Судья Лазарева Н.В. дело № 33а-10333/2020 (2а-576/2020)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Самара 13 октября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.
судей Клюева С.Б., Ромадановой И.А.,
прокуроре Семдяновой Я.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Журтановой А.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе заинтересованного лица Мурасиной Г.Ф. на решение Ставропольского районного суда Самаркой области от 15 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., объяснения заинтересованного лица Мурасиной Г.Ф., представителя заинтересованного лица (по доверенности) Катрича И.Д. судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Ставропольского района Самаркой области обратился в суд с административным иском в защиту интересов Российской Федерации к Собранию представителей сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области о признании незаконным бездействий, возложении обязанностей.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Ставропольского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции в Собрании представителей сельского поселения Подстепки, в ходе которой, выявлены нарушения. Проверкой установлено, что на основании решения Собрания представителей сельского поселения Подстепки от 28.08.2018 № 36 Мурасина Г.Ф. с 28.08.2018 избрана на должность главы сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский. С 01.08.2018 на должность юрисконсульта МУП «Водоканал Подстепки», учредителем которого является сельское поселение Подстепки, назначена дочь Мурасиной Г.Ф. - Мурасина И.Д. В рамках проверки установлено, что Мурасиной И.Д. 27.08.2018 получена бытовая травма на батуте, 17.10.2018 Мурасиной И.Д. проведена операция на ВАС левого коленного сустава. 26.10.2018 МУП «Водоканал Подстепки» с ООО «Поволжский страховой альянс» заключен договор коллективного добровольного медицинского страхования № 102/18, согласно которого общая численность застрахованных на момент заключения договора составляет 1 человек - Мурасина И.Д. Согласно условиям данного договора МУП «Водоканал Подстепки» ООО «Поволжский страховой альянс» 26.10.2018г. оплачена страховая премия в размере 98 748 рублей, ДД.ММ.ГГГГ Мурасиной И.Д. выдан страховой полис ДМС №. Учитывая, что полученная Мурасиной И.Д. травма не связана с выполнением ею трудовых обязанностей и вред был причинен до заключения указанного выше договора страхования, то есть за пределами срока его действия, следовательно, страховой случай не считается наступившим и страховщик не несет обязанность по выплате страхового возмещения в силу ч. 3 ст. 3, ч. 3 ст. 4, ч. 2 ст. 9 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", п. 12 постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.06.2013 № 20 "О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан". Вместе с тем, согласно отчета от 04.12.2019, представленного в прокуратуру района, ООО «Поволжский страховой альянс» в рамках указанного полиса выплачены денежные средства в размере 41 498 рублей 26 копеек.
Проверкой установлено, что Собранием представителей сельского поселения Подстепки в нарушение требований закона не принят нормативный правовой акт, регламентирующий порядок сообщения лицами, замещающими муниципальную должность, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и порядок рассмотрения указанных уведомлений. Кроме того, в нарушение ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273- ФЗ "О противодействии коррупции" Мурасина Г.Ф., являясь главой сельского поселения Подстепки, и являясь представителем учредителя и собственника имущества МУП «Водоканал Подстепки», в обязанности которой входит контроль за деятельностью предприятия, не приняла меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, а также по направлению в Собрание представителей сельского поселения Подстепки в письменном виде уведомления о возникновении конфликта интересов и возможности его возникновения при заключении договора коллективного добровольного медицинского страхования от 26.10.2018 между МУП "Водоканала Подстепки", где в качестве застрахованного лица выступала только ее дочь Мурасина И.Д. Указанные обстоятельства свидетельствовали о возникшем конфликте интересов в действиях выборного должностного лица - Мурасиной Г.Ф. 15.10.2019 на заседании Собрания представителей сельского Подстепки рассматривалось уведомление Мурасиной Г.Ф. о возможности возникновения конфликта интереса в связи с работой ее дочери - Мурасиной И.Д. в должности юрисконсульта МУП «Водоканал Подстепки». Однако Собранием представителей с.п. Подстепки дана ненадлежащая оценка по указанному вопросу и по итогам принято решение № 39 «Об отсутствии конфликта интересов и/или возможности возникновения конфликта интересов». Неисполнение главой сельского поселения Подстепки Мурасиной Г.Ф. требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" способствует коррупционным проявлениям, подрывает авторитет органов власти. Прокуратурой района в адрес Собрания представителей сельского поселения Подстепки 09.12.2019 г. внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции. Указанное представление председателем Собрания представителей сельского поселения Подстепки - Пестрячевым А.С. получено нарочно 11.12.2019 г., что подтверждается его подписью. На основании ст.ст. 22, 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Требования содержащиеся в представлении исполнены не были. 16.01.2020г. в прокуратуру района поступил ответ Собрания представителей сельского поселения Подстепки от 09.01.2020 № 01/20, согласно которого представление прокурора от 09.12.2019 № 07-17-2019 рассмотрено на заседании Собрания представителей сельского поселения Подстепки 26.12.2019 г. По результатам рассмотрения Собранием принято решение о частичном отклонении представления в части требований о досрочном прекращении полномочий главы сельского поселения Подстепки Мурасиной Г.Ф. и установления в её действиях конфликта интересов. В части принятия порядка уведомления лицами, замещающими муниципальную должность, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, в ответе сообщено, что нормативный правовой акт находится в разработке. Несмотря на осведомленность о возникновении обязанности рассмотреть представление прокуратуры района от 09.12.2019 № 07-17-2019, проект повестки заседания Собрания представителей сельского поселения Подстепки о проведении 26.12.2019 в 10:00 заседания Собрания, который поступил в прокуратуру района 23.12.2019, вопрос рассмотрения означенного представления не включен.
Вместе с тем установлено, что Собранием представителей сельского поселения Подстепки 26.12.2019 представление прокурора рассмотрено в качестве дополнительного вопроса без участия представителя прокуратуры Ставропольского района и без соответствующего уведомления прокурора. Кроме того, по результатам рассмотрения представления прокурора в форме решения не принято. На указанном заседании фактически устанавливалось отсутствие конфликта интересов между Мурасиной Г.Ф. и Мурасиной И.Д. Кроме того, по протоколу Мурасина И.Д. уволена с должности юрисконсульта администрации сельского поселения Подстепки, в связи с этим основания для рассмотрения вопроса об удалении главы поселения в отставку отсутствуют. Действительно, установлено, что 17.12.2019 на основании приказа № 11 МУП «Водоканал Подстепки» Мурасина И.Д. уволена по п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ. Таким образом, рассмотрение представления прокурора района Собранием представителей с.п. Подстепки без участия представителя прокуратуры района привело к ненадлежащей даче правовой оценки наличия конфликта интересов между главой с.п. Подстепки Мурасиной Г.Ф. и её дочерью - Мурасиной И.Д., что свидетельствует о рассмотрении представления не по существу. В результате бездействия Собрания представителей сельского поселения Подстепки не обеспечено точное исполнение требований закона, чем создает прецедент безнаказанности лица, занимающих муниципальные должности, за совершение коррупционных правонарушений, тем самым Собрание прямо устранилась от исполнения отнесенных к ее исключительной компетенции вопросов.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор Ставропольского района просит суд признать незаконным бездействие Собрания представителей сельского поселения Подстепки, выразившееся в рассмотрении представления прокурора Ставропольского района Самарской области от 09.12.2019 № 07-17- 2019 в отсутствие представителя прокуратуры Ставропольского района и без его предварительного уведомления о дате, времени и месте рассмотрения представления; в представлении результатов рассмотрения представления с нарушением установленного законом месячного срока; непринятии решения по результатам рассмотрения представления прокурора; непринятию нормативного правового акта, регулирующего порядок уведомления лицами, замещающими муниципальную должность, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения; непринятии мер по устранению нарушений требований федерального законодательства в рамках представления прокурора.
Возложить на Собрание представителей сельского поселения Подстепки Ставропольского района Самарской области обязанность по устранению допущенных нарушений федерального законодательства путем повторного рассмотрения представления прокуратуры района от 09.12.2019 № 07- 17-2019 в соответствии с требованиями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда, а именно: с участием представителя прокуратуры Ставропольского района рассмотреть на ближайшем заседании Собрания представителей сельского поселения Подстепки; о дате, времени и месте рассмотрения представления уведомить прокуратуру Ставропольского района; инициировать процедуру досрочного прекращения полномочий главы сельского поселения Подстепки - Мурасиной Г.Ф. в соответствии со ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ; принять порядок уведомления лицами, замещающими муниципальную должность, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру Ставропольского района в письменной форме.
Решением Ставропольского районного суда Самаркой области от 15 июня 2020 года административные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица Мурасиной Г.Ф.- адвокат Архангельский Е.А. просит отменить решение суда как незаконное, принять по делу новое решение об отказе заявленных требований.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 218 (часть 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура РФ представляет собой единую федеральная централизованную систему органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет, в частности, надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в п.1 ст. 21 Закона о прокуратуре, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (ст.22). В силу ст. 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежат безотлагательному рассмотрению.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как следует из Конституции Российской Федерации, ее статей 3 (часть 2), 12, 32 (части 1 и 2), 130 и 131, местное самоуправление признается и гарантируется в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации, оно является необходимой составной частью единого механизма народовластия и обладает самостоятельностью в пределах своих полномочий, обеспечивает права и обязанности граждан, связанные с их участием непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления в самостоятельном решении вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ст.ст. 33, 39 Устава сельского поселения Подстепки глава поселения - высшее выборное должностное лицо поселения, избираемое Собранием представителей поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляющее администрацию поселения. Глава поселения избирается населением поселения на муниципальных выборах сроком на 5 (пять) лет, возглавляет администрацию поселения, входит в состав Собрания представителей поселения с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя.
Согласно ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 13 ст. 40.1 Устава сельского поселения Подстепки, глава поселения (выборное должностное лицо местного самоуправления) должно соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 N 460 утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции, целью и одним из основных принципов которой являются искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, а также стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закрепленных в Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В соответствии с пп. "е" п. 9 Национальной стратегии противодействия коррупции она реализуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления путем обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» лица, замещающие муниципальные должности обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Из материалов дела следует, что прокуратурой района в адрес Собрания представителей сельского поселения Подстепки 09.12.2019 года внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции. Указанное представление председателем Собрания представителей сельского поселения Подстепки - Пестрячевым А.С. получено нарочно 11.12.2019г.
На основании ст.ст. 22, 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в вышеуказанном представлении прокурор поставил вопросы: рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры района на ближайшем заседании Собрания представителей сельского поселения Подстепки и принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий главы сельского поселения Подстепки Мурасиной Г.Ф.; принять порядок уведомления лицами, замещающими муниципальную должность, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения; о дате, времени и месте рассмотрения представления уведомить прокуратуру Ставропольского района;о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру Ставропольского района в письменной форме в установленный законом месячный срок.
Из п. 10 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ следует, что вопрос принятия решения об удалении главы муниципального образования в отставку находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
16.01.2020 года в прокуратуру района поступил ответ Собрания представителей сельского поселения Подстепки от 09.01.2020 № 01/20, согласно которого представление прокурора от 09.12.2019 № 07-17-2019 рассмотрено на заседании Собрания представителей сельского поселения Подстепки 26.12.2019г..
По результатам рассмотрения Собранием принято решение о частичном отклонении представления в части требований о досрочном прекращении полномочий главы сельского поселения Подстепки Мурасиной Г.Ф. и установления в её действиях конфликта интересов.
В части принятия порядка уведомления лицами, замещающими муниципальную должность, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, в ответе сообщено, что нормативный правовой акт находится в разработке.
Вместе с тем, данный нормативный правовой акт безосновательно не разработан и не принят до настоящего времени.
В соответствии с Уставом с.п. Подстепки вопросы организации деятельности Собрания представителей с.п. Подстепки регулируются регламентом Собрания представителей поселения.
В соответствии со ст. 21 Регламента Собрания представителей сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области, утвержденного Решением Собрания представителей сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области от 08.10.2015 года № 5 (в ред. Решения Собрания представителей сельского поселения Подстепки от 06.03.2017 года № 8) проект повестки дня заседания Собрания представителей представляет собой перечень вопросов, которые предполагается рассмотреть на заседании, с указанием очередности их рассмотрения, докладчиков (содокладчиков) по каждому вопросу. Проект повестки дня очередного заседания формируется председателем Собрания представителей на основании плана работы Собрания представителей, предложений комиссий, депутатов.
В силу ст. 22 Регламента Собрание представителей наделено полномочиями по рассмотрению и утверждению повестки заседания Собрания представителей. Предложение о дополнении новым вопросом принятого за основу проекта повестки дня заседания вносятся, если инициатором предложения представлен проект решения по вопросу, предлагаемому для включения в повестку дня заседания.
В соответствии с ч. 3 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку.
Согласно ст. 33 Регламента собрание представителей может принять проект решения Собрания представителей за основу, принять проект решения в целом, отклонить проект решения или отложить его рассмотрение.
Несмотря на осведомленность о возникновении обязанности рассмотреть представление прокуратуры района от 09.12.2019 № 07-17-2019, проект повестки заседания Собрания представителей сельского поселения Подстепки о проведении 26.12.2019 в 10:00 заседания Собрания, который поступил в прокуратуру района 23.12.2019, при этом вопрос рассмотрения означенного представления не включен. Следовательно, довод представителя административного ответчика о надлежащем уведомлении о проведении собрания в повестку дня которого включен вопрос рассмотрения представления прокурора не состоятелен.
Вместе с тем установлено, что Собранием представителей сельского поселения Подстепки 26.12.2019г. представление прокурора рассмотрено в качестве дополнительного вопроса без участия представителя прокуратуры Ставропольского района и без соответствующего уведомления прокурора. Кроме того, по результатам рассмотрения представления прокурора в форме решения не принято.
Принимая во внимание установленные обстоятельства в совокупности с представленными по делу доказательствами, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления прокурора, поскольку административным ответчиком не обеспечено точное исполнение требований закона.
Судебная коллегия находит, что довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции делает вывод о том, что сделка между МКП «Водоканал» и «Поволжский страховой альянс» является крупной и вывод о порядке заключения договора добровольного страхования, выходит за рамки заявленных исковых требований, не являлось предметом рассмотрения дела верен и обоснован, поскольку выводы суда в данной части не нуждаются в оценке по данному делу, поскольку это не предмет административного искового заявления, однако данное обстоятельство не может является основанием для отмены правильного решения.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность двух критериев по данному делу установлены.
Судебная коллегия, обсуждая иные доводы апелляционной жалобы, исходит из того, что судом исследованы и оценены все представленные сторонами доказательства, на них основаны выводы суда об обстоятельствах дела, в связи с чем у судебной коллегии оснований для иной оценки доказательств не имеется.
Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ставропольского районного суда от 15 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица Мурасиной Г.Ф. без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции и в Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи