Петрозаводский городской суд РК Дело №12-694/2023
г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33 УИД 10RS0011-01-2023-010707-43
Р Е Ш Е Н И Е
25 декабря 2023 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Кайгородова Ольга Владимировна, при секретаре Соснович С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Свирского В.А. на постановление заместителя Министра финансов Республики Карелия ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Свирского В.А., <данные изъяты>
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя Министра финансов Республики Карелия ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ Свирский В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
Свирский В.А. не согласился с указанным постановлением, полагая его незаконным и необоснованным, и обратился с жалобой в суд, согласно которой просит отменить оспариваемое постановление и прекратить производство по делу, ссылаясь на положения ст.1.5 КоАП РФ. В обоснование заявленных требований указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ не является должностным лицом Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия на основании приказа Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия № от ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ является <данные изъяты>. Обращает внимание на условия крайней необходимости исполнения им (Свирским В.А.), как должностным лицом Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия, срочного поручения Заместителя Главы Республики Карелия – Руководителя Администрации Главы Республики Карелия Министерству финансов Республики Карелия (ответственному), Министерству экономического развития и промышленности Республики Карелия № от ДД.ММ.ГГГГ для оперативного обеспечения исполнения пп.«в» п.2 перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам повышения эффективности реагирования органов публичной власти в субъектах Российской Федерации <данные изъяты>
Заявитель считает, что им не нарушены пункты 6, 32 Постановления Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Республики Карелия и финансового обеспечения выполнения этого задания», поскольку с учетом пунктов 33, 35 указанного Порядка на протяжении всего рабочего 2022 года, то есть срока выполнения государственного задания МФЦ, допустимо внесение изменений в приказы Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении государственного задания и формы отчета об исполнении государственного задания Государственным бюджетным учреждением Республики Карелия «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Карелия» (далее - ГБУ РК «МФЦ РК», Учреждение). <данные изъяты>.
В судебном заседании Свирский В.А. поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, просил удовлетворить заявленные требования.
Представитель Министерства финансов Республики Карелия Гужва Н.Л., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, полагая оспариваемое постановление законным и обоснованным, поддержав обстоятельства, изложенные в оспариваемом акте. Пояснил, что дело об административном правонарушении было рассмотрено должностным лицом на основании подлинников документов, представленных контролером-ревизором административного органа, копии которых имеются в материалах настоящего дела. <данные изъяты>
Заслушав заявителя, представителя административного органа, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив дело в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, учитывая, что жалоба подана в суд в соответствии с требованиями ст.30.3 КоАП РФ и срок обжалования не пропущен, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных ст.15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Согласно п.1 ст.78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества (абзац 1).
Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации (абзац 2).
Постановлением Правительства Республики Карелия от 24 февраля 2016 года №62-П «Об утверждении Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Республики Карелия и финансового обеспечения выполнения этого задания» установлено, что государственное задание формируется на оказание государственных услуг (выполнение работ), определенных в качестве основных видов деятельности государственных учреждений и содержащихся в общероссийских базовых (отраслевых) перечнях (классификаторах) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам (далее - общероссийские базовые перечни), и в региональном перечне (классификаторе) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Республики Карелия, в том числе при осуществлении переданных органам государственной власти Республики Карелия полномочий Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (далее - региональный перечень) (пункт 6).
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Республики Карелия на указанные цели: за счет средств субсидии - в случае выполнения государственного задания бюджетным или автономным учреждением; в соответствии с показателями бюджетной сметы - в случае выполнения государственного задания казенным учреждением (пункт 32).
Как следует из представленных материалов дела и установлено в судебном заседании, Приказом Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено государственное задание ГБУ РК «МФЦ РК» на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (Приложение 1).
Соглашением о предоставлении субсидии из бюджета Республики Карелия бюджетному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Соглашение), заключенным между Министерством экономического развития и промышленности Республики Карелия (далее – Учредитель) и ГБУ РК «МФЦ РК» (далее – Учреждение), Учреждению предоставляется субсидия из бюджета Республики Карелия в 2022 году / 2023-2024 годах на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), установленных в государственном задании (п.2.1); субсидия предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Учредителю как получателю средств бюджета Республики Карелия по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации <данные изъяты>
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ №, подписанным от имени Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия исполняющим обязанности Министра экономического развития и промышленности Республики Карелия Свирским В.А., к Соглашению о предоставлении субсидии из бюджета Республики Карелия бюджетному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от ДД.ММ.ГГГГ № Учреждению увеличен размер субсидии на оказание государственных услуг (выполнение работ), установленных в государственном задании<данные изъяты>.
