Судья: Курмаева А.Х. гр. дело № 33-8529/2020
(номер дела суда первой инстанции № 2-897/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 августа 2020 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Черкуновой О.В.,
судей: Ивановой Е.Н., Чирковой И.Н.,
при секретаре: Туроншоевой М.Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фокеевой Н.В. к Государственному казенному учреждению Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа», Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о признании права на предоставление компенсационных выплат, обязании предоставить компенсацию в связи с расходами по оплате коммунальных услуг,
по апелляционной жалобе Фокеевой Н.В. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 10 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ивановой Е.Н., судебная коллегия
установила:
Фокеева Н.В. обратилась в Кировский районный суд г. Самары с административным исковым заявлением о признании незаконным решения об отказе в предоставлении компенсации, обязании ответчика предоставить компенсацию в связи с расходами по оплате коммунальных услуг по месту проживания.
В обоснование иска указала, что является вдовой сотрудника органов внутренних дел – ФИО. ГУ МВД России по Самарской области выдало ей справку серии № от № для предоставления в УСП и ЗН в Кировском районе г.о. Самара в целях реализации предусмотренных законом прав. В справке указан адрес постоянного проживания Фокеевой Н.В.: <адрес>. Аналогичная справка серии № была выдана на имя ее дочери - ФИО. В данной справке указан адрес регистрации: <адрес>. Несмотря на полный пакет документов, предоставленный в ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» Управление по Кировскому району, в предоставлении (назначении) компенсации, в связи с расходами по оплате коммунальных услуг отказано, рекомендовано обратиться по месту регистрации в Ленинском районе по адресу: <адрес>. Однако она постоянно проживала и проживает по адресу: <адрес>. Квартира является ее собственностью с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Регистрация истца адресу: <адрес>, лишь административный акт. Более того, именно адрес: <адрес>, указан в справке, выданной на имя истца и ГУ МВД России по Самарской области. Для избежания каких-либо противоречий, ДД.ММ.ГГГГ административный истец снялась с регистрационного учета по адресу: <адрес>, и зарегистрировалась по адресу: <адрес>. Однако вновь, ДД.ММ.ГГГГ ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» Управление по Кировскому району в ответ на его заявление отказывает в назначении компенсации на основании Постановления Правительства РФ от 02.08.2005 № 475 «О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг», по причине отсутствия полного пакета документов, необходимого для предоставления государственной услуги.
Административный истец обратилась с жалобой в ГКУ СО «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» на действия ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» Управления Кировского района в связи с отказом в предоставлении (назначении) компенсации Согласно ответа ГКУ СО «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» действия сотрудников учреждения признаны не противоречащими нормам действующего законодательства. Полагает, что действия ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» Управление по Кировскому району по отказу в предоставлении (назначении) компенсации, в связи с расходами по оплате коммунальных услуг в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.08.2005 г. № 475 носят незаконный характер. Имеет место неправильная трактовка и применение норм закона. При этом положения данной нормы закона не содержат указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства. В ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» Управление по Ленинскому району с заявлением о предоставлении (назначении) компенсации в связи с расходами по оплате коммунальных услуг в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.08.2005 г. № 475 административный истец не обращалась, никаких компенсаций не получала. Полагает, что компенсация в связи с расходами по оплате коммунальных услуг должна быть предоставлена (назначена) административному истцу именно по месту ее постоянного проживания с 2003 года по адресу: <адрес> (Кировский район). Лицевые счета открыты на имя Фокеевой Н.В., именно она производит оплату квартплаты и коммунальных услуг по данному адресу. Считает, что отказом ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» Управление по Кировскому району в предоставления (назначении) компенсации в связи с расходами по оплате коммунальных услуг нарушены законные права и интересы административного истца.
Просила признать незаконным решение административного ответчика об отказе в предоставлении (назначении) компенсации в связи с расходами по оплате коммунальных услуг в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.08.20015 №475 «О предоставлении членам семей погибшего (умершего) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплатив связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг». Обязать административного ответчика предоставить (назначить) компенсации в связи с расходами по оплате коммунальных услуг в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.08.2005 № 475 «О предоставлении членам семей погибшего (умершего) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг».
Определением Кировского районного суда г. Самары от 11.12.2019 г. административное исковое заявление Фокеевой Н.В. к ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении компенсации расходов по оплате коммунальных услуг по подсудности в Октябрьский районный суд г. Самары.
Определением Октябрьского районного суда г.Самары от 05.02.2020 г. суд перешел к рассмотрению административного иска Фокеевой Натальи Валентиновны к ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» Управление по Кировскому району о признании решения незаконным, по правилам гражданского судопроизводства.
Уточнив исковые требования, Фокеева Н.В. просила признать за ней право на предоставление компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.08.2005 г. № 475 «О предоставлении членам семей погибшего (умершего) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг», по адресу: <адрес>. Обязать ответчика – Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области предоставить Фокеевой Наталье Валентиновне компенсационные выплаты в связи с расходами по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг жилого помещения – квартиры по адресу: <адрес>, за последние три года.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 10 июня 2020 года постановлено: «Иск Фокеевой Н.В. к Государственному казенному учреждению Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа», Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, оставить без удовлетворения в полном объеме».
В апелляционной жалобе Фокеева Н.В. просит отменить решение уда, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГКУ СО ГУ Главное управление социальной защиты населения Самарского округа по доверенности Жалнин А.П. возражал против доводов апелляционной жалобы, считал решение суда первой инстанции правильным.
Иные участники в суд апелляционной инстанции не явились, о дате судебного заседания извещались надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом.
Правила предоставления членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2005 № 475.
В соответствии с пунктом 8 Правил, право члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего на получение компенсационных выплат подтверждается справкой, выданной федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами), в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. При этом справка оформляется один раз и действительна в течение всего периода пользования правом на получение компенсационных выплат.
Учет членов семей погибших (умерших) военнослужащих ведется органом социальной защиты населения по месту их жительства со дня представления справки в этот орган, выданной в соответствии с пунктом 9 Правил (пункт 14 Правил).
Таким образом, справка является документом, подтверждающим только право члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего на получение компенсационных выплат и не подтверждает фактическое место жительства гражданина.
Гражданский кодекс Российской Федерации признает местом жительства гражданина место, где он постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20), и определяет право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства как личное неимущественное право гражданина (пункт 1 статьи 150), а Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает, что граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством (часть 4 статьи 1).
Регулируя административно-правовые отношения по регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, Закон Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» обязывает граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (статья 3).
Согласно Закону № 5242-1 местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (статья 2).
Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах и т.п. являются территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Исходя из этого, подпунктом «в» пункта 7(1) Правил установлено, что в заявлении в обязательном порядке указываются сведения о количестве граждан, зарегистрированных по месту жительства в жилом помещении, расходы по оплате которого, подлежат компенсации. В этой связи орган социальной защиты населения в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления запрашивает в МВД подтверждение сведений, указанных в заявлении.
Кроме того, пунктом 15 Правил установлено, что органы социальной защиты населения ведут учет данных, необходимых для определения размера компенсационных выплат (общее количество граждан, зарегистрированных в жилом помещении, родственные отношения, дата, месяц, год рождения членов семьи, размер платежей и др.) на основании документов, представленных в соответствии с пунктом 13 Правил.
Иного способа учета членов семей погибших (умерших) военнослужащих по месту их жительства Правилами не установлено.
При таких обстоятельствах, органы социальной защиты населения обоснованно руководствуются положениями действующего федерального законодательства при принятии решения о предоставлении компенсационных выплат, основанием для определения размера которых является количество граждан, зарегистрированных в жилом помещении.
