая 2020 г. N ВБ-1011/08);в) разъяснений по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций (письма Минпросвещения России от 28 мая 2020 г. N ВБ-1159/08, от 7 сентября 2020 г. N ВБ-1700/08);г) разъяснений об организации классного руководства (кураторства) в группах образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения, согласованных с Общероссийским Профсоюзом образования, а также одобренных Экспертным советом Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха (письмо Минпросвещения России от 30 августа 2021 г. N АБ-1389/05 "О направлении информации");д) положений Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2021 - 2023 годы, рекомендованных к использованию при заключении региональных и территориальных отраслевых соглашений, и коллективных договоров;е) положений Отраслевого соглашения по образовательным организациям высшего образования, находящимся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, на 2021 - 2023 годы, заключенных с Общероссийским Профсоюзом образования (далее - Отраслевое соглашение), рекомендованных к использованию при заключении региональных отраслевых соглашений; рекомендованных к использованию в своей деятельности образовательными организациями высшего образования, не находящимися в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в том числе при заключении коллективных договоров;ж) примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности "Образование" (далее - Примерное положение), утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 февраля 2021 г. N 71 (зарегистрировано Минюстом России от 20 апреля 2021 г., регистрационный N 63182), применяемого при разработке Положения об оплате труда соответствующей образовательной организацией высшего образования и для установления размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп организации, которые в соответствии с п. 5.15 Отраслевого соглашения с Минобрнауки России не могут быть ниже размеров минимальных окладов (должностных окладов) ставок заработной платы, предусмотренных Примерным положением по соответствующим квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, ежегодно индексируемых в порядке, определяемом Сторонами Отраслевого соглашения.

Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2023, протокол N 11 утверждены Единые рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2024 год ( далее – Единые рекомендации на 2024 г.).

Пунктом 36.7 Единых рекомендаций на 2024 г. предписано, определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) в соответствии с положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" (далее - приказ N 1601), в соответствии с которым в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда устанавливается либо продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю или 720 часов в год.

При формировании месячной заработной платы работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), которая не может быть ниже минимального размера оплаты труда, следует иметь в виду, что для учителей и других педагогических работников нормой рабочего времени и нормами труда является установленная им норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30 или 36 часов в неделю, 720 часов в год, либо продолжительность рабочего времени 30 или 36 часов в неделю. Трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определены квалификационными характеристиками.

Принимать во внимание, что оплата труда педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы (18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю, 720 часов в год в зависимости от должности), осуществляется на основе ставок заработной платы, являющихся расчетными величинами для исчисления оплаты их труда с учетом фактического объема их педагогической работы, либо фактического объема учебной нагрузки (учебно-тренировочной нагрузки). Понятие "должностной оклад" (оклад) при оплате таких работников не применяется.

Фактический объем учебной нагрузки (учебно-тренировочной нагрузки) определяется учителям, преподавателям, педагогам дополнительного образования, старшим педагогам дополнительного образования, тренерам-преподавателям и старшим тренерам-преподавателям, в их трудовых договорах с учетом части третьей статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации.

Установленный таким педагогическим работникам фактический объем учебной нагрузки является нормируемой частью их педагогической работы, поскольку в должностные обязанности этих работников входит другая педагогическая работа, предусмотренная квалификационной характеристикой (подготовка к занятиям, работа с родителями, участие в методической работе, в работе педагогических советов и иная), которая регулируется в порядке, установленном разделом II приложения к приказу Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (далее - приложение 1 к приказу N 536) ( п.36.7.1.).

Согласно п.п.а п. 36.7.2. Единых рекомендаций на 2024 г. в системах оплаты труда педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу N 1601, выполняющих с их письменного согласия педагогическую или учебную (преподавательскую) работу сверх установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы, в целях обеспечения равной оплаты за труд равной ценности педагогических работников предусматривать следующий порядок исчисления заработной платы за весь объем педагогической или учебной (преподавательской) работы:а) для педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.7 и в подпункте 2.8.1 приказа N 1601, - путем умножения размеров ставок заработной платы, установленных за календарный месяц на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за квалификационные категории или по иным основаниям, на фактический объем учебной нагрузки (педагогической работы) в неделю и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы.