Министерством экономического развития и промышленности Республики Карелия внесены изменения показателей бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств №ДД.ММ.ГГГГ год по виду расходов 611 «Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)» <данные изъяты>, заверенные ДД.ММ.ГГГГ Свирским В.А.
Приказом ГБУ РК «Многофункциональный центр Республики Карелия» от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено согласованное Свирским В.А. штатное расписание, действующее с ДД.ММ.ГГГГ, которым введены дополнительные должности по территориальным Отделам предоставления услуг (на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) – 20 штатных единиц (1 – главный специалист, 19 – ведущие специалисты) <данные изъяты>.
Оспариваемое постановление от 06 сентября 2023 года вынесено по тем основаниям, что в соответствии с приказом Министерства финансов Республики Карелия от 23 января 2023 года №, с п.10 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2020 года №1235, планом контрольных мероприятий Министерства финансов Республики Карелия в сфере внутреннего государственного финансового контроля на 2023 год, утвержденным приказом Министерства финансов Республики Карелия от 27 декабря 2022 года №990, в отношении ГБУ РК «МФЦ РК» проведена плановая выездная проверка предоставления и использования субсидий, предоставленных из бюджета Республики Карелия бюджетному учреждению и их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности, в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности Министра экономического развития и промышленности Республики Карелия Свирским В.А., являвшимся должностным лицом уполномоченного органа исполнительной власти Республики Карелия – Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении ГБУ РК «МФЦ РК», которому как получателю средств бюджетов Республики Карелия доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии бюджетному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), по адресу исполнения должностных обязанностей: Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул.Андропова, д.2, допущено нарушение пунктов 6, 32 Постановления Правительства Республики Карелия от 24 февраля 2016 года №62-П «Об утверждении Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Республики Карелия и финансового обеспечения выполнения этого задания», пункта 2.1. Соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Республики Карелия бюджетному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от ДД.ММ.ГГГГ №, выразившееся в нарушении главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическому лицу, условий их предоставления, а именно: без увеличения объема государственного задания на выполнение работ <данные изъяты> заключено с ГБУ РК «МФЦ РК» дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ № к Соглашению о предоставлении субсидии из бюджета Республики Карелия бюджетному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому Учреждению увеличен размер субсидии в 2022 году <данные изъяты>. Выявленное нарушение зафиксировано в акте № от ДД.ММ.ГГГГ.
Вывод о доказанности вины Свирского В.А. в совершении вменяемого административного правонарушения сделан должностным лицом на основании протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, который отвечает требованиям ст.28.2 КоАП РФ и существенных недостатков не имеет; приказа Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № с Приложениями; государственного задания №ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период 2023 и 2024 годов от ДД.ММ.ГГГГ; приказа Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № с Приложениями; приказа ГБУ РК «МФЦ РК» от ДД.ММ.ГГГГ №; штатного расписания ГБУ РК «МФЦ РК», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ; пояснительной записки к штатному расписанию начальника ПЭО ГБУ РК «МФЦ РК» ФИО1; изменений показателей бюджетной росписи и (или) лимитов бюджетных обязательств №ДД.ММ.ГГГГ год и плановый период 2023 и 2024 годов; соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Республики Карелия бюджетному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от ДД.ММ.ГГГГ № с Приложениями; дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № с Приложением к Соглашению о предоставлении субсидии из бюджета Республики Карелия бюджетному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) ДД.ММ.ГГГГ №; дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № с Приложением к Соглашению о предоставлении субсидии из бюджета Республики Карелия бюджетному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) ДД.ММ.ГГГГ №; приказа Министерства финансов Республики Карелия № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении выездной проверки; приказа Министерства финансов Республики Карелия № от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в приказ от ДД.ММ.ГГГГ №; акта № выездной проверки ГБУ РК «МФЦ РК» от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжения Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №; распоряжения Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №; других материалов дела.
Исследованные должностным лицом доказательства вины Свирского В.А. получены в соответствии с требованиями закона и являются допустимыми, сомневаться в их достоверности оснований не имеется. В совокупности их достаточно для установления обстоятельств вменяемого административного правонарушения и виновности привлекаемого лица в его совершении.
<данные изъяты>
При вынесении оспариваемого постановления должностным лицом административного органа приняты во внимание все доказательства, имеющиеся в материалах дела, правильно определены фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию. Собранные по делу доказательства оценены должностным лицом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, что соответствует ст.26.11 КоАП РФ.
Изучив представленные письменные материалы дела, проанализировав их содержание и полноту, должностное лицо административного органа обоснованно отвергло позицию стороны защиты и пришло к правильному выводу о виновности Свирского В.А. в совершении инкриминируемого административного правонарушения и квалифицировало его действия по ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ - нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных ст.15.14 настоящего Кодекса.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст.1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены. Обоснованность привлечения Свирского В.А. к административной ответственности сомнений не вызывает.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
На основании Постановления Правительства Республики Карелия от 24 июля 2023 года №343-П «Вопросы исполнительных органов Республики Карелия» 31 августа 2023 года Министерство экономического развития и промышленности Республики Карелия преобразовано в Министерство экономического развития Республики Карелия.
В соответствии с п.13 постановления Правительства Республики Карелия от 21 сентября 2016 года №360-П «Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития Республики Карелия» министр осуществляет руководство Министерством на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство функций, распределяет обязанности между своими заместителями, исполняет поручения Главы Республики Карелия, Правительства Республики Карелия, осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.
Приказом Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия от 10 июня 2019 года № Свирский В.А. назначен на должность заместителя Министра экономического развития и промышленности Республики Карелия с 10 июня 2019 года.
На основании приказа и.о.Министра экономического развития и промышленности Республики Карелия ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ на заместителя Министра экономического развития и промышленности Республики Карелия Свирского В.А. возложено исполнение обязанностей Министра экономического развития и промышленности Республики Карелия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с приказом Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия № от ДД.ММ.ГГГГ Свирский В.А. освобожден от замещаемой должности заместителя Министра экономического развития и промышленности Республики Карелия и уволен ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, применительно к положениям ст.2.4 КоАП РФ Свирский В.А. является должностным лицом, которое несет ответственность за нарушение условий предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), допущенное им в период исполнения должностных обязанностей Министра экономического развития и промышленности Республики Карелия при осуществлении руководства Министерством экономического развития и промышленности Республики Карелия.
Кроме того, доводы Свирского В.А. о том, что с ДД.ММ.ГГГГ он занимает должность генерального директора Фонда «Центр поддержки экспорта Республики Карелия» и является бывшим должностным лицом Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия, которое не курировало деятельность ГБУ РК «МФЦ РК», не свидетельствуют об отсутствии состава вменяемого правонарушения и не являются основанием для освобождения привлекаемого лица от административной ответственности, учитывая, что они были предметом оценки должностного лица при рассмотрении настоящего дела, не соглашаться с которой у судьи оснований не имеется.
Согласно ст.2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Учитывая изложенное, не выдерживает критики позиция Свирского В.А. о том, что он исполнял срочные государственные поручения <данные изъяты> в состоянии крайней необходимости, что влечет применение положений п.3 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, поскольку в рассматриваемом случае, исходя из установленных обстоятельств дела, условий, указанных в статье 2.7 КоАП РФ, при которых противоправное деяние может быть признано совершенным в состоянии крайней необходимости, не установлено.
Доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, поскольку проверялись должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении и были обоснованно отклонены по основаниям, изложенным в оспариваемом постановлении. Выводы должностного лица административного органа сомнений не вызывают, и основания для их пересмотра, на чем настаивает автор жалобы, отсутствуют.
Иных юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы должностного лица о виновности Свирского В.А. в совершении вменяемого правонарушения, в жалобе и в судебном заседании заявителем не приведено.
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Существенных процессуальных нарушений при рассмотрении дела, влекущих за собой отмену постановления и прекращение производства по делу, должностным лицом не допущено. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не выявлено.
Административное наказание, назначенное Свирскому В.А. в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 4.1 КоАП РФ, с применением положений ст.ст.3.4, 4.1.1 КоАП РФ, является справедливым и соразмерным содеянному.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, существо и характер совершенного должностным лицом правонарушения, а также общественную значимость государственного надзора в бюджетно-финансовой сфере, учитывая, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, указанное правонарушение не может быть признано малозначительным вопреки доводам заявителя.
На основании изложенного судья приходит к выводу о том, что постановление заместителя Министра финансов Республики Карелия ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, в связи с чем правовых оснований для отмены либо изменения обжалуемого постановления, в том числе по доводам, указанным заявