УИД 57RS0025-01-2022-000126-74 Производство по делу № 2-82/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июня 2022 г. г. Новосиль
Новосильский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Ендовицкой Е.В.,
при секретаре Касьяновой М.В.,
рассмотрев в закрытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Новосильского межрайонного прокурора Орловской области, действующего в интересах М.И.А., к Департаменту здравоохранения Орловской области о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами,
УСТАНОВИЛ:
Новосильский межрайонный прокурор Орловской области, действуя в интересах М.И.А., первоначально обратился в суд с заявлением к Департаменту здравоохранения Орловской области, Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Новосильская Центральная районная больница» (далее по тексту – БУЗ ОО «Новосильская ЦРБ) о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной Новосильской межрайонной прокуратурой проверки исполнения требований законодательства о здравоохранении, установлено, что М.И.А. имеет I группу инвалидности и находится на диспансерном наблюдении у врача-терапевта с диагнозом <данные изъяты>, включена в регистр лиц, подлежащих обеспечению, в том числе лекарственными препаратами – <данные изъяты>. Врачами БУЗ ОО «Новосильская ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ М.И.А. выданы рецепты на получение лекарственных препаратов <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ выданы рецепты на получение лекарственных препаратов <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ выдан рецепт на лекарственный препарат <данные изъяты>. Рецепты предъявлены в аптечный пункт. Вместе с тем, М.И.А. указанными лекарственными препаратами по рецепту не обеспечена. С целью устранения выявленных нарушений, прокурор в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), уточнив заявленные требования, просил возложить на Департамент здравоохранения Орловской области обязанность обеспечить М.И.А. лекарственными препаратами <данные изъяты>, в соответствии с медицинскими показаниями по рецептам врачей, обратить решение к немедленному исполнению.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ БУЗ ОО «Новосильская ЦРБ» исключено из числа ответчиков и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебное заседание истец М.И.А., извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте его проведения, не явилась, причину неявки не сообщила, об отказе от исковых требований не заявляла.
Помощник Новосильского межрайонного прокурора Орловской области Демехин И.А. уточненные требования поддержал в полном объеме по вышеизложенным доводам.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области по доверенности П.В.С. в судебное заседание, о дате, времени и месте которого извещена надлежащим образом, не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя Департамента здравоохранения Орловской области, представила письменные возражения на заявление прокурора, указала, что в настоящее время проводятся закупочные процедуры в отношении лекарственных препаратов <данные изъяты>, были запрошены коммерческие предложения для формирования начальной максимальной цены, а также с возможностью в том числе заключения государственного контракта с единственным поставщиком.
Представители третьих лиц ГУП ОО «Орелформация», БУЗ ОО «Новосильская ЦРБ» в судебное заседание, о дате, времени и месте которого извещены надлежащим образом, не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
С учетом надлежащего извещения, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц (статья 167 ГПК РФ).
Проверив доводы заявленных требований, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Реализуя свои дискреционные полномочия в части установления конкретных способов и объемов социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, федеральный законодатель принял ряд законов, направленных на обеспечение социальной поддержки лиц, нуждающихся в ней в силу состояния здоровья и имеющих специальный статус.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон №323-ФЗ), согласно ст.4 которого, охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч.ч. 1, 2 ст.19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан, в частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1).
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
Исходя из положений п.8 ч.1 ст.6.1 указанного Федерального закона инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного Закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2299 (далее – Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1). В соответствии с Перечнем право на получение всех лекарственных средств, по рецептам врачей бесплатно имеют лица, страдающие <данные изъяты>.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения (Приложение № 1), в котором поименованы, в том числе, <данные изъяты>.
Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (п.1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 № 399 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области» (далее - Положение)).
В соответствии с п. 5.7 Положения, Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.
Постановлением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждена региональная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - Программа), предусматривающая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
При рассмотрении дела судом установлено, что М.И.А. является инвалидом первой группы, состоит на учете в БУЗ ОО «Новосильская ЦРБ» с диагнозом <данные изъяты> (л.д. 11-12).
В соответствии с заключением врача-невролога БУЗ ОО «Орловская областная клиническая больница» от ДД.ММ.ГГГГ ей назначено лечение, в том числе лекарственными препаратами: <данные изъяты> (л.д.13).
БУЗ Орловской области «Новосильская ЦРБ» лекарственные препараты <данные изъяты> включены в заявку на льготное лекарственное обеспечение за счет средств федерального бюджета на 2021-2022 гг. для пациентки М.И.А. (л.д. 14-16).
Согласно рецептам от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, М.И.А. выписаны рецепты на получение финансируемых за счет средств федерального бюджета лекарственных препаратов <данные изъяты> (л.д.17-22).
Новосильской межрайонной прокуратурой проведена проверка, в рамках которой установлено, что М.И.А. не была своевременно обеспечена лекарственными препаратами после того, как предоставила вышеуказанные рецепты в аптечный пункт № ГУП ОО «Орелформация».
Таким образом, Департамент здравоохранения <адрес> обязанность по обеспечению М.И.А. лекарственными препаратами <данные изъяты> по рецептам врачей бесплатно, своевременно не исполнил.
Принимая во внимание, что не обеспечение М.И.А. лекарственными препаратами создает условия, угрожающие её здоровью, нарушает её конституционное право на своевременное получение лекарственного препарата, необходимого для поддержания здоровья, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о возложении на Департамент здравоохранения Орловской области обязанности организовать обеспечение М.И.А. лекарственными препаратами – <данные изъяты> вплоть до их отмены лечащим врачом подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, суд по просьбе истца может обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Учитывая, что медицинские препараты, обязанность по организации обеспечения которыми возложена на ответчика, относятся к категории жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, замедление исполнения решения может привести к негативным последствиям для здоровья истца, решение суда необходимо обратить к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
требования Новосильского межрайонного прокурора Орловской области, действующего в интересах М.И.А. к Департаменту здравоохранения Орловской области о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами удовлетворить.
Возложить на Департамент здравоохранения Орловской области обязанность организовать бесплатное обеспечение М.И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>, лекарственными препаратами <данные изъяты> в соответствии с медицинскими показаниями по рецептам врачей.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в Орловский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы лицами, участвующими в деле, через Новосильский районный суд Орловской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья Е.В. Ендовицкая