Дело № 12-171/2023 УИД 74MS0018-01-2022-007430-07
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск 05 сентября 2023 года
Судья Тракторозаводского районного суда г. Челябинска Закорчемная А.А., с участием заместителя прокурора Металлургического района г. Челябинска Султановой Р.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Тракторозаводского районного суда г. Челябинска жалобу защитника ОКУ «Центр занятости населения города Челябинска» на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Тракторозаводского района города Челябинска по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Областного казенного учреждения «Центр занятости населения города Челябинска», ОГРН № (далее - ОКУ «Центр занятости населения г. Челябинска»),
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Тракторозаводского района г. Челябинска от 21 декабря 2022 года ОКУ «Центр занятости населения г. Челябинска» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Тракторозаводский районный суд г. Челябинска, защитник ОКУ «Центр занятости населения города Челябинска» ФИО3 выражает несогласие с постановлением мирового судьи в связи с несоразмерностью наказания, полагая, что дело может быть прекращено в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
При рассмотрении жалобы заместитель прокурора Металлургического района г. Челябинска ФИО4 полагала, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Директор ОКУ «Центр занятости населения г. Челябинска» ФИО5, а также защитник ОКУ «Центр занятости населения города Челябинска» ФИО3 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещены, просили рассматривать жалобу без их участия, в связи с чем судья полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.
Выслушав мнение прокурора, изучив доводы, изложенные в жалобе, проверив материалы дела, судья приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобами и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является: наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодекса РФ об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно ст. 64.1 Трудового кодекса РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.
Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 настоящей статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 21 июля 2010 года № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», гражданин Российской Федерации, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 557 от 18 мая 2009 года, или должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 557, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы.
В соответствии с п. 4 данного Указа Президента, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в двухмесячный срок рекомендуется разработать и утвердить перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные статьей 12 Федерального закона № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции».
Должность специалиста 1 разряда в инспекциях Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня включена в «Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной налоговой службе, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», утвержденный Приказом ФНС России от 25 сентября 2017 года № ММВ-7-4/754, в соответствии с разделом III названного выше Перечня, утвержденного Указом президента РФ от 18 мая 2009 года № 557.
Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами (статья 419 названного кодекса).
Как усматривается из материалов дела, приказом и.о. директора ОКУ «Центр занятости населения г. Челябинска» №-м от 19 мая 2020 года ФИО1, ранее замещавшая должность федеральной государственной службы – специалиста 1 разряда отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства в межрайонной ИФНС России № 22 по Челябинской области, была принята на должность ведущего специалиста. В этот же день был заключен срочный трудовой договор № 117 от 19 мая 2020 года.
При этом, в нарушение ч. 4 ст. 12 «Закона о противодействии коррупции» работодатель в лице ОКУ «Центр занятости населения города Челябинска» направил уведомление о заключении трудового договора работодателю государственного служащего по последнему месту его службы – в межрайонную ИФНС России № 22 по Челябинской области только 05 июня 2020 года, то есть с нарушением установленного законом десятидневного срока с момента заключения трудового договора.
В связи с выявленными нарушениями прокурором Металлургического района г. Челябинска возбуждено дело об административном правонарушении, при рассмотрении которого мировой судья пришел к выводу о том, что ОКУ «Центр занятости населения города Челябинска» нарушены требования ч. 4 ст. 12 «Закона о противодействии коррупции», что послужило основанием для привлечения ОКУ «Центр занятости населения г. Челябинска» к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановлением от 21 декабря 2022 года и назначения административного наказания в виде штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Факт совершения ОКУ «Центр занятости населения г. Челябинска» административного правонарушения подтверждается собранными по данному делу доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 30 ноября 2022 года; копией приказа о приеме на работу ФИО6 от 19 мая 2020 года, копией приказа о прекращении (расторжении) трудового договора с работником ФИО6 от 26 июня 2020 года, копией срочного трудового договора № от 19 мая 2020 года с ФИО6, копией сообщения о заключении трудового договора № от 28 мая 2020 года о заключении трудового договора с ФИО6; копией почтового конверта со штампом почтовой организации от 05 июня 2020 года, копией приказа о приеме на работу ФИО6 от 14 мая 2019 года; копией приказа о расторжении служебного контракта с ФИО6 от 23 мая 2019 года.
При рассмотрении дела на основании ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях мировым судьей установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, в соответствии со ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствам дана надлежащая оценка, на основе которой сделан правильный вывод о виновности ОКУ «Центр занятости населения г. Челябинска» в совершении административного правонарушения, его действия правильно квалифицированы по ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление мирового судьи соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, с соблюдением требований ст. 29.5 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей назначено юридическому лицу с соблюдением требований ст. ст. 3.1, 3.5, 3.7, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, с применением ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ст. 19.29 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что совершенное деяние может быть признано малозначительным, судья считает неубедительными.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч.ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В соответствии с абз. 3 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, заключается в противоправном бездействии, выразившемся в неуведомлении представителя нанимателя (работодателя) по прежнему месту службы принимаемого на работу бывшего государственного или муниципального служащего.
Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 19.29 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении работодателя к исполнению своих обязанностей.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 февраля 2013 года № 334-О также отметил, что установление обязанности сообщать в десятидневный срок представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении трудового или гражданско-правового договора направлено на повышение эффективности противодействия коррупции и основывается на принципах приоритетного применения мер по предупреждению коррупции и комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер для борьбы с этим явлением.
Тем самым, нормы ст. 12 Закона о противодействии коррупции ориентированы на обеспечение безопасности государства, а потому пренебрежение ими не может рассматриваться как малозначительное административное правонарушение.
Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене обжалуемого постановления.
Порядок и срок давности привлечения ОКУ «Центр занятости населения г. Челябинска» к административной ответственности соблюдены.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 КоАП РФ, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы и отмены оспариваемого судебного акта отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ судья
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Тракторозаводского района г. Челябинска от 21 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ОКУ «Центр занятости населения города Челябинска» ОГРН 1027403767973 оставить без изменения, а жалобу защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ОКУ «Центр занятости населения города Челябинска» ФИО3, - без удовлетворения.
Решение обжалованию в порядке ст.ст. 30.1-30.3 КоАП РФ не подлежит и вступает в законную силу немедленно после его оглашения.
Судья: Закорчемная А.А.