Пунктом 36.5. Единых рекомендаций на 2024 г. предписано, в целях обеспечения единых подходов к формированию заработной платы педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам (основным и дополнительным), образовательным программам среднего профессионального образования (основным и дополнительным), а также программам профессионального обучения, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также учитывая проведение на федеральном уровне работы по подготовке предложений по реализации положений части 8 и 9 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающих право Правительства Российской Федерации устанавливать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе в части установления (дифференциации) окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, перечней выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат, условий назначения выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений рекомендуется провести актуализацию структуры заработной платы педагогических работников, в том числе:а) в целях обеспечения равной оплаты за труд равной ценности принять меры по повышению размеров ставок заработной платы (должностных окладов) педагогических работников, не допуская различий в их размерах по одним и тем же наименованиям должностей, отнесенных к одному и тому же квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы (далее - ПКГ), в том числе применение к ним повышающих коэффициентов в зависимости: от стажа педагогической работы (стажа непрерывной работы); уровня образования; квалификационных категорий; наличия государственных и ведомственных наград, званий, ученой степени; от особенностей работы в отдельных образовательных организациях; в сельской местности, а также иных оснований, дающих в отдельных системах оплаты труда право на повышение размеров ставок заработной платы (должностных окладов), т.е. установление их в новых размерах;б) учитывать, что квалификационные уровни ПКГ педагогических работников, как должностей работников, имеющих важное социальное значение, сформированы исходя из максимальных требований к уровню образования независимо от того, что к большинству должностей педагогических работников по-прежнему предъявляются квалификационные требования о наличии либо среднего профессионального, либо высшего образования; в) определить взамен применения к ставкам заработной платы (должностным окладам) педагогических работников различного рода повышающих коэффициентов, образующих новые их размеры, перечни выплат компенсационного характера и перечни стимулирующих выплат, размеры которых определяются в абсолютных величинах или в процентах к размерам ставок заработной платы (должностным окладам);г) провести работу по упорядочению применяемых наименований и видов выплат в структуре заработной платы;д) устанавливать выплаты компенсационного или стимулирующего характера в соответствии с рекомендуемыми единым перечнем выплат компенсационного характера, единым перечнем стимулирующих выплат.

    При этом п.36.5.1 определен рекомендуемый единый перечень видов выплат компенсационного характера:а) выплаты, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;б) выплаты за дополнительные виды работ, непосредственно связанные с образовательной деятельностью, выполняемые за дополнительную оплату и с письменного согласия педагогического работника за: классное руководство (кураторство), за каждый класс (класс-комплект), учебную группу независимо от количества обучающихся в классе (классе-комплекте), учебной группе (не более чем в двух классах (учебных группах) одному педагогическому работнику); проверку письменных работ с учетом фактического объема учебной нагрузки;- заведование учебными кабинетами, лабораториями; заведование мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическим объединением, предметной, цикловой, методической комиссией в образовательной организации педагогическими работниками, не имеющими квалификационной категории "педагог-методист"; выполнение дополнительной работы, связанной с методической деятельностью, педагогическими работниками, имеющими квалификационную категорию "педагог-методист"; выполнение дополнительной работы, связанной с наставничеством, педагогическими работниками, имеющими квалификационную категорию "педагог-наставник";в) выплаты за особенности работы в образовательных организациях:особенности работы, связанные с организацией и осуществлением образовательной деятельности по адаптированным основным образовательным программам в классах (группах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); особенности работы в организациях, осуществляющих обучение, в том числе в санаторных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для обучающихся;особенности работы педагогическими работниками, непосредственно осуществляющими индивидуальное обучение на дому детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации (в том числе с применением электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий); особенности работы педагогическими работниками, непосредственно осуществляющими индивидуальное или групповое обучение детей, находящихся на длительном лечении в медицинской организации; особенности работы в организациях, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профессиональных образовательных организациях (группах) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;особенности работы в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); особенности работы в образовательных организациях, созданных при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. В п.36.5.2 определен рекомендуемый единый перечень видов выплат стимулирующего характера: за наличие первой или высшей квалификационной категории; за работу в сельской местности; молодым специалистам, осуществляющим педагогическую деятельность; вознаграждение по итогам работы (размер вознаграждения определяется на основе выполнения педагогическими работниками показателей и критериев).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления при применении рекомендуемых единого перечня выплат компенсационного характера и единого перечня стимулирующих выплат вправе также дополнительно устанавливать иные выплаты компенсационного и (или) стимулирующего характера ( п.36.5.3).

