Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 января 2024 года Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Панковой М.А.,
При помощнике судьи Добиной Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-322/2024 по административному исковому заявлению Горбуновой Светланы Александровны, Царева Александра Николаевича, Клубникина Сергея Николаевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в котором просили суд
установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером №, наименование: часть объекта, назначение: нежилое, площадью 300,4 кв.м., номер этажа, тип этажа: этаж 1, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 7 190 332 рубля 33 копейки,
установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение, состоящее из комнат: 2 этаж комнаты №№ 1, 2, 3 (здание Лит А) – Административно-торговое здание Центра бытовых услуг, назначение: нежилое, площадью 225,7 кв.м., номер этажа, тип этажа: этаж 2, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 4 917 286 рублей 24 копейки,
установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером №, наименование: часть объекта, назначение: нежилое, площадью 157,8 кв.м., номер этажа, тип этажа: этаж 4, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 3 216 671 рубль 73 копейки,
установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером №, наименование: часть объекта, назначение: нежилое, площадью 307,2 кв.м., номер этажа, тип этажа: этаж -1, местоположение: <адрес>, кв. № 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 5 062 855 рублей 80 копеек,
установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение, состоящее из комнат: -1 этаж комната № 4 (здание Лит. А) – Административно-торговое здание Центра бытовых услуг, назначение: нежилое, площадью 94,1 кв.м., номер этажа, тип этажа: этаж -1, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 1 847 927 рублей 96 копеек.
Требования мотивированы тем, что административным истцам на праве собственности принадлежат указанные объекты недвижимости, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административных истцов как плательщиков налога на имущество физических лиц, размер которых исчисляется из кадастровой стоимости нежилых помещений.
На основании изложенного административные истцы считают, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в судебном порядке, просили требования удовлетворить.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Представитель ГБУ СО «Центр кадастровой оценки» представил письменный отзыв на административный иск, в котором разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования административных истцов подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Установлено, что помещение с кадастровым номером №, наименование: часть объекта, назначение: нежилое, площадью 300,4 кв.м., номер этажа, тип этажа: этаж 1, местоположение: <адрес>, на праве собственности принадлежит Горбуновой С.А.,
помещение с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение, состоящее из комнат: 2 этаж комнаты №№ 1, 2, 3 (здание Лит А) – Административно-торговое здание Центра бытовых услуг, назначение: нежилое, площадью 225,7 кв.м., номер этажа, тип этажа: этаж 2, местоположение: <адрес>, на праве общей долевой собственности принадлежит Сингаевскому И.Н., Горбуновой С.А.,
помещение с кадастровым номером №, наименование: часть объекта, назначение: нежилое, площадью 157,8 кв.м., номер этажа, тип этажа: этаж 4, местоположение: <адрес>, на праве общей долевой собственности принадлежит Цареву А.Н., Клубникину С.Н.,
помещение с кадастровым номером №, наименование: часть объекта, назначение: нежилое, площадью 307,2 кв.м., номер этажа, тип этажа: этаж -1, местоположение: <адрес>, кв. № 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, на праве собственности принадлежит Горбуновой С.А.,
помещение с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение, состоящее из комнат: -1 этаж комната № 4 (здание Лит. А) – Административно-торговое здание Центра бытовых услуг, назначение: нежилое, площадью 94,1 кв.м., номер этажа, тип этажа: этаж -1, местоположение: <адрес>, на праве общей долевой собственности принадлежит Куляпиной О.Н., Горбуновой С.А.,Сингаевскому И.Н., Хромову И.А., что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 года № 2451 определена кадастровая стоимость вышеуказанных помещений по состоянию на 01.01.2021 и составляет в отношении помещения с кадастровым номером № – 8415444 рубля 65 копеек, в отношении помещения с кадастровым номером № – 6573614 рубля 07 копеек, в отношении помещения с кадастровым номером № – 4761427 рублей 22 копейки, в отношении помещения с кадастровым номером № – 8575515 рублей 65 копеек, в отношении помещения с кадастровым номером № – 2935130 рублей 50 копеек, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Административные истцы, будучи собственниками спорных объектов, являются плательщиками налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет муниципального образования. Налоговой базой для исчисления налога на имущество является кадастровая стоимость объектов недвижимости.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Установление кадастровой стоимости нежилых помещений в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административных истцов как плательщиков налога на имущество, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости.
Согласно статье 22 Федерального закона Российской Федерации от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании.
Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
Согласно отчету об оценке ООО «ПлатО» от 20.11.2023 № 124-2/23, по состоянию на 01.01.2021 рыночная стоимость помещения с кадастровым номером № составляет 7 190 332 рубля 33 копейки.
Согласно отчету об оценке ООО «ПлатО» от 20.11.2023 № 125-2/23-01, по состоянию на 01.01.2021 рыночная стоимость помещения с кадастровым номером № составляет 4 917 286 рублей 24 копейки.
Согласно отчету об оценке ООО «ПлатО» от 20.11.2023 № 125-2/23-02, по состоянию на 01.01.2021 рыночная стоимость помещения с кадастровым номером № составляет 3 216 671 рубль 73 копейки.
Согласно отчету об оценке ООО «ПлатО» от 20.11.2023 № 126-2/23, по состоянию на 01.01.2021 рыночная стоимость помещения с кадастровым номером № составляет 5 062 855 рублей 80 копеек, рыночная стоимость помещения с кадастровым номером № составляет 1 847 927 рублей 96 копеек.
Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена по состоянию на 01.01.2021, то есть на дату определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчетах об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости помещений основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчетам об оценке документами.
С учетом изложенного, оснований полагать, что представленные административными истцами отчеты об оценке не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.
Согласно статье 12 Федерального Закона Российской Федерации № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость нежилых помещений, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется.
Суд считает возможным принять отчеты об оценке в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих величину рыночной стоимости нежилых помещений по состоянию на дату оценки, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанных отчетов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административных истцов подлежат удовлетворению.
Установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что административные истцы обратились в суд 14.12.2023, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Горбуновой Светланы Александровны, Царева Александра Николаевича, Клубникина Сергея Николаевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость помещений, расположенных по адресу: <адрес>, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в следующем размере:
помещение с кадастровым номером № - 7 190 332 рубля 33 копейки,
помещение с кадастровым номером № - 4 917 286 рублей 24 копейки,
помещение с кадастровым номером № - 3 216 671 рубль 73 копейки,
помещение с кадастровым номером № - 5 062 855 рублей 80 копеек,
помещение с кадастровым номером № - 1 847 927 рублей 96 копеек.
Датой подачи административного иска в суд считать 14.12.2023.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Панкова М.А.