Дело № 2-262/2021
УИД: 21RS0006-01-2021-003388-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Канашский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Ефимовой А.М.,
с участием прокурора Михайлова А.Ю.,
истца Дмитриевой Л.П.,
при секретаре судебного заседания Лотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Канашского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов Дмитриевой Л.П. к администрации <данные изъяты> о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления,
установил:
Заместитель Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах Дмитриевой Л.П. к администрации <данные изъяты> о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления,
В обоснование иска указано, что Канашской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Дмитриевой Л.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о нарушении ее жилищных прав ответчиком. Установлено, что постановлением главы администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № Дмитриева Л.П. принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащее обеспечению благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. Мать Дмитриевой Л.П. - С. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - Д. умер ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Дмитриева Л.П. зарегистрирована в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на территории <данные изъяты>. Однако администрация <данные изъяты> до настоящего времени не обеспечила последнюю жилым помещением, чем нарушила ее (Дмитриевой Л.П.) жилищные права.
В судебном заседании прокурор - <данные изъяты> Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Михайлов А.Ю. иск поддержал по изложенным в нем основаниям.
Истец Дмитриева Л.П. исковые требования поддержала по основаниям, приведенным в иске, подтвердила отсутствие у нее в собственности жилого помещения, указала, что дом в <адрес>, где она зарегистрирована, сгорел в ДД.ММ.ГГГГ году, в настоящее время она временно проживает у своих сводных сестер по адресу: <адрес>.
Ответчик - администрация <данные изъяты> извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия своего представителя (л.д. №).
В возражениях на исковое заявление ответчик, не оспаривая право истца на получение жилого помещения как лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указал, что предоставление жилого помещения Дмитриевой Л.П., которая находится в соответствующем списке под номером №, должно осуществляться в порядке очередности, чтобы не были нарушены права и законные интересы других лиц названной категории, принятых на учет ранее истицы и по мере финансирования данных обязательств из федерального и республиканского бюджета ЧР (л.д. №).
Третьи лица: Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ЧР и Министерство финансов ЧР, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения гражданского дела на интернет-сайте К. районного суда ЧР в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 4 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 159-ФЗ), являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Абзацем первым пункта 1 статьи 8 Закона № 159-ФЗ закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу пункта 3 данной статьи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 этой же статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
В целях реализации вышеуказанных полномочий в части 2 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.
В соответствии с частью 12 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» (в ред. Закона ЧР от 24.12.2021 N 104) полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно записи акта об установлении отцовства № от ДД.ММ.ГГГГ Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерший ДД.ММ.ГГГГ, является отцом С., родившейся ДД.ММ.ГГГГ у С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; после установления отцовства ФИО ребенка - Дмитриева Л.П. (обратная сторона л.д. №).
В свидетельстве о рождении (л.д. №) и записи акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №) истец указана как Дмитриева Л.П., отцом записан Д., матерью - С..
ДД.ММ.ГГГГ умер отец Дмитриевой Л.П. - Д., что подтверждается копией записи акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№).
ДД.ММ.ГГГГ умерла мать Дмитриевой Л.П. - С., что подтверждается копией записи акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №) и копией свидетельства о смерти (л.д. №).
Следовательно, в соответствии с положениями ст. 1 Закона №159-ФЗ Дмитриева Л.П. относилась к категории детей-сирот, а затем - к лицам из числа детей-сирот.
Постановлением главы администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № Дмитриева Л.П. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях как лицо из числа детей-сирот (л.д. №).
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ очередность Дмитриевой Л.П. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, утвержденном главой администрации <данные изъяты>, под номером №, что следует из возражения администрации <данные изъяты> на исковое заявление по гражданскому делу № (л.д. №).
Дмитриева Л.П. зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. №, обратная сторона л.д. №).
Из справки №, выданной ДД.ММ.ГГГГ Отделом надзорной деятельности <данные изъяты> следует, что ДД.ММ.ГГГГ в № в жилом доме личного хозяйства С., расположенном по адресу: <адрес>, произошел пожар, в результате которого уничтожен жилой дом и имущество, повреждена баня (л.д. №).
Право собственности С. (матери истца) на жилой дом и земельный участок по вышеуказанному адресу подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
Из сообщения нотариуса <данные изъяты> М. (л.д. №) следует, что в ее производстве имеется наследственное дело № С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленного суду наследственного дела № на имущество С. (л.д. №) видно, что в установленный законом срок с заявлением о принятии наследства после смерти С.: земельного участка по адресу: <адрес>, обратились дочь наследодателя Дмитриева Л.П. и сын наследодателя С. Нотариусом свидетельства о праве на наследство по закону на вышеуказанный земельный участок не выдавался.
По сведениям филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по ЧР за С. и С. зарегистрировано право общей долевой собственности (по № доле в праве за каждой) на жилую комнату площадью № кв.м с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>. (л.д. №).
В собственности истец Дмитриева Л.П. жилого помещения не имеет, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений (л.д. №).
Применительно к вышеуказанным нормам права, возможность проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в жилом помещении, собственником которого они не являются, правового значения не имеет.
Следовательно, она является нуждающейся в жилом помещении.
Факт нуждаемости истца Дмитриевой Л.П. в улучшении жилищных условий и ее право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», стороной ответчика, третьими лицами не оспаривается.
Таким образом, принимая во внимание, что Дмитриева Л.П. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достигла совершеннолетия, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда (л.д. 11), она имеет право на получение жилого помещения в соответствии с положениями ст. 8 Закона № 159-ФЗ по договору найма специализированных жилых помещений.
Однако до настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда последней не предоставлено.
Доводы ответчика в возражении о том, что Дмитриева Л.П. подлежит обеспечению жилым помещением в порядке очередности, исходя из времени поступления заявления, суд считает несостоятельными, поскольку Закон № 159-ФЗ не устанавливает очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения названной категории граждан, а формирование субъектом Российской Федерации сводного списка указанной категории лиц означает констатацию в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объема субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, и не свидетельствует об установлении очередности на предоставление жилого помещения.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что иск прокурора в интересах Дмитриевой Л.П. подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 321 ГПК РФ, суд
решил:
Иск заместителя Канашского межрайонного прокурора ЧР в защиту прав и законных интересов Дмитриевой Л.П. удовлетворить.
Обязать администрацию <данные изъяты> предоставить Дмитриевой Л.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ЧР через К. районный суд ЧР в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.М. Ефимова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.