Судья Цеханович М.К. |
№12-55/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
24 марта 2021 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу Фризона Е. Э. на постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24 декабря 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
на основании постановления судьи Петрозаводского городского суда РК от 24 декабря 2020 г. Фризон Е.Э. был подвергнут административному наказанию в виде предупреждения за совершение противоправного деяния, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
В поданных в вышестоящий суд жалобе и ходатайстве Фризон Е.Э. просит восстановить срок обжалования судебного акта, отменить его и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава вменяемого противоправного деяния и допущенными субъектами административной юрисдикции существенными нарушениями процессуальных требований КоАП РФ, повлекшими нарушение прав привлекаемого к ответственности лица.
С учетом положений ст.30.3 КоАП РФ и причины пропуска срока обжалования постановления судьи полагаю подлежащим удовлетворению ходатайство подателя жалобы о восстановлении процессуального срока.
Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.6.3 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 №66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определено, что предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В силу положений пп.«а», «ф» ч.1 ст.11 Федерального закона
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подп.«а.2» ст.10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а.1» статьи 10 настоящего Федерального закона.
Согласно ст.ст.10, 19 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №417 были утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Названные Правила предусматривают, среди прочего, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подп.«б» п.3, подп.«в», «г» п.4).
Исходя из положений приведенных выше правовых норм, граждане могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В связи с угрозой распространения на территории Республики Карелия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании распоряжения Главы Республики Карелия от 12.03.2020 №127-р с 12 марта 2020 г. на территории Республики Карелия введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия (п.1) и с 12 мая 2020 г. установлено обязательное использование средств индивидуальной защиты - масок, закрывающих нос, рот и подбородок, при посещении торговых центров, магазинов (п.8.4.1).
Исследование материалов данного дела показало, что по результатам рассмотрения обращения ООО «Лента» от 07 ноября 2020 г. по факту нарушения Фризоном Е.Э. требования п.8.4.1 распоряжения Главы Республики Карелия от 12.03.2020 №127-р, выразившегося в нахождении его 07 ноября 2020 г. в помещении торгового центра ООО «Лента», расположенного по адресу: Республика Карелия, г.Петрозаводск, улица Ленинградская, дом 13, без использования средства индивидуальной защиты (маски), сотрудником полиции 02 декабря 2020 г. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении наряду с другими материалами дела передан на рассмотрение по подведомственности в Петрозаводский городской суд РК, по результатам которого постановлением судьи от 24 декабря 2020 г. Фризон Е.Э. признан виновным в совершении инкриминируемого противоправного деяния.
Выводы судьи о наличии в данном случае события и состава выявленного правонарушения основаны на фактических обстоятельствах дела и собранных доказательствах в их совокупности, которым дана надлежащая правовая оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения лица к административной ответственности, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст.1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены, наказание назначено в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы постановление судьи принято после надлежащего установления необходимых обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, применительно к заложенной в данной норме диспозиции, сути выявленного нарушения и сфере специального нормативного регулирования.
Предписанное гражданам требование к использованию при посещении магазинов масок не обусловлено обязательным предоставлением указанных средств индивидуальной защиты торговыми организациями, и невыполнение обязательных для исполнения правил поведения в условиях режима повышенной готовности на территории, где существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, указывает на наличие объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Факт предложения к безвозмездной выдаче покупателю имеющихся в наличии в торговом центре ООО «Лента» средств индивидуальной защиты (масок) подтверждается показаниями сотрудников этой организации, которые были предупреждены об административной ответственности, предусмотренной ст.17.9 КоАП РФ.
Доводы подателя жалобы о нарушении в ходе производства по делу об административном правонарушении закрепленных в КоАП РФ прав являются несостоятельными.
О совершении административного правонарушения составляется протокол (ч.1 ст.28.2 КоАП РФ), и в случае неявки физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, указанный протокол составляется в его отсутствие, если он извещен в установленном порядке (ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ).
В силу ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно ч.1 ст.25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд и к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из смысловой нагрузки, заложенной в п.6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», который применим при извещении лиц о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела, следует, что, поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
При этом лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о совершении конкретного процессуального действия и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены Правила оказания услуг почтовой связи.
Порядок вручения телеграмм установлен Требованиями к оказанию услуг телеграфной связи в части приема, передачи, обработки, хранения и доставки телеграмм, утвержденными приказом Мининформсвязи России от 11.09.2007 №108.
Исходя из положений п.345 названного выше нормативного правового акта, при невозможности доставки телеграммы по независящим от оператора связи причинам по истечении 2-х суток в пункт подачи направляется служебная телеграмма с указанием причины невручения телеграммы.
По делу установлено, что, поскольку при ознакомлении 16 ноября 2020 г. в отделении полиции с материалами КУСП Фризон Е.Э. отказался от предоставления номера своего мобильного телефона и получения извещений, сотрудником полиции по месту регистрации лица 21 ноября 2020 г. направлена телеграмма об уведомлении его о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Из служебной телеграммы, составленной 24 ноября 2020 г. работником Петрозаводского Почтамта с учетом положений п.345 Требований к оказанию услуг телеграфной связи в части приема, передачи, обработки, хранения и доставки телеграмм следует, что принятая 21 ноября 2020 г. от должностного лица телеграмма адресату не доставлена по причине закрытой двери квартиры и по оставленному извещению Фризон Е.Э. за телеграммой не явился.
При указанных обстоятельствах оформление 02 декабря 2020 г. старшим участковым уполномоченным полиции отдела полиции №1 УМВД России по г.Петрозаводску протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, основанием для признания данного доказательства недопустимым не является.
Дело об административном правонарушении было рассмотрено судьей в отсутствие привлекаемого лица, заблаговременно направленная по месту его регистрации заказная корреспонденция, содержащая соответствующее извещение, 20 декабря 2020 г. возвращена отделением почтовой связи по причине истечения срока хранения данного почтового отправления и получена судом 23 декабря 2020 г. Нарушения требований Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 №234.
Таким образом, названные уведомления не были вручены Фризону Е.Э. по причинам, не зависящим от должностного лица и судьи, которые выполнили возложенную на них обязанность по извещению гражданина о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела, приняв все необходимые меры, направленные на реализацию права привлекаемого к ответственности лица на участие в совершении в отношении него такого рода процессуальных действий.
Поскольку существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено, постановление судьи, основанное на правильном применении норм материального и процессуального права, надлежит оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24 декабря 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Фризона Е. Э. оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.
Решение судьи может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900).
Судья Н.А.Колбасова