Кроме того, п.36.6 предписано обеспечивать формирование систем оплаты труда работников образовательных организаций, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат компенсационного и (или) стимулирующего характера с учетом:а) методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. N ВП-1992/02);б) методических рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, подготовленных совместно с Общероссийским Профсоюзом образования (письмо Минпросвещения России от 12 мая 2020 г. N ВБ-1011/08);в) разъяснений по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций (письма Минпросвещения России от 28 мая 2020 г. N ВБ-1159/08, от 7 сентября 2020 г. N ВБ-1700/08);г) разъяснений об организации классного руководства (кураторства) в группах образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, согласованных с Общероссийским Профсоюзом образования, письмо Минпросвещения России от 6 декабря 2023 г. N АБ-5037/05;д) положений Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, заключаемого между Минпросвещения России и Общероссийским Профсоюзом образования и рекомендуемого к использованию при заключении региональных и территориальных отраслевых соглашений, и коллективных договоров.

В п.3.1. Методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций (Письмо Минобрнауки России от 29.12.2017 N ВП-1992/02) определено, в целях обеспечения равной оплаты за труд равной ценности педагогических работников, которым установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы, исчисление размера оплаты за фактический объем учебной (преподавательской) или педагогической работы рекомендуется осуществлять исходя из конкретных размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню ПКГ без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) (далее - повышения) за квалификационные категории или по иным основаниям.

При оплате труда указанных педагогических работников применение повышений за квалификационные категории, а также за работу в организациях, расположенных в сельской местности, за специфику работы в организациях (отделениях, классах, группах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением и по другим основаниям, рекомендуется осуществлять к размеру оплаты за фактический объем учебной (преподавательской) и (или) педагогической работы (см. примеры исчисления заработной платы по отдельным категориям педагогических работников). При наличии у работников права на применение повышений по нескольким основаниям их величины по каждому основанию рекомендуется определять отдельно.

В соответствии с п.3.2 названных Методических рекомендаций за педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником организации с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, рекомендуется производить оплату из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему учебной нагрузки или педагогической работы.

Исключением являются случаи выплаты ставок заработной платы в полном размере, гарантируемые согласно пункту 2.2 приложения 2 к приказу Минобрнауки России N 1601 педагогическим работникам, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов, установленной за ставку заработной платы в неделю (примечание 4 приложения 1 к приказу Минобрнауки России N 1601).

Пунктом 3.3. Методических рекомендаций определено, помимо оплаты труда за фактический объем учебной нагрузки, педагогическим работникам организации согласно пункту 2.3 приложения к приказу Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. N 536 (зарегистрировано Минюстом России 1 июня 2016 г., регистрационный N 42388) могут устанавливаться размеры дополнительной оплаты за выполнение с их письменного согласия дополнительных видов работ (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и другие дополнительные видов работы, не входящих в должностные обязанности, но непосредственно связанных с образовательной деятельностью, с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты), которые устанавливаются организацией самостоятельно в процентах или коэффициентах и определяются из размера ставки заработной платы, предусмотренной по каждому квалификационному уровню ПКГ.

В пункте 5 Разъяснений по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций, письмо Минпросвещения России от 28.05.2020 N ВБ-1159/08 указано, выплата денежного вознаграждения за классное руководство в размере 5 000 рублей выплачивается дополнительно к выплате (доплате) за классное руководство, установленное по состоянию на 31 августа 2020 года из бюджета субъекта Российской Федерации, снижение размера которой не допускается. При этом рекомендуется установить порядок такой выплаты из бюджета субъекта Российской Федерации, который не должен зависеть от количества обучающихся в классе.

Одновременно рекомендуется при этом не допускать ухудшения ранее установленных условий оплаты труда, снижения размеров индексации заработной платы, отмены либо уменьшения размеров надбавок, коэффициентов, стимулирующих выплат, установленных указанным категориям работников из региональных бюджетов.

В п. 2.3 Приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" определено, другая часть педагогической работы, определяемая с учетом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется следующим образом: трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) - выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты).

Квалификационные характеристики должностей работников образования определены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС), утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н. В разделе III

Содержаться квалификационные требования и должностные обязанности должности учителя. Руководство МО и заведование кабинетом в должностные обязанности учителя ЕКС не включены.

    Таким образом, из вышеприведенных положений законодательства следует, что

надбавка за выслугу лет относится к выплатам стимулирующего характера, и связана со стажем педагогической работы, надбавки за руководство МО и за заведование кабинетом, относятся к выплатам компенсационного характера, на что прямо указано в Единых рекомендациях на 2023,2024 г.г., а не стимулирующим выплатам, как определено в Положении об оплате труда работников МБОУ СОШ № 17, поскольку устанавливаются и выплачиваются педагогическим работникам – учителям за дополнительную работу, связанную с педагогической деятельностью, но не входящую в должностные обязанности учителя по основной должности. Кроме того, исчисляются надбавки, установленные в процентном отношении: за выслугу лет, за заведование кабинетом, за руководство МО исходя из фактического объема учебной нагрузки и (или) педагогической работы учителя.

    Следует отметить, что Положением об оплате труда работников МБОУ СОШ № 17, а именно п.2.2.6 предусмотрено исчисление выплат компенсационного характера (за исключением районного коэффициента и процентной надбавки) исходя из оклада, установленного от фактической нагрузки.

    Как указано выше Положение об оплате труда работников МБОУ СОШ № 17 устанавливает исчисление надбавки за выслугу лет исходя из должностного оклада работника (без учета премий и иных стимулирующих выплат) (п.2.3.5.3), выплаты за руководство МО, за заведование кабинетом установлены к окладу (должностному окладу) (п.2.3.9). При этом в соответствии с п.1.3 Положения об оплате труда работников МБОУ СОШ № 17 оклад (должностной оклад) определен как – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

    В п.п. 1 п. 5.1.5 Положения об оплате труда работников МБОУ СОШ № 17 размер оклада (должностного оклада) с учетом ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере 120 руб. определяется как установленный органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) с учетом базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, рекомендованных Правительством Забайкальского края, учителя – 8997 руб.

    Порядок определения должностного оклада учителя для исчисления заработной платы за месяц исходя из фактической нагрузки с применением расчетной величины педагогической нагрузки 18 часов в неделю за ставку заработной платы, Положение об оплате труда работников МБОУ СОШ № 17 не содержит.

Таким образом, Положением об оплате труда работников МБОУ СОШ № 17 предусмотрено исчисление выплат за выслугу лет, руководство МО и заведование кабинетом от должностного оклада, установленного из нормы часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю, а не от должностного оклада, рассчитанного из нормы часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы и фактических часов учебной нагрузки, установленных учителю на учебный год.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что порядок исчисления надбавок: за выслугу лет, за руководство МО, за заведование кабинетом, определенный в Положении об оплате труда работников МБОУ СОШ № 17 противоречит действующему законодательству, противоречит Единым рекомендациям Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений относительно установления, начисления и выплаты данных надбавок без учета фактической нагрузки педагогов учреждения.

Абзац 6 части 2 статьи 22 ТК РФ, обязывающий работодателя устанавливать одинаковый размер оплаты труда работникам, выполняющим одинаковые трудовые обязанности в одних и тех же условиях, а также статья 132 названного Кодекса, устанавливающая зависимость заработной платы работника от количества и качества затраченного труда, направлены на реализацию основных принципов правового регулирования трудовых отношений - равенства прав и возможностей работников, обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, запрещения дискриминации в сфере труда, учитывают баланс интересов сторон трудового договора, являющийся условием гармонизации трудовых отношений, а также гарантируют надлежащую защиту прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении.

По существу порядок начисления надбавок: за выслугу лет, за руководство МО, за заведование кабинетом на ставку заработной платы исходя из 18 часов - нормы часов учебной нагрузки в неделю, лишает работников, работающих свыше нормы часов рабочего времени и внесших свой вклад в результаты деятельности учреждения в повышенном размере, права на получение выплат компенсационного и стимулирующего характера за руководство МО и за заведование кабинетом, за выслугу лет с учетом их фактической нагрузки. Такие условия оплаты труда являются дискриминационными по отношению к этим работникам при оплате их работы.

Сторона ответчика факт, что надбавки за выслугу лет, за заведование кабинетом, за руководство МО исчислялись и выплачивались истице исходя из ставки заработной платы, а не от фактической нагрузки, не оспаривала. Согласно, представленным расчетным листкам указанные надбавки и доплата начислялись и выплачивались истице в указанные периоды исходя из ставки заработной платы, а не от фактической нагрузки. Согласно расчетам истца сумма неначисленных и невыплаченных истице сумм надбавок за выслугу лет, за заведование кабинетом, за руководство МО с июня 2023 г. по май 2024 г. составила 16067,24 руб. Стороной ответчика расчет недоначисленных и невыплаченных сумм доплат не оспорен. Судом расчет проверен, является правильным.

Поскольку надбавки: за выслугу лет, за заведование кабинетом, за руководство МО начислялись и выплачивались истице на ставку заработной платы, а не на фактическую нагрузку, то это привело к занижению заработной платы истицы на 16067,24 руб. и нарушению её трудовых прав.

Восстановить нарушенные трудовые права истицы следует путем взыскания с работодателя - ответчика МБОУ СОШ № 17 недоначисленной и невыплаченной заработной платы в размере 16067,24 руб., поскольку в силу положений ст.20 ТК РФ обязанность по выплате заработной платы лежит на работодателе.

С учетом изложенного, требования о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы в связи с исчислением надбавок на ставку заработной платы, а не на фактическую нагрузку с ответчика МБОУ СОШ № 17 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с Уставом МБОУ СОШ № 17 является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, учредителем является муниципальный район «Хилокский район».

Постановлением Правительства Забайкальского края от 02.03.2017 N 81 "О некоторых вопросах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях" утверждены Методика расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях на одного обучающегося", Методика расчета размера субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, Порядок предоставления субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.

Согласно указанному порядку субвенции, выделяемые из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях направляются на финансирование расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных организаций, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).

Таким образом, финансирование расходов ответчика МБОУ СОШ № 17 на оплату труда работников осуществляется из бюджета муниципального района «Хилокский район» за счет поступивших в бюджет муниципального района из бюджета Забайкальского края субвенций. Поэтому Администрация муниципального района «Хилокский район» как исполнительно-распорядительный орган муниципального района «Хилокский район» обеспечивает финансирование образовательного учреждения на выплату заработной платы.

В соответствии с п.1 ст.158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: 1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; 2) формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; 4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; 5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; 6) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; 7) вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; 8) определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями;9) формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания; 10) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении; 12) формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств; 13) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

В соответствии с бюджетным законодательством и Решением Совета муниципального района «Хилокский район» созыва 2022-2027 г.г. от 27.12.2022 г. № 08.38 главным распорядителем бюджетных средств муниципального района «Хилокский район» по финансированию муниципальных образовательных учреждений является МКУ Комитет образования муниципального района «Хилокский район».

Исходя из вышеизложенного следует сделать вывод о том, что МБОУ СОШ № 17 обеспечивает выплату заработной платы работникам за счет финансирования Администрацией муниципального района «Хилокский район» и Комитетом образования муниципального района «Хилокский район», как главным распорядителем бюджетных средств, из бюджета муниципального района «Хилокский район» за счет субвенций из бюджета Забайкальского края. Поэтому на ответчиках – Администрация муниципального района «Хилокский район» и Комитет образования муниципального района «Хилокский район», лежит обязанность по финансированию МБОУ СОШ № 17 для исполнения им обязанности по выплате взысканной судом недоначисленной заработной платы.

При таком положении требования о возложении обязанности на ответчиков –Администрация муниципального района «Хилокский район» и Комитет образования муниципального района «Хилокский район» профинансировать МБОУ СОШ № 17 на выплату недоначисленной и невыплаченной истице заработной платы являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

При таком положении исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Поскольку ответчик МБОУ СОШ № 17 является налоговым агентом, обязанным удерживать у истца налог на доходы физических лиц с его доходов, полученных от ответчика, а суд не относится к налоговым агентам и при исчислении заработной платы в судебном порядке не вправе удерживать с работника налог на доходы физических лиц, то взыскиваемая судом сумма недоначисленной и невыплаченной заработной платы в размере 16067,24 руб. подлежит налогообложению в общем порядке.

Таким образом, с ответчика МБОУ СОШ № 17 в пользу истца должна быть взыскана указанная сумма без учета налога на доходы физических лиц, а налог на доходы физических лиц подлежит учету и отчислению в доход государства при исполнении решения суда.

При таких обстоятельствах, в пользу истца взысканная судом сумма недоначисленной и невыплаченной заработной платы в размере 16067,24 руб. указана без вычета НДФЛ, поскольку вычет НДФЛ при расчете подлежащей взысканию суммы противоречит требованиям закона, так как суд не является налоговым агентом и удержание налога на доходы физических лиц в соответствии с действующим законодательством (ст. 24, 226 Налогового кодекса Российской Федерации) производится при исполнении решения суда.

В соответствии со ст.90 ГПК РФ суд может освободить от уплаты государственной пошлины по основаниям и в порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с ч.2 ст.333.20 НК РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

Принимая во внимание, что ответчик МБОУ СОШ № 17 является бюджетным учреждением, финансируется из средств бюджета муниципального района «Хилокский район», собственных доходов не имеет, собственником имущества ответчика является муниципальных район «Хилокский район» и находится у ответчика на праве оперативного управления, то суд считает необходимым освободить ответчика МБОУ СОШ № 17 от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 17 с.Хушенга (ИНН 7523004316) в пользу Ореховой Марины Викторовны (паспорт <данные изъяты>) недоначисленную и невыплаченную заработную плату за июнь, за август 2023 г. - май 2024 г. в размере 16067,24 рублей.

Обязать Администрацию муниципального района «Хилокский район» (ИНН 75230003030) и Комитет образования муниципального района «Хилокский район» (ИНН 7523003070) профинансировать МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 17 с.Хушенга на выплату Ореховой Марине Викторовне недоначисленной и невыплаченной заработной платы в размере 16067,24 рублей, при недостаточности финансовых средств у учреждения.

Освободить МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 17 с.Хушенга от оплаты государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Хилокский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 15.08.2024 г.

Судья                                      С.А.Клейнос

28.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.06.2024Передача материалов судье
01.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.08.2024Судебное заседание
15.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее