Дело № 2-290/2022
УИД 10RS0003-01-2022-000915-48
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
21 октября 2022 года г. Кемь, РК
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гордевича В.С.,
при секретаре Рассоловой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания - Центр комплексного обслуживания» к Петрюку Н.В. и Петрюк В.В. об обязании произвести определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Управляющая компания – Центр комплексного обслуживания» обратилось в Кемский городской суд к Петрюку Н.В. и Петрюк В.В. с названными исковыми требованиями по тем основаниям, что в соответствии с протоколом общего собрания собственников ООО «Управляющая Компания - Центр Комплексного Обслуживания» осуществляет управление многоквартирным домом № <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ с заявлением к ООО «УК-ЦКО» обратился Петрюк Н.В. о необходимости проведения осмотра радиатора отопления. Согласно Акту ООО «УК-ЦКО» от ДД.ММ.ГГГГ в результате осмотра на двух радиаторах отопления обнаружены небольшие трещины, с которых подтекает вода. Петрюк Н.В. поставлен в известность о том, что необходимо произвести замену радиаторов. С данным актом Петрюк Н.В. не согласен. В связи с тем, что ответчики отказываются производить замену радиаторов, и во избежание аварийных ситуаций сотрудниками управляющей организации были перекрыты стояки отопления. Для дальнейшего восстановления работоспособности стояков отопления Управляющей организации необходимо провести следующие работы: снять радиаторы отопления в <адрес>, установить запорные арматуры с устройством перемычки взамен снятых радиаторов. После проведения данных работ система отопления будет в пригодном для работы состоянии. В последующем для установки новых радиаторов не потребуется перекрытие стояков отопления. В настоящее время без отопления находятся квартиры №№,13,16, о чем поступают жалобы в аварийно - диспетчерскую службу ООО «УК-ЦКО». ДД.ММ.ГГГГ Петрюк Н.В. отказался предоставить допуск к общему имуществу МКД № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Пункт 1.4 договора управления гласит: в состав общего имущества также входят: внутридомовые инженерные системы холодного водоснабжения, водоотведения, системы отопления, электроснабжения, канализации. Согласно Приложению № к договору управления многоквартирным домом № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ примечание 1: к общедомовым инженерным системам относятся: стояки отопления, ответвления от стояков до отсекающей арматуры (вентиля) или до первого сварного соединения на стояке.
На основании изложенного, просили обязать Петрюка Н.В. и Петрюк В.В. предоставить доступ к инженерным коммуникациям, находящимся в <адрес>: системе отопления, для проведения аварийных работ по восстановлению работоспособности стояков отопления; обратить решение в части предоставления доступа в жилое помещение для выполнения аварийных работ по восстановлению работоспособности стояков отопления к немедленному исполнению; взыскать с ответчиков судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 6000 рублей.
Представитель истца ООО «УК – ЦКО» по доверенности Новожеева В.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, дополнив, что по факту недопуска к системе отопления составлен только один акт, так как не было больше времени ходить к ответчику и просить предоставить доступ, в связи с тем, что начался отопительный сезон, нужно было срочно запустить систему отопления. В связи с этим сразу было направлено исковое заявление в суд. Стояки отопления в квартире ответчиков перекрыты. Стояки в пригодном состоянии для работы, но в связи с тем, что радиаторы отопления подтекают в квартире ответчика, были перекрыты стояки отопления, с целью того, чтобы радиаторы не взорвались и не затопили квартиры жильцов и ответчика. Они хотят к батарее установить запорную арматуру с устройством перемычки взамен снятых радиаторов. Затем собственник может приобрести новые радиаторы и установить их, для этого не придется перекрывать стояки отопления. Когда они установят запорную арматуру, то она позволит отсечь батарею ответчиков от общего теплоснабжения стояка, что позволит отапливать № и 13. Петрюк Н.В. хочет, чтобы они заменили ему этот радиатор отопления за счет собственных средств. После составления акта ДД.ММ.ГГГГ Петрюку Н.В. разъяснялось устно, что он должен сам снять радиаторы отопления, так как это его имущество. Воспрепятствование выразилось в том, что ответчик не снял радиаторы отопления.
Ответчик Петрюк Н.В. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, поддержав ранее представленное возражение, в котором пояснил, что от него на имя генерального директора ООО «УК-ЦКО» поступило заявление от ДД.ММ.ГГГГ, с просьбой о создании комиссии и проведении осмотра радиаторов отопления на предмет исправности элементов отопления. Истец в исковом заявлении ссылается на акт от ДД.ММ.ГГГГ, которым в результате осмотра двух радиаторов отопления обнаружены трещины и установлена необходимость произвести замену радиаторов. Он при осмотре радиаторов отопления настаивал на необходимости производства замены радиаторов отопления. Заявления ответчика о том, что он не предоставил доступ к общедомовому имуществу, не соответствуют действительности. Доступ был предоставлен. Представители истца отказались произвести замену радиаторов отопления, считая, что не несут за это никакой ответственности. Считает, что радиаторы, подлежащие замене в их квартире, являются элементами общедомового имущества и ответственность за их исправность и надлежащую эксплуатацию несет исключительно управляющая компания.
Дополнительно пояснил, что срок службы стальных радиаторов по СНИПам составляет двадцать пять лет. Уже семь лет, как вышел срок их эксплуатации, на них трещина приличная. Он написал заявление, через два дня к нему приехали, всё сфотографировали. Через день-два, возможно ДД.ММ.ГГГГ, приехал мастер, зашел домой, спросил: «Что, батареи не сняты?». Сказал, что он уходит, так как ему тут делать нечего. Разрешение на установку запорной арматуры мастер у него не спрашивал. На этом все закончилось, больше никого не было. Он никому не препятствовал.
Ответчик Петрюк В.В., будучи надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, об уважительных причинах неявки суду не сообщила, об отложении судебного заседания не просила.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Суд, заслушав представителя истца, ответчика Петрюка Н.В., исследовав материалы настоящего гражданского дела, считает иск не подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что ответчик Петрюк В.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается Выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости.
Согласно справке о регистрации по месту жительства, выданной МП ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в указанном жилом помещении зарегистрированы ответчики Петрюк Н.В. и Петрюк В.В.
На основании решения собственников помещений многоквартирного <адрес> Республики Карелия, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, был выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией – Обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания - Центр комплексного обслуживания».
В соответствии с договором управления многоквартирным домом от 01 марта 2020 года Перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме включает, в том числе, обеспечение функционирования всех общедомовых инженерных систем и оборудования дома (… систем отопления …) в пределах установленных норм (Приложение № 1 к Договору).
14 сентября 2022 года Петрюк Н.В. обратился в управляющую компанию с заявлением о создании комиссии и проведении осмотра радиаторов отопления в связи с обнаружением на нем трещины.
Согласно Акту осмотра радиаторов отопления ответчика от 16.09.2022, составленным генеральным директором ООО «УК – ЦКО», начальником участка по обслуживанию ЖФ Барда К.А. и Петрюком Н.В., в результате осмотра радиаторов отопления в квартире ответчиков, на двух радиаторах обнаружены небольшие трещины, с которых подтекает вода. Собственник квартиры поставлен в известность о необходимости произвести замену радиаторов. Петрюк Н.В. с данным актом не согласен. Фактически Петрюк Н.В. не согласен с тем, что он должен произвести замену радиаторов отопления, так как считает, что радиаторы отопления в его квартире относятся к общедомовому имуществу, поэтому обязанность по их замене лежит на управляющей компании. Данная позиция подтверждена Петрюком Н.В. в судебном заседании.