Судом установлено, что Фокеева Н.В. является вдовой сотрудника органов внутренних дел – ФИО
ГУ МВД России по Самарской области выдана справка серии № на имя Фокеевой Н.В. о праве на получение компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг в соответствии с пунктом 1-3 и пунктом 5 части 1 статьи 10 ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
ДД.ММ.ГГГГ Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарской области» Управлением по Кировскому району, вынесено решение об отказе в назначении компенсации №№ по причине того, что в соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.08.2005 N 475 (ред. от 04.07.2019, с изм. от 22.04.2020) "О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг", Компенсационные выплаты членам семей погибших (умерших) военнослужащих назначаются на основании заявления, поданного в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (далее - орган социальной защиты населения), по месту жительства, между тем, представленные документы подтверждают регистрацию по месту жительства в Ленинском районе по адресу: <адрес>. Заявителю было разъяснено право об обращение в управление по Ленинскому району (месту регистрации заявителя).
Уведомлением об отказе в предоставлении (назначении) компенсации от ДД.ММ.ГГГГ Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарской области» Управление по Кировскому района, Фокеева Н.В. оповещена о вынесении решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении компенсации.
Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарской области» Управление по Кировскому района ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение № № об отказе в назначении компенсации на основании постановления правительства РФ от 02.08.2005 г. № 475 «О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг», в соответствии с которым, расчет компенсации производится с учетом количества граждан, зарегистрированных по месту жительства в жилом помещении, расходы по оплате которого, подлежат компенсации, поскольку до ДД.ММ.ГГГГ заявитель была зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес>, произвести назначение компенсации за последние 3 года возможно по предыдущему месту жительства. Документы, подтверждающие расходы по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг по адресу: <адрес>, заявителем не представлены.
Уведомлением об отказе в предоставлении (назначении) компенсации от ДД.ММ.ГГГГ Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарской области» Управление по Кировскому району, истец оповещена о вынесении решения № № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении компенсации.
Фокеева Н.В. посчитала отказ незаконным, подала жалобу на имя Руководителя ГКУ СО «ГУСЗН СО» на отказ ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» Управление по Кировскому району в предоставлении компенсации в связи с расходами по оплате коммунальных услуг. Просила провести проверку по фактам, изложенным в жалобе и обязать ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» Управление по Кировскому району предоставить компенсации, в связи с расходами по оплате коммунальных услуг по адресу: <адрес>.
На указанную жалобу истца, ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» дан письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ № №, в котором указано, что действия сотрудников Учреждения не противоречат нормам действующего законодательства, решения об отказе в назначении компенсации за прошлый период по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес> приняты в соответствии с требованиями, установленным Правилами.
Разрешая заявленный спор суд не нашел нарушений прав истца на предоставление компенсации в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг, поскольку Фокеева Н.В. имеет право обратиться в Управление по Ленинскому району ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» на получение указанной выплаты за последние три года по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, в котором зарегистрирована по месту жительства.
При указанных обстоятельствах, исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь названными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Фокеевой Н.В. в полном объеме, поскольку назначение компенсации в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг по адресу: ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ, при отсутствии регистрации Фокеевой Н.В. по данному адресу, будет являться существенным нарушением норм действующего законодательства.
Таким образом, судом обоснованно указано, что правовых оснований для признания права истца на предоставление компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг по указанному адресу и обязании министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области предоставить компенсационные выплаты в связи с расходами по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг жилого помещения – квартиры по адресу: <адрес>, за последние три года, не имеется, требования не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.
Выводы суда об этом, изложенные в решении, подробно мотивированы, основаны на верно примененных нормах права, в связи с чем, сомнений в своей правильности не вызывают.
В целом, доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу указанные доводы сводятся лишь к несогласию с выводами суда первой инстанции и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены решения суда.
Основываясь на изложенном, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, постановленным при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, а также надлежащей оценке представленных доказательств. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 10 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фокеевой Н.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: