Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-11115/2023 от 24.08.2023

Судья: ФИО5 гр. дело

()

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Самара     09 ноября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Осьмининой Ю.С.,

судей     Серикова В.А., Катасонова А.В.,

при секретаре Бережном Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Смолькова Ю.Г. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 30 мая 2023 года, которым постановлено:

«Исковые требования Смолькова Ю.Г. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о предоставлении жилого помещения вне очереди – оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Серикова В.А., выслушав пояснения представителя истца Карачанской Ю.Е., изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Смольков Ю.Г. обратился в суд с вышеуказанным иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о предоставлении жилого помещения, в обоснование заявленных требований, указав, что он зарегистрирован и проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, совместно с ним в указанном жилом помещении зарегистрированы ФИО2, ФИО3, ФИО4

Указанная квартира перешла в собственность Смолькова Ю.Г., ФИО8, ФИО3, ФИО2 на основании договора передачи квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с заключением органа государственного жилищного надзора от 20.10.2016г. по результатам обследования межведомственной комиссии рекомендовано принять решение по пункту 4 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г №47.

Решением Самарского района Совета народных депутатов г. Куйбышева от 08.07.1980г. Смольков Ю.Г. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Распоряжением первого заместителя главы г.о.Самара от 01.06.2018г. жилое помещение, принадлежащее истцу, признано непригодным для проживания.

Согласно ответа Департамента управления имуществом г.о.Самара от 19.10.2018 года, многоквартирный дом, в котором расположена квартира истца, аварийным не признан, обязательства по обеспечению жилищных прав Смолькова Ю.Г., как собственника, на момент рассмотрения обращения у Департамента отсутствуют.

Согласно ответа Департамента управления имуществом г.о.Самара от 23.04.2020 года, многоквартирный дом, в котором расположена квартира истца, аварийным и подлежащим сносу не признавался.

Распоряжением первого заместителя главы г.о.Самары от 09.02.2022г. указанный многоквартирный дом был признан аварийным и на ответчика возложена обязанность по предоставлению жилых помещений в соответствии с жилищным законодательством РФ, лицам, занимающим жилые помещения в указанном жилом помещении.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Смолькову Ю.Г. во внеочередном порядке благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение по договору социального найма площадью не менее нормы предоставления в черте населенного пункта г.Самары.

В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, истец в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования, и по доводам, изложенным в письменных пояснениях, просил обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара предоставить Смолькову Ю.Г. во внеочередном порядке благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение по договору социального найма площадью не менее 72 кв.м. в Самарском районе г. Самары.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше, и которое в апелляционной жалобе истец просит отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований Смолькова Ю.Г., поскольку суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований Смолькова Ю.Г. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма как гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, фактически отказал ему в удовлетворении требований о предоставлении жилого помещения по договору социального найма в связи с аварийностью дома, которые Смольков Ю.Г. не заявлял. Следовательно, суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, применил закон, не подлежащий применению, и не применил закон, подлежащий применению к заявленным исковым требованиям.

Кроме того, суд не дал надлежащей оценки техническому заключению по инженерно-техническому обследованию жилого дома, выполненного ООО ПК «Горжилпроект» величина физического износа здания составляет 85 % и существующая объемно-планировочная и конструктивная схема здания, а также, фактический износ здания не позволяют при капитальном ремонте или реконструкции довести его до требований СП 54.13330-2016 «Здания жилые многоквартирные», в связи с чем дальнейшая эксплуатация с проведением текущих, капитальных ремонтов или реконструкций нерациональна.

Также, по мнению заявителя апелляционной жалобы, необоснован вывод суда о том, что требования истца нарушают права третьих лиц, поскольку истец просит о предоставлении благоустроенного жилого помещения вне очереди, в которой он состоит более 40 лет, а не в порядке переселения из аварийного жилого фонда.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Смолькова Ю.Г. – Карачанская Ю.Е., действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала, по изложенным в ней основаниям.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судом при рассмотрении дела установлено, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, площадью 90,2 кв.м., принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО2 - 3/8 доли, ФИО3 - 3/8 доли, Смолькову Ю.Г. - 1/4 доли (л.д.96-102 т.1).

Из материалов дела следует, что в указанном жилом помещении зарегистрированы Смольков Ю.Г. – с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 – с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 – с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 - с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой МП г.о. Самара «ЕИРЦ» (л.д. 95 т.1).

Судом также установлено, что решением Самарского района Совета народных депутатов г. Куйбышева от 08.07.1980 г., Смольков Ю.Г. за номером был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Материалами дела подтверждено, что истец является инвалидом второй группы по общему заболеванию (л.д.82 т.1).

В силу части 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В целях реализации положений статьи 40 Конституции Российской Федерации частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

В соответствии с частью 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия субъекта в реализации указанного федерального закона и получения финансовой поддержки на ее реализацию за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (п. 11 ч. 1 ст. 14, ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ).

Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован ст. 86 - 89 ЖК РФ.

В силу ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 - 88 названного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на таком учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Из Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма в связи с аварийностью дома следует отличать от предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что распоряжением первого заместителя главы г.о.Самары от 09.02.2022г. , многоквартирный дом по адресу: <адрес> был признан аварийным и подлежащим реконструкции.

Пунктом 2.2 распоряжения первого заместителя главы г.о.Самары от 09.02.2022г. предписано, что в случае необходимости на время проведения реконструкции предоставить другие жилые помещения в соответствии с жилищным законодательством гражданам, занимающим жилые помещения в указанном многоквартирном доме.

Пунктом 3 названного распоряжения, собственникам помещений дома <адрес> предписано обратиться в министерство культуры Самарской области с заявлением о выдаче разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выполнить реконструкцию дома в соответствии с положениями ФЗ от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ» в течение двух лет со дня принятия настоящего распоряжения

Истцом в материалы дела представлено техническое заключение по инженерно-техническому обследованию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, Шифр: <данные изъяты>, выполненного ООО ПК «Горжилпроект», из которого усматривается, что по итогам проведенного обследования конструкций жилого дома и анализа полученных результатов в соответствии с нормативными документами, величина физического износа здания составляет 85 % и классифицируется как аварийное.

Также специалистом указано, что дом, расположенный по адресу: <адрес>, следует признать не пригодным для проживания (л.д.122-144 т.1).

Довод апелляционной жалобы о том, что судом не дано надлежащей оценки техническому заключению по инженерно-техническому обследованию жилого дома, выполненного ООО ПК «Горжилпроект», не может быть принят во внимание.

В соответствии со ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, оценка и обследование муниципальных помещений в целях признания их жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирных домов в целях признания их аварийными и подлежащими сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой органом местного самоуправления в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и домов установленным в настоящем Положении требованиям.

В соответствии с п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

При таких обстоятельствах, суд обоснованно принял во внимание распоряжение первого заместителя главы г.о. Самары от 09.02.2022г. , которым многоквартирный дом по адресу: <адрес> был признан аварийным и подлежащим реконструкции. Департаменту управления имуществом г.о. Самара было предписано предоставить другие жилые помещения в соответствии с жилищным законодательством гражданам, занимающим жилые помещения в указанном многоквартирном доме, на время проведения реконструкции, а собственникам помещений дома <адрес> предписано выполнить реконструкцию дома в соответствии с положениями ФЗ от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ» в течение двух лет со дня принятия настоящего распоряжения, и учитывая, что указанное распоряжение не оспорено и недействительным не признано, верно пришел к выводу о том, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, сносу не подлежит.

Вышеназванное распоряжение заместителя главы г.о. Самары от 09.02.2022г. не оспорено и в установленном порядке недействительным не признано.

Представленное истцом техническое заключение ООО ПК «Горжилпроект» не исключает возможность реконструкции жилого дома по адресу: <адрес>.

На основании п.3 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения маневренного фонда.

В силу ст. 95 ЖК РФ, жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: 1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; 2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; 3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; 4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период: до завершения капитального ремонта или реконструкции дома (при заключении такого договора с гражданами, указанными в п. 1 ст. 95 ЖК РФ); до завершения расчетов с гражданами, утратившими жилые помещения в результате обращения взыскания на них, после продажи жилых помещений, на которые было обращено взыскание (при заключении такого договора с гражданами, указанными в п. 2 ст. 95 ЖК РФ); до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном ЖК РФ, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ (при заключении такого договора с гражданами, указанными в п. 3 ст. 95 ЖК РФ); установленный законодательством (при заключении такого договора с гражданами, указанными в п. 4 ст. 95 ЖК РФ).

Истечение периода, на который заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда, является основанием прекращения данного договора.

Как установлено судом первой инстанции, и не оспаривалось при рассмотрении дела стороной истца, Смольков Ю.Г. не обращался в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении ему помещения в маневренном фонде.

Истец просил предоставить ему жилое помещение на основании ст. 57 ЖК РФ вне очереди и по норме предоставления, при этом оснований для предоставления жилья по основаниям, установленным ч.2 ст. 57 ЖК РФ, не имеется, равно как нормами действующего законодательства не предусмотрено право требовать предоставления жилого помещения в конкретном районе города. При этом, Смольковым Ю.Г. в связи с признанием дома аварийным и подлежащим реконструкции не было реализовано право по обращению с заявлением о предоставлении маневренного жилья. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования истца о предоставлении жилого помещения в пределах заявленных им требований удовлетворению не подлежат.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований Смолькова Ю.Г. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма как гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, фактически отказал ему в удовлетворении требований о предоставлении жилого помещения по договору социального найма в связи с аварийностью дома, которые Смольков Ю.Г. не заявлял, судебной коллегией отклоняются, поскольку судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно применены норма материального права, регулирующие спорные правоотношения с учетом фактических обстоятельств дела.

Верным признает судебная коллегия и вывод суда о том, что требования истца затрагивают права и законные интересы третьих лиц по делу ФИО2 и ФИО3, которые также являются собственниками спорного жилого помещения, а также ФИО4, 2013 г.р., которая в квартире зарегистрирована.

Давая оценку указанному обстоятельству, суд обоснованно исходил из того, что 3-и лица ранее занимали одно с истцом жилое помещение, предоставление в данном случае жилья носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, и учел, что ФИО2 и ФИО3 в установленном законом порядке утратившими право пользования жилым помещением признаны не были, от прав на указанную выше квартиру не отказывались, следовательно, вправе претендовать на обеспечение равнозначным жильем.

Доводы апелляционной жалобы о том, что указанные лица не являются членами семьи истца, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и обоснованно отклонены, как несостоятельные, поскольку всем зарегистрированным лицам в соответствии с действующим законодательством может быть предоставлено лишь одно жилое помещение равнозначное ранее занимаемому.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы, проверенные в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали доводы суда, поскольку по существу выражают лишь несогласие с принятым решением, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и основаны на субъективном и неправильном толковании заявителем норм материального права.

Судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, нормы материального и процессуального права применены правильно, дана правильная оценка всей совокупности доказательств по делу и оснований для отмены или изменения судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 30 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Смолькова Ю.Г. – Карачанской Ю.Е. (по доверенности) - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

33-11115/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Смольков Ю.Г.
Ответчики
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Другие
Смольков Александр Юрьевич
Карачанская Ю.Е.
Сухов Сергей Васильевич
Скотников Д.В.
Начальнику ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Самарской области для вручения Смолькову Александру Юрьевичу
Смолькова Людмила Николаевна
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
25.08.2023[Гр.] Передача дела судье
28.09.2023[Гр.] Судебное заседание
19.10.2023[Гр.] Судебное заседание
09.11.2023[Гр.] Судебное заседание
29.11.2023[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2023[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее