Дело № 12-46/2023
03RS0004-01-2023-000196-15
РЕШЕНИЕ
г.Уфа 20 февраля 2023 года
Судья Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан Идиятова Н.Р.,
с участием заявителя Судеева С.В.,
защитника Судеева С.В. – ФИО1,
государственного инспектора труда ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Судеева С.В. на постановление государственного инспектора труда ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ в отношении Судеева С.В., личные данные
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора труда ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ, Судеева С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Судеева С.В. обратился с жалобой, в которой просит постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
В судебном заседании заявитель Судеева С.В. и его защитник ФИО1 доводы жалобы поддержали, просили постановление отменить, производство по делу прекратить.
Государственный инспектор труда ФИО2 в судебном заседании полагала постановление законным и обоснованным, жалобу считала подлежащей оставлению без удовлетворения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, судья находит постановление государственного инспектора труда ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ подлежащим оставлению без изменения, а жалобу Судеева С.В. без удовлетворения по следующим основаниям.
В силу ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
В силу требований ст.210 Трудового кодекса к основным направлениям государственной политики в области охраны труда относится обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников. Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ и законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Согласно абз.14 ч.3 ст.214 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований.
В суде установлено, что постановлением государственного инспектора труда ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ, Судеева С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб.
Государственным инспектором труда ФИО2 на основании постановления прокурора о возбуждении производства по делу № б/н от ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ в отношении Судеева С.В.
<адрес> во исполнение решения коллегии прокуратуры республики «О состоянии законности и практике прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан» проведена проверка соблюдения законодательства об охране труда на предприятиях, в которых имелись случат: производственного травматизма по результатам которой выявлены нарушения законодательства в сфере охраны труда в деятельности ГУП «Башавтотранс».
Из протокола следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 трудовым договором № принят в ГУП «Башавтотранс» РБ ведущим специалистом административно - хозяйственного отдела (АХО), в тот же день с ФИО3 заключен трудовой договор №, согласно которому ФИО3 принят в ГУП «Башавтотранс» РБ электромонтёром но обслуживанию электрооборудования.
В нарушение абз.15 ч.3 ст.214 Трудового кодекса РФ ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ допущен к выполнению работ по профессии электромонтёр по обслуживанию электрооборудования без прохождения в установленном порядке предварительного медицинского осмотра.
Согласно п.3 приказа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о проведении обязательных предварительных и периодического медицинских осмотров ГУП «Башавтотранс» РБ», и должностной инструкции № от ДД.ММ.ГГГГ обязанность организации выдачи направлений на предварительный медицинской осмотр закреплена за руководителем службы охраны труда Судеева С.В.
Нарушение вышеуказанных норм руководителем службы охраны труда Судеева С.В. приводит к нарушению прав работников на охрану труда.
В силу ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Руководитель службы охраны труда Судеева С.В. является ответственным должностным лицом за соблюдение требований законодательства об охране груда в части прохождения предварительного медицинского осмотра.
Должностным лицом - руководителем службы охраны труда Судеева С.В. по адресу: <адрес> период времени с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время нарушены вышеуказанные нормы законодательства об охране труда, что является основанием для возбуждения производства об административном правонарушении, предусмотренном по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, то есть допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательного предварительного (при поступлении па работу) и периодического медицинского осмотра.
Из объяснения руководителя службы охраны груда Судеева С.В. следует, что вину в совершении административного правонарушения по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ признает в полном объеме.
Совершение административного правонарушения руководителем службы охраны труда Судеева С.В. по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ подтверждается материалами проверки.
Обстоятельство, смягчающее административную ответственность руководителем службы охраны груда Судеева С.В. признание вины.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность руководителем службы охраны труда Судеева С.В. нс установлено.
В материалах представленных прокуратурой <адрес> имеется ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ № б/н о снижении штрафных санкций по акту контрольно (надзорного) мероприятия.
Согласно указанному ходатайству Судеева С.В. просил при вынесении наказания учесть устранение нарушений, что в силу абз.14 ч.3 ст.214 Трудового кодекса РФ ФИО3 организовано прохождение обязательного предварительного медосмотра, а так же за совершение правонарушения впервые и просил назначить административное наказание с применением норм ст.4.1.1 КоАП РФ и вынести предупреждение. Данное ходатайство отклонено, поскольку правонарушение совершенное впервые не может быть смягчающим обстоятельством как следует из ч.1 ст.4.2 КоАП РФ.
В ходатайстве Судеева С.В. указал, что ранее, а именно ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 прошел предварительный медицинский осмотр по профессии техник (электрик) при трудоустройстве в ООО «Аплеона РУС», однако в ГУП «Башавтотранс» РБ ФИО3 был принят электромонтером по обслуживанию электроустановок, таким образом ГУП «Башавтотранс» РБ должно было направить ФИО3 на предварительный медицинский осмотр как работника, проводящего работы, связанных с техническим обслуживанием электроустановок напряжением 50 В и выше переменного тока и 75 В и выше постоянного тока, проведением в них оперативных переключений, выполнением строительных, монтажных, наладочных, ремонтных работ, испытанием и измерением (по виду работ)в соответствии с п.9 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных ч.4 ст.213 Трудового кодекса РФ перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры утв. Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н.
На рассмотрение дела об административном правонарушении Судеева С.В. заявлял ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ № б/н о снижении штрафных, санкций по акту контрольно (надзорного) мероприятия, в котором Судеева С.В. ссылается на письмо Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении обязательных медицинских осмотров работников в период действия ограничений, связанных с распространением короновирусной инфекции», в связи с распространением короновирусной инфекции и введением ограничений па территории субъектов РФ до снятия таких ограничений. В соответствии с вышеуказанным письмом Судеева С.В. считает, что допуск работников к исполнению им трудовых обязанностей в указанный период без прохождения обязательных медицинских осмотров не является нарушением, предусматривающим административное наказание должностных и юридических лиц согласно ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, в связи с чем просит, прекратить производство по делу за отсутствием события административного правонарушения.
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, при наличии которого производство но делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
При этом КоАП РФ не даст определения события административного правонарушения, однако изучение его содержания, а 'также изучение судебной практики позволяет сделать вывод, ч то событие административного правонарушения - это состоявшийся факт нарушения каких-либо норм законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность. Соответственно, отсутствие события административного правонарушения - эго отсутствие факта нарушения норм законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность.
В указанном письме сделана ссылка на п.2 распоряжения правительства РФ от 21 с марта 2020 года №-р, согласно которому высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ обеспечить временное приостановление проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации определённых групп взрослого населения в медицинских организациях, участвующих в реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Указанные профилактические медицинские осмотры и диспансеризация проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения.
Однако проведение предварительных медицинских осмотров (при поступлении па работу) и периодических осмотров работников регламентируется Трудовым кодексом РФ. В письме Минтруд России лишь полагает целесообразным временно приостановить проведение обязательных медицинских осмотров работников за исключением отдельных категорий работников.
В соответствии с Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №п в п.16 раздела 3 приложения № к Приказу от ДД.ММ.ГГГГ №п были внесены изменения, согласно которым, в случае введения в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, проведение периодических осмотров, указанных в Перечне факторов и Перечне работ (за исключением пп.14 – 26.1 Прения работ, а также случаев, когда условия труда отнесены к подклассам 3.3 и 3.4 в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий груда»), по решению работодателя может быть отложено, но не более чем на 6 месяцев.
Вышеуказанные нормативные документы содержат лишь рекомендации, относящиеся к проведению периодических медицинских осмотров, но не относящихся к проведению предвари тельных (при приеме па работу) медицинских осмотров.
В тоже время, письмо Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении обязательных медицинских осмотров работников в период действия ограничений, связанных с распространением, короновирусной инфекции», в связи с распространением короновирусной инфекции не зарегистрировано в Минюсте России и является письмом рекомендательного характера.
Генеральным директором ГУП «Башавтотранс» РБ не отложен срок прохождения предварительных и периодических медицинских осмотров, во время рассмотрения дела об административном правонарушении соответствующий приказ не представлен. Вышеуказанные нормативные акты в настоящее время не применимы.
Согласно ст.419 Трудового кодекса РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
При проведении расследования несчастного случая и рассмотрении дела об административном правонарушении не установлено непредвиденных, непреодолимых для должностного лица препятствий, находящихся вне контроля и способных повлиять на соблюдение трудового законодательства.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ выражается в допуске работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательного психиатрического освидетельствования.
Состав административного правонарушения имеется. При рассмотрении административного дела установлено, что данный факт нарушает нрава работника, охрана которого гарантирована трудовым законодательством. Данное нарушение подтверждаются материалами дела.
Совершенным административным правонарушением Общество нарушило права работника на безопасные условия труда, 15 связи с этим совершенное административное правонарушение не может быть признано <данные изъяты>
<данные изъяты>
В действиях Судеева С.В. установлены состав и событие административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательного психиатрического освидетельствования.
Таким образом, Судеева С.В. нарушил ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, в связи с чем, государственный инспектор труда ФИО2 пришла к правильному выводу о совершении Судеева С.В. административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Достоверность, допустимость и относимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
При рассмотрении дела нарушений требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение постановления государственного инспектора труда ФИО4 по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ допущено не было.
Административное наказание заявителю назначено в пределах санкции ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Порядок привлечения Судеева С.В. к административной ответственности и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Доводы жалобы Судеева С.В. не являются основанием для отмены постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного государственным инспектором труда в отношении Судеева С.В., в связи с чем, жалоба Судеева С.В. подлежит оставлению без удовлетворения.
Таким образом, судья, оценивая представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в совокупности, приходит к выводу о том, что постановление по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным, а потому жалоба Судеева С.В. подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора труда ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Судеева С.В. - оставить без изменения, жалобу Судеева С.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления в Верховный Суд Республики Башкортостан.
Судья Н.Р.Идиятова