Дело № 2-6578/2022 УИД 53RS0022-01-2022-009845-82
Решение
именем Российской Федерации
20 декабря 2022 года город Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Зуева Н.В.,
при секретаре Петровой А.А.,
с участием истца Бойковой О.М.
представителя ответчика Игнатенко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бойковой О.М. к Администрации Великого Новгорода, МКУ Великого Новгорода «Городское хозяйство» и Управлению по хозяйственному и транспортному обеспечению Администрации Великого Новгорода об обязании заключить договор социального найма,
установил:
Бойкова О.М. обратилась в Новгородский районный суд с иском к Управлению по хозяйственному и транспортному обеспечению Администрации Великого Новгорода об обязании заключить договор социального найма, указав, что она является нанимателем квартиры № № в доме № № корп. № по <адрес>. Совместно с ней в квартире зарегистрированы её дети Бойковы С.В. и И.В. Указанная квартира была предоставлена в ДД.ММ.ГГГГ году на основании ордера по месту работы. В связи с необходимостью оформления договора социального найма она обратилась к ответчику, однако ордера, дающего право на заселение в квартиру, не сохранилось, в связи с чем ей было отказано. За период проживания в данной квартире истец оплачивает коммунальные платежи.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Великого Новгорода, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МКУ Великого Новгорода «Городское хозяйство».
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ МКУ Великого Новгорода «Городское хозяйство» освобождение от участия в деле в качестве третьего лица и привлечено в качестве соответчика.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика МКУ Великого Новгорода «Городское хозяйство» требования не признала, что в заключении договора социального найма было отказано по причине отсутствия ордера.
Представитель Администрации Великого Новгорода в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представил сведения о том, что полномочия по заключению договор социального найма делегированы МКУ Великого Новгорода «Городское хозяйство».
Представитель Управления по хозяйственному и транспортному обеспечению Администрации Великого Новгорода в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представил заявление о рассмотрении в свое отсутствие, указал что не уполномочены на заключение договоров социального найма.
Третьи лица Бойковы С.В. и И.В. в судебное заседание не явились, представили заявления о поддержании исковых требований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что квартира № № в доме № № корп№ по <адрес> числится в реестре муниципального имущества на основании приказа Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ № №, акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.
Из пояснений истца в судебном заседании следует, что она работала на Банно-прачечном комбинате. Ей, как работнику, была предоставлена спорная квартира и выдан ордер. На её имя был открыт лицевой счет. Она производит оплату за жилищно-коммунальные услуги. С 1993 года проживает в данной квартире, поддерживает ее в надлежащем состоянии.
Данные обстоятельства в судебном заседании подтвердили и свидетели.
Согласно ч.3 ст.6 ЖК РФ, в жилищных отношениях, возникших до введения в действия акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
В соответствии со ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
В силу ч.1 ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения (ч.1 ст. 61 ЖК РФ).
В соответствии с п.п.1-5 ч.3 ст. 67 ЖК РФ, наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения; своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Для приобретения права пользования жилым помещением необходимо вселиться в него на законных основаниях и нести те обязанности, которые установлены законом.
Согласно ст.5 ФЗ от 29.12.2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На основании ст.298 ГК РСФСР, действовавшего в период с 01.10.1964 года по 01.01.2008 года, предоставление жилых помещений в домах местных Советов депутатов трудящихся производилось исполнительным комитетом местного Совета при участии представителей общественных организаций, а в домах государственных, кооперативных и общественных организаций - по совместному решению администрации и фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза, утвержденному исполнительным комитетом Совета депутатов трудящихся. На основании решения о предоставлении внаем жилого помещения исполнительный комитет местного Совета депутатов трудящихся выдавал гражданину ордер на занятие жилого помещения.
Согласно ст.301 ГК РСФСР, наравне с нанимателем жилого помещения члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, приобретали права и обязанности, вытекающие из договора найма. К членам семьи нанимателя относились супруг нанимателя, дети и родители. Другие родственники, а также нетрудоспособные иждивенцы могли быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживали совместно с нанимателем и вели с ним общее хозяйство. Если граждане, указанные в настоящей статье, перестали быть членами семьи нанимателя, но продолжали проживать в нанимаемом помещении, они имели такие же права и обязанности, как наниматель и члены его семьи.На основании ст. 302 ГК РСФСР, наниматель вправе в установленном порядке вселить в нанятое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретали равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилой площадью, если эти граждане признавались членами его семьи (ст. 301) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживавшими с ним совершеннолетними членами его семьи не было иного соглашения.
Аналогичные положения были закреплены в ст.ст.43,53 ЖК РСФСР, действовавшего в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.
Таким образом, в соответствии с нормами законодательства, действовавшего на момент вселения истицы и членов ее семьи в спорную квартиру, обязанность по надлежащему оформлению принятого решения о предоставлении жилого помещения возлагалась на администрацию предприятия, учреждения, организации, в ведении которых находилось то жилое помещение.
Ордер на жилое помещение являлся основанием для вселения в жилое помещение, однако отсутствие у гражданина ордера на занятие жилой площади при фактическом вселении в предоставленную ему квартиру, проживании в ней, исполнении обязанностей нанимателя, само по себе не служит препятствием к возникновению у такого лица права пользования жилым помещением.
Согласно ч.1 ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В силу ч.1 ст.63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
По смыслу указанных правовых норм в их взаимосвязи, основанием для возникновения права пользования жилым помещением государственного или муниципального жилищного фондов по договору социального найма выступают два юридических факта - принятие решения о предоставлении жилого помещения и заключение договора социального найма жилого помещения, причем принятие решения о предоставлении жилого помещения порождает обязанность заключить договор социального найма. Несоблюдение письменной формы договора социального найма между наймодателем и лицом, в отношении которого состоялось решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований жилищного законодательства, не может являться основанием для вывода о том, что у такого лица не возникло право пользования жилым помещением по договору социального найма, поскольку подтверждением заключения договора социального найма могут служить различные письменные доказательства. К числу таких доказательств относится, в частности, открытие вселившемуся лицу лицевого счета для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ст.ст. 51-54 ЖК РСФСР, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, и в силу ст.ст. 60-61, 67, 69, п.1 ст.70 ЖК РФ, действующих на момент рассмотрения дела в суде, возникновение у нанимателя права пользования жилым помещением обусловлено фактическим вселением в жилое помещение, пользованием жилым помещением по назначению и выполнением обязанностей по внесению платы за жилое помещение и коммунальных услуг.
В судебном заседании установлено, что вселение Бойковой О.М. и членов её семьи в спорное жилое помещение в 1993 году осуществлено на основании разрешения Банно-прачечного комбината, ей выданы ключи, открыт финансово-лицевой счет. Истец на протяжении длительного времени проживает в спорном жилом помещении, исполняет обязанности нанимателя в части содержания жилого помещения и оплаты коммунальных услуг. Требований о выселении истца из указанной квартиры никем не заявлялось.
Также установлено, что Бойкова О.М. зарегистрирована в спорном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. С этой же даты и по настоящее время в квартире зарегистрированы Бойковы С.В. и И.В.
Бойкова О.М. и члены её семьи неправомерных действий при предоставлении им жилья не допустили, не оформления документов в ходе предоставления жилого помещения не является основанием для умаления прав гражданина, добросовестно выполнявшего обязанности нанимателя квартиры.
Поквартирная карточка на квартиру каких-либо сведений об иных лицах, зарегистрированных и проживавших в данной квартире с момента вселения туда семьи истицы не содержит.
В судебном заседании совокупностью исследованных по делу доказательств установлено, что, несмотря на отсутствие у истца ордера и документально оформленного решения о предоставлении, фактически Бойкова О.М. с 1993 года вселилась в спорное жилое помещение, оплачивает коммунальные платежи по своему лицевому счету, производит содержание и текущий ремонт данной квартиры, т.е. исполняет обязанности нанимателя жилого помещения.
Таким образом, суд полагает, что между сторонами фактически сложились отношения, вытекающие из договора социального найма, в связи с чем приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания за истцом права пользования жилым помещением, в связи с чем требование истца об обязании заключения с ней договор социального найма на спорную квартиру, подлежит удовлетворению.
Обязанность по заключению договора социального найма следует возложить на МКУ Великого Новгорода «Городское хозяйство», так как согласно договора поручения от ДД.ММ.ГГГГ на данное учреждение возложены полномочия по заключению договоров найма.
Таким образом, требования в остальной части подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Бойковой О.М. (паспорт №) к Администрации Великого Новгорода, МКУ Великого Новгорода «Городское хозяйство» и Управлению по хозяйственному и транспортному обеспечению Администрации Великого Новгорода об обязании заключить договор социального найма удовлетворить частично.
Обязать МКУ Великого Новгорода «Городское хозяйство» (ИНН №) заключить с Бойковой О.М. договор социального найма жилого помещения - квартиры № № в доме № № корп. № по <адрес>, включив в него в качестве членов семьи нанимателя Бойкова О.М. и Бойкова О.М. .
В остальной части требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Н.В. Зуев
Мотивированное решение изготовлено 21 декабря 2022 г.