20 сентября 2022 года мастером участка и слесарем ООО «УК – ЦКО» составлен Акт о том, что Петрюк Н.В. отказался предоставить допуск к общему имуществу многоквартирного <адрес>, для проведения аварийных работ в системе отопления, и проинформирован о необходимости проведении данного вида работ общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Из этого следует, что возложение обязанности по содержанию собственности возможно не только на собственника, но и на других лиц в специально оговоренных случаях.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса РФ, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Как указано в части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.1.2 ст. 161 ЖК РФ).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» в минимальный перечень работ, выполняемых для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах включен контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации (пункт 18).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с положениями данных правил в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пп. «а» п. 11 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (пп. «а» п. 16 Правил).
В соответствии с пп. «б,в» п. 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 исполнитель имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время, а также требовать допуска гарантирующего поставщика (сетевой организации - в отношении жилого дома (домовладения) в предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях, когда обязанность по установке приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика, сетевую организацию; требовать от потребителя полного возмещения убытков, возникших по его вине, в случае невыполнения обязанности допускать в занимаемое им жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб в случаях, указанных в подпункте «е» пункта 34 настоящих Правил).
В силу подпункта «е» пункта 34 Правил от 06.05.2011 № 354, потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
В силу пункта 1.4 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» граждане, юридические лица обязаны использовать жилые помещения, а также подсобные помещения и оборудование без ущемления жилищных, иных прав и свобод других граждан.
Как установлено в судебном заседании, ответчик Петрюк Н.В. препятствий в доступе в жилое помещение сотрудникам управляющей компании не чинил. Со слов ответчика Петрюка Н.В., пришедший для производства работ 20.09.2022 мастер, не стал их производить и ушел из квартиры в связи с тем, что Петрюком Н.В. самостоятельно не были сняты радиаторы отопления. Данный факт не отрицался в судебном заседании и представителем истца. Таким образом, воспрепятствование производству работ фактически выразилось в том, что Петрюк Н.В. самостоятельно не снял радиаторы отопления, что, по мнению истца, является препятствием к осуществлению аварийных работ по восстановлению работоспособности системы отопления. Однако, в судебном заседании установлено и не опровергнуто представителем истца, что фактически ответчики доступу в квартиру сотрудникам управляющей компании не препятствовали, что мастер отказался проводить работы, так как радиаторы отопления не были сняты ответчиками. В судебном заседании установлено и подтверждается как представителем истца, так и ответчиком, что стояки отопления, проходящие через квартиру ответчиков, отключены, следовательно, поскольку ответчики не препятствовали доступу в жилое помещение, сотрудники управляющей компании имели возможность осуществить запланированные работы, при необходимости сняв самостоятельно радиаторы отопления. На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку ответчики препятствий управляющей компании в доступе в жилое помещение не чинили.
Кроме того, как следует из заявленных исковых требований, истец просит обязать ответчиков предоставить доступ к системе отопления, находящейся в квартире ответчиков для проведения аварийных работ по восстановлению работоспособности стояков отопления. Однако, в судебном заседании установлено и подтверждается представителем истца, что стояки отопления никаких повреждений не имеют и находятся в работоспособном состоянии, а управляющей компанией планируется установка запорной арматуры и перемычек, которые бы позволили подать отопление в квартиры №,№ и 13, минуя радиаторы отопления, расположенные в квартире ответчиков №. То есть, запланированы работы не с целью устранения аварийной ситуации, что с учетом приведенных выше норм права также является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании положений ст. 98 ГПК РФ, учитывая, что в удовлетворении исковых требований отказано, оснований для взыскания с ответчиков в пользу истца судебных расходов по оплате государственной пошлины, не имеется.
Руководствуясь ст., ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания – Центр комплексного обслуживания» к Петрюку Н.В. и Петрюк В.В. – отказать.
Решение может быть обжаловано через Кемский городской суд Республики Карелия:
- в апелляционном порядке - в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме;
- в кассационном порядке - в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Председательствующий: В.С.Гордевич
Решение в окончательной форме вынесено 28 октября 2022 года.