Дело № 2-1307/2023
39RS0010-01-2023-000917-29
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Гурьевск 04 октября 2023 г.
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Тарасенко М.С.,
при секретаре Келлер Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева Владимира Владимировича к обществу с ограниченной ответственностью «Новик-Транс» о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Васильев В.В. обратился в суд с иском, с учетом уточнений, к обществу с ограниченной ответственностью «Новик-Транс» (далее – ООО «Новик-Транс») о компенсации морального вреда в размере 100 000 руб.
В обоснование исковых требований Васильев В.В. указал, что 07.06.2022 г. он был принят на работу в ООО «Новик Транс» на должность инженера ПТО. 09.02.2023 г. главный инженер ФИО18 сообщил ему по телефону, что принято решение о сокращении в штатном расписании должности ПТО. 13.02.2023 г. он обнаружил неисправность компьютера, на котором работал, о чем написал служебную записку своему руководителю главному энергетику ФИО17 На момент обращения с иском в суд прошло почти два месяца, однако компьютер не отремонтирован, никакой другой в качестве подменного для работы не предоставлен. 18.02.2023 г. сотрудник отдела кадров ФИО19 предоставила ему оформленное со стороны ООО «Новик-Транс» соглашение о расторжении трудового договора, на что он сообщил, что в настоящее время расторгать трудовой договор не собирался, однако учитывая сокращение занимаемой им должности, представил свой вариант соглашения, где уточнил размер выходного пособия. Под надуманным предлогом о сдаче помещения в аренду было принято решение переместить рабочие места главного энергетика и инженера ПТО из кабинета №1 на 1 этаже в кабинет №43 на 4 этаже. Через непродолжительное время рабочее место главного энергетика вернули обратно, а его оставили в полной изоляции в кабинете №43. В результате этих действий было сделано все, чтобы он не мог полноценно работать, его рабочее место не оборудовано, отсутствует компьютер, нет доступа к принтеру и сканеру, нет доступа к сети, и соответственно к служебной почте. Он вынужден носить личный компьютер, его полностью изолировали он выполнения каких-либо производственных задач.
Кроме того, Васильев В.В. указывает, что начались меры финансового воздействия, за март 2023 года ему выплатили «голый оклад». Также началось давление со стороны его непосредственного руководителя ФИО20 который стал поручать задания, не входящие в его должностные обязанности и часто заранее невыполнимые.
Васильев В.В. полагает указанное выше умышленным действиями, направленными на то, чтобы создать неприемлемые для него условия работы, оказать на него психологическое давление и вынудить его уволиться по собственному желанию. Указывая, что в результате психологического давления ухудшилось его состояние здоровья, ссылаясь на нарушение работодателем норм трудового законодательства, Васильев В.В. обратился с настоящим иском в суд.
В судебном заседании Васильев В.В. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ООО «Новик-Транс» Калинина О.А. исковые требования не признала, пояснив, что перемещение сотрудников из одного кабинета в другой является правом работодателя. У Васильева В.В. был большой кабинет, у него имелся компьютер и все необходимое для работы. В марте 2023 года премия по итогам работы за месяц не была выплачена не только Васильеву В.В., но и другим работникам. Поскольку Васильев В.В. стал отказываться выполнять поручаемые ему в устной форме задания, в апреле 2023 г. ему было вручено письменное задание, однако Васильев В.В. данное задание также не выполнил. За него это задание был вынужден выполнить его руководитель ФИО21 Сокращение должности инженера ПТО не планировалось, сокращение штата в организации не проводилось, это было желание Васильева В.В., чтобы его уволили в связи с сокращением штата.
Заслушав вышеуказанных лиц, показания свидетелей и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В целях защиты прав и законных интересов лиц, работающих по трудовому договору, в Трудовом кодексе Российской Федерации введено правовое регулирование трудовых отношений, возлагающее на работодателя дополнительную ответственность за нарушение трудовых прав работника.
В силу положений абзаца четырнадцатого части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзацы первый, второй и шестнадцатый части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Порядок и условия возмещения морального вреда работнику определены статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Судом установлено, что 07.06.2022 г. Васильев В.В. был принят на работу в ООО «Новик-Транс» на должность инженера ПТО (л.д.15-17, 20).
Васильев В.В. указывает, что в период работы нарушались его трудовые права, в частности, в течение двух месяцев с февраля по март 2023 г. ему не поручались никакие задания, его рабочее место не было оборудовано, ему было дано задание, которое он не только не мог выполнить в установленные в задании сроки, но и не имел права на его выполнение, заработная плата ему выплачивалась в меньшем размере, чем было установлено.
Указанные действия, по мнению Васильева В.В., были направлены на то, чтобы вынудить его уволиться по собственному желанию, а не в связи с сокращением штата.
Вместе с тем, данные доводы Васильева В.В. в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения.
Так судом установлено, что Васильев В.В. вместе со своим непосредственным руководителем главным энергетиком ФИО23 занимал кабинет на первом этаже здания.
В конце февраля 2023 г. Васильев В.В. и ФИО22 были перемещены в другой кабинет, расположенный на 4 этаже здания.
Через несколько дней Граневский Г.Л. вернулся в старый кабинет, а Васильев В.В. остался занимать кабинет на 4 этаже.
Из представленных Васильевым В.В. фотоснимков следует, что предоставленный ему кабинет просторный, имеется достаточная инсоляция, в кабинете установлен стол, имеется тумбочка, офисный стул, монитор, вентилятор (л.д.22).
Согласно доводам Васильева В.В., в течение двух месяцев ему не поручали никакие задания, его компьютер находился в ремонте, доступ в сеть Интернет и к служебной почте у него отсутствовал, пока он находился на больничном, у него забрали монитор, офисный стул, оставили только стол и два стула.
Судом по ходатайству Васильева В.В. были допрошены свидетели ФИО9 и ФИО10
Так, свидетель ФИО9 пояснил, что 17.04.2023 г. он по личному вопросу приезжал к Васильеву В.В. на работу. Васильев В.В. сидел в пустом кабинете, компьютера или другой оргтехники в кабинете не было.
Свидетель ФИО10 пояснил, что он работает в лоцманской службе, которая расположена рядом с кабинетом, который занимал Васильев В.В. 15.05.2023 г. в лоцманской службе пропал свет, в связи с чем он зашел к Васильеву В.В. и увидел, что Васильев В.В. сидит в пустом кабинете, были только стол и стул, оргтехники не было.
Однако показания данных свидетелей не свидетельствуют о нарушении работодателем норм трудового законодательства, а кроме того, суд критически относится к показаниям указанных свидетелей.
Так свидетель ФИО9 на вопрос суда пояснил, что когда он заезжал к Васильеву В.В. на работу он точно не помнит, дату 17.04.2023 г. ему сказал Васильев В.В.
Допрошенный в судебном заседании ФИО13 являющийся на тот момент главным энергетиком, пояснил, что 15.05.2023 г. в лоцманской службе электричество не отключали. Каждое отключение электричества в лоцманской службе согласуется заранее с указанием точного времени отключения. На время отключения электричества устанавливаются генераторы, лоцманская служба не может находиться без электричества. В лоцманской службе имеются номера телефонов, куда необходимо обращаться в случае внезапного отключения электричества, и обращаться по этому поводу к Васильеву В.В. не было никакой необходимости. В случае, если бы электричество отключили, ему бы немедленно позвонили. Однако таких звонков ему не поступало.
Кроме того, свидетель ФИО14 пояснил, что в период с февраля по март Васильевым В.В. выполнялись различные задания. Компьютер Васильева В.В. действительно находился в ремонте, при этом он неоднократно предлагал ему воспользоваться служебным ноутбуком, однако Васильев В.В. отказывался, предпочитая пользоваться личным.
Данное обстоятельство Васильев В.В. подтвердил в судебном заседании, пояснив, что служебный ноутбук ему не был нужен, у него имелся свой. Однако он все равно не мог исполнять свои обязанности, поскольку у него отсутствовал доступ в сеть Интернет и к служебной почте.
Из показаний свидетеля ФИО15 следует, что Васильев В.В. просил, чтобы его подключили к сети Интернет с помощью кабеля. Однако доступ в сеть Интернет в ООО «Новик-Транс» осуществляется посредством подключения через Wi-Fi. Каких-либо препятствий подключиться к сети Интернет через Wi-Fi у Васильева В.В. не было. Кроме того, у всех сотрудников ООО «Новик-Транс», в частности Васильева В.В., есть корпоративная связь, в связи с чем Васильев В.В. мог подключиться к сети Интернет с помощью мобильного телефона. Стационарных телефонов в ООО «Новик-Транс» нет, для сканирования и распечатывания документов сотрудники ООО «Новик-Транс» пользуются многофункциональным устройством, которое установлено одно на несколько кабинетов. Для выполнения своих обязанностей доступ к служебной почте Васильеву В.В. не требовался, все задания Васильев В.В. получал от него. Во время нахождения компьютера в ремонте каких-либо заданий для выполнения которых требовался компьютер, заданий, которые Васильев В.В. не мог выполнить, он ему не поручал.
Васильев В.В. в обоснование исковых требований указал, что 19.04.2023 г. ему было вручено задание, которое он не мог выполнить в установленный срок и не имел права его выполнять, поскольку у него нет соответствующей группы доступа по электробезопасности.
Так из служебного задания от 19.04.2023 г. следует, что Васильеву В.В. было поручено в течение 7 дней с даты ознакомления с данным документом составить полный перечень энергетического оборудования объекта «Складской комплекс», находящегося по адресу: <адрес > (л.д.137).
20.04.2023 г. Васильев В.В. подготовил служебную записку, в которой указал, что для исполнения задания от 19.04.2023 г. он просит сделать запрос в бухгалтерию и предоставить ему для выполнения работы список находящегося на балансе предприятия энергетического оборудования, а также отсутствующие у него технологические схемы и паспорта на изделия для указания в отчете технических характеристик оборудования (л.д.125).
На отсутствие группы доступа по электробезопасности, на несоответствие порученного задания долждностным обязанностям Васильев В.В. в данной служебной записке не ссылался.
Данная служебная записка содержит запись, выполненную ФИО16., о том, что для составления перечня оборудования не требуется предоставление вышеуказанных документов. По данному распоряжению необходимо отобразить фактическое наличие оборудования и основные характеристики инженерных систем после реконструкции.
02.05.2023 г. Васильев В.В. обратился к работодателю с заявлением об отмене распоряжения от 19.04.2023 г., указав, что объем работы не позволяет выполнить ее в установленный семидневный срок; по содержанию работ задание относится к кругу ведения энергетика складского комплекса, и не соответствует условиям его трудового договора, функциональным обязанностям занимаемой им должности, описанным в классификаторе профессий (ОКПДТР); он не имеет действующей группы допуска по электробезопасности; электротехнический персонал (дежурные электрики) получил срочное задание на выполнение электромонтажных работ, и помочь ему не смог; у него отсутствует допуск в помещения, занимаемые арендаторами (л.д.138-139).
На указанное заявление 15.05.2023 г. Васильеву В.В. был дан ответ, согласно которому распоряжение от 19.04.2023 г. было выполнено Граневским Г.Л. в установленные в распоряжении сроки в связи с открытием Васильевым В.В. листа нетрудоспособности от 24.04.2023 г. (л.д. 140).
Граневский Г.Л. в судебном заседании пояснил, что для выполнения данного задания никакой группы допуска по электробезопасности не требовалось. Кроме того, Васильева В.В. для выполнения задания должен был сопровождать электрик ФИО11 Однако Васильев В.В. из своего кабинета не выходил, к электрику не обращался. Электрик действительно был занят на электромонтажных работах, но это было после обеда и задействован в этих работах он был только потому что Васильев В.В. к нему не обратился. Когда он зашел к Васильеву В.В. в кабинет, чтобы узнать, по какой причине тот не выполняет задание, Васильев В.В. сидел за столом и перед ним лежали чистые листы бумаги, а на следующий день Васильев В.В. ушел на больничный. Данное задание пришлось выполнять ему, и выполнил он его за два дня.
В обоснование исковых требований Васильев В.В. указал также, что в отношении него стали применяться меры финансового воздействия, в частности, за март 2023 г. он получил только оклад.
Согласно пункту 2.1 трудового договора, заключенного между ООО «Новик-Транс» и Васильевым В.В., за выполнение трудовых обязанностей работнику устанавливается заработная плата (оклад) в размере 40 000 руб.
За добросовестное исполнение своих трудовых обязанностей к работнику могут применяться стимулирующие выплаты в виде выплаты денежного поощрения (пункт 2.2 трудового договора) (л.д.34-36).
Из представленных ООО «Новик-Транс» расчетных листов следует, что Васильеву В.В. выплачивалась заработная плата в размере 40 000 руб. (л.д. 134-136).
Кроме того, Васильеву В.В. ежемесячно с июня 2022 г. по февраль 2023 г. выплачивалась премия.
В марте 2023 г. премия Васильеву В.В. не выплачивалась.
Вместе с тем, поощрение сотрудников является правом, а не обязанностью работодателя.
Из предложения о выплате премии работникам энергетической службы следует, что главным энергетиком ФИО8 были предложены к поощрению 6 сотрудников службы (л.д. 181), при этом согласно справке о штатных сотрудниках в энергетической службе трудоустроены, помимо ФИО8, 9 человек (л.д. 180).
Таким образом, в марте 2023 г. денежное поощрение не было выплачено не только Васильеву В.В., но и еще двоим работникам.
Доводы Васильева В.В. об оказании на него психологического давления с целью понуждения его к увольнению по собственному желанию, а не по сокращению штата, какими-либо объективными доказательствами также не подтверждены.
Согласно доводам представителя ответчика, организационно-штатные мероприятия в ООО «Новик-Транс» не проводись, Васильев В.В. хотел, чтобы его уволили, в связи с сокращением штата.
Из штатного расписания от 31.07.2023 г. следует, что должность инженера ПТО в штатном расписании присутствует (л.д.131).
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО12, являющаяся сотрудником отдела кадров ООО «Новик-Транс» пояснила, что организационно-штатные мероприятия в ООО «Новик-Транс» не проводились и не планировались.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО8 пояснил, что о том, что должность инженера ПТО сокращают, ему сообщил Васильев В.В., сам он о предстоящем сокращении в организации ничего не слышал, другие сотрудники о сокращении штата ему не сообщали.
Представленные Васильевым В.В. аудиозаписи разговоров с расшифровкой не могут быть приняты судом в качестве относимых и допустимых доказательств, поскольку невозможно однозначно установить кем, когда и имел ли место в действительности данный разговор.
В судебном заседании была прослушала аудиозапись разговора с ФИО8
При этом ФИО8 пояснил, что часть разговора действительно имела место, однако разговор происходил в разные дни, где-то они общались лично, где-то по телефону, а какие-то фразы им вообще не произносились.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела нарушений трудовых прав Васильева В.В., незаконного бездействия или совершения со стороны работодателя действий, нарушающих личные неимущественные права истца либо посягающих на принадлежащие истцу нематериальные блага, судом не установлено.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для взыскания с ООО «Новик – Транс» компенсации морального вреда не имеется, в связи с суд находит исковые требования Васильева В.В. необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░-░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 11.10.2023 ░.
░░░░░: ░░░░░░░░░ ░.░.