Дело № 2-273/2023
УИД 52RS0038-01-2023-000147-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2023 года г. Лукоянов
Лукояновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Голуб В.Н.,
с участием истца – помощника прокурора Лукояновского района Нижегородской области Науменко Г.А.,
директора МБОУ Лопатинская ОШ Наумовой Н.А.,
при секретаре Колесовой Ж.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к МБОУ Лопатинская ОШ, Министерству образования <адрес>, Администрации Лукояновского муниципального округа <адрес> об обязании провести специальную оценку условий труда всех рабочих мест,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с иском к МБОУ Лопатинская ОШ, Министерству образования <адрес>, Администрации Лукояновского муниципального округа <адрес> об обязании провести специальную оценку условий труда всех рабочих мест.
В обоснование заявленных требований прокурор <адрес> указал, что <адрес>ной прокуратурой в рамках мониторинга проведена проверка соблюдения законодательства об охране труда в деятельности МБОУ Лопатинская ОШ, в ходе которой выявлены нарушения закона.
Установлено, что в МБОУ Лопатинская ОШ специальная оценка условий труда в пятилетний срок, не проведена.
Неисполнение обязанности по проведению специальной оценки условий труда затрагивает интересы как работающих в настоящее время лиц, так и тех, кто будет принят на работу в будущем.
Выявленные факты являются нарушением трудового законодательства, а также конституционных прав работников, которым гарантировано право на работу в условиях, соответствующих трудовому законодательству.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределённого круга лиц, а также в защиту прав и интересов гражданина, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии со ст. 352 Трудового кодекса РФ к способам защиты трудовых прав и свобод относится судебная защита.
В качестве способа защиты прав граждан в силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ подлежит применению присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Прокурор просит обязать МБОУ Лопатинская ОШ, расположенное по адресу: <адрес>, провести специальную оценку условий труда всех рабочих мест.
Установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий - в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Истец- помощник прокурора <адрес> Науменко Г.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика МБОУ Лопатинская ОШ Наумова Н.А. в судебном заседании исковые требования признал частично, просил предоставить больший срок, чем просит прокурор, для проведения специальной оценки условий труда всех рабочих мест.
Представитель ответчика администрации Лукояновского муниципального округа <адрес> Макарова Г.Н., в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства образования <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. От и.о. министра образования Зобковой М.Ю. поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому учредителем и собственником имущества муниципального бюджетного образовательного учреждения является муниципальный округ <адрес>. Функции и полномочия Учредителя от имени муниципального образования осуществляет управление образования администрации Лукояновского муниципального округа <адрес>. На основании изложенного Министерство не наделено полномочиями по принятию мер в отношении Учреждения и не может выступать ответчиком.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.
На основании со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии со статьями 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить безопасные условия труда и охрану труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, включая проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В силу требований указанной статьи и части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон № 426-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 1.7 названного Закона.
Согласно ст.3 Федерального закона №426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Специальной оценке подлежат все рабочие места, за исключением надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией, привлекаемой работодателем на основании гражданско- правового договора, не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено указанным Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В силу ст. 7 указанного выше Федерального закона результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для:
1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
2) информирования работников об условиях Труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
3) обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
4) осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
5) организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
6) установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
7) установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте и пр.
В нарушение требований вышеперечисленных норм действующего законодательства установлено, что в МБОУ Лопатинская ОШ специальная оценка условий труда в пятилетний срок, не проведена.
Неисполнение обязанности по проведению специальной оценки условий труда затрагивает интересы как работающих в настоящее время лиц, так и тех, кто будет принят на работу в будущем.
Выявленные факты являются нарушением трудового законодательства, а также конституционных прав работников, которым гарантировано право на работу в условиях, соответствующих трудовому законодательству.
<адрес>ной прокуратурой в рамках мониторинга проведена проверка соблюдения законодательства об охране труда в деятельности МБОУ Лопатинская ОШ, в ходе которой выявлены нарушения закона.
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ в Лопатинскую ОШ внесено представление о принятии конкретных мер, направленных на устранение допущенных нарушений, их причин и условий им способствующих.
С учетом того, что для исполнения решения ответчику потребуется принять меры по изысканию денежных средств, на что необходимо определенное время и денежные средства, целесообразно установить ответчику срок для проведения специальной оценки условий труда всех рабочих мест.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок для исполнения ответчиком настоящего решения, суд приходит к выводу, с учетом заслушанного мнения сторон и объективной необходимости временных затрат на выполнения соответствующих мероприятий по устранению нарушений действующего законодательства, суд полагает возможным установить срок – 9 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Учредителем и собственником имущества МБОУ Лопатинская ОШ является Лукояновский муниципалный округ <адрес>, функции и полномочия которого осуществляет администрация Лукояновского муниципалного округа <адрес>, однако как следует из Устава МБОУ Лопатинская ОШ, с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, школа имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде в соответствии с действующим законодательством. Школа самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность.
В соответствии с отзывом Министерства образования и науки <адрес> учредителем и собственником имущества муниципального бюджетного образовательного учреждения является муниципальный округ <адрес>. Функции и полномочия Учредителя от имени муниципального образования осуществляет управление образования администрации Лукояновского муниципального округа <адрес>. На основании изложенного Министерство не наделено полномочиями по принятию мер в отношении Учреждения и не может выступать ответчиком.
Как следует из искового заявления прокурора <адрес> каких-либо требований к администрации Лукояновского муниципального округа <адрес> и Министерству образования и науки <адрес> не заявлено, кроме того, судом принимаются во внимание установленные по делу юридически значимые обстоятельства по делу, и руководствуясь ч.3 ст.196 ГПК РФ судом не установлено правовых оснований для удовлетворения исковых требований к администрации Лукояновского муниципального округа <адрес> и Министерству образования и науки <адрес>.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - 9 (░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.