Дело №2-2288/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 августа 2024 года г. Зеленодольск
Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Ситдиковой Н.М.
при секретаре Мукашовой О.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алиевой Фавзии Шайхулловны к ГАУСО «Зеленодольский дом-интернат, предназначенный для граждан, имеющих психические расстройства», ГАУЗ «РКПБ им. акад. В.М. Бехтерева» МЗ Республики Татарстан в лице Зеленодольского психоневрологического диспансера, МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области о восстановлении срока для принятия наследства,
установил:
Алиева Ф.Ш. обратилась в суд с иском к ГАУСО «Зеленодольский дом-интернат, предназначенный для граждан, имеющих психические расстройства», ГАУЗ «РКПБ им. акад. В.М. Бехтерева» МЗ Республики Татарстан в лице Зеленодольского психоневрологического диспансера, МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес> о восстановлении срока для принятия наследства, открывшегося после смерти Минуллиной Ф.Ш., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ в ГАУСО «Зеленодольский дом-интернат, предназначенный для граждан, имеющих психические расстройства» умерла Минуллина Ф.Ш., которая была помещена в данное учреждение по состоянию здоровья, после признания ее недееспособной. После смерти Минуллиной Ф.Ш. из интерната сообщили истцу, являющейся сестрой наследодателя, о ее смерти для последующего захоронения. Алиева Ф.Ш. занималась похоронами после смерти умершей сестры. На день смерти сестры, какое-либо имущество для наследования у нее отсутствовало. Минуллина Ф.Ш. являлась получателем пенсии, которая перечислялась на номинальный счет ее законного представителя ГАУСО «Зеленодольский дом-интернат, предназначенный для граждан, имеющих психические расстройства».
Представитель истца Сапунова Е.С., действующая на основании доверенности, на иске настаивала.
Представитель ответчика ГАУСО «Зеленодольский дом-интернат, предназначенный для граждан, имеющих психические расстройства», Власюк А.Н., действующая на основании доверенности, возражений против исковых требований не заявила.
Представители ответчиков ГАУЗ «РКПБ им. акад. В.М. Бехтерева» МЗ Республики Татарстан в лице Зеленодольского психоневрологического диспансера, МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области, представители третьих лиц Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещались.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, исполком ЗМР РТ, МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области представили отзывы.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно п.1 ст.1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
По признании наследника принявшим наследство суд определяет доли всех наследников в наследственном имуществе и при необходимости определяет меры по защите прав нового наследника на получение причитающейся ему доли наследства (пункт 3 настоящей статьи). Ранее выданные свидетельства о праве на наследство признаются судом недействительными.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;
б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умерла Минуллина Ф.Ш..
Минуллина Ф.Ш. являлась ..., опекаемой ГАУСО «Зеленодольский дом-интернат, предназначенный для граждан, имеющих психические расстройства», проживала в данном учреждении и находилась на государственном обеспечении (л.д. 44).
После ее смерти осталось имущество в виде остатков неизрасходованной суммы пенсии на лицевом счете, в размере ... руб. (л.д. 40).
Из искового заявления следует, что после смерти Минуллиной Ф.Ш. ответчик ГАУСО «Зеленодольский дом-интернат, предназначенный для граждан, имеющих психические расстройства» сообщил о произошедшем ближайшей родственнице умершей, ее сестре, Алиевой Ф.Ш., для последующего захоронения. На день смерти сестры истца, какое-либо имущество для наследования у нее отсутствовало.
Никто из наследников Минуллиной Ф.Ш. к нотариусу с заявлением не обращался, наследственное дело не заводилось, доказательств обратного суду представлено не было.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Из пояснений стороны истца следует, что Алиева Ф.Ш. пропустила срок для принятия наследства наследодателя Минуллиной Ф.Ш. в силу отсутствия информации об имеющемся наследстве.
Истцу своевременно было известно о смерти сестры, так из ее заявления следует, что именно она занималась ее похоронами.
Исковое заявление поступило в суд первичной регистрации только ДД.ММ.ГГГГ.
Каких-либо уважительных причин пропуска срока для принятия наследства истец в своем иске не указывает.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств: наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.
Таким образом, незнание истца о составе наследственного имущества не является уважительным обстоятельством.
С момента смерти сестры истец не являлась тяжело больной, в беспомощном состоянии не находилась. В суде представители истца в качестве уважительных причин указали, что в силу возраста.
Истцом не представлено доказательств того, что срок для принятия наследства пропущен по уважительной причине. Законодательство о наследовании устанавливает, что наследник должен в установленный законом шестимесячный срок со дня открытия наследства заявить о своих правах на наследственное имущество наследодателя и совершить необходимые действия для принятия наследства.
Кроме того, МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области в отзыве на исковое заявление указал о пропуске истцом срока исковой давности.
При наличии таких обстоятельств оснований для удовлетворения требований Алиевой Ф.Ш. о восстановлении срока принятия наследства не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.55-57, 194-199 ГПК РФ суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Алиевой Фавзии Шайхулловны (...) о восстановлении срока для принятия наследства после смерти Минуллиной Ф.Ш., умершей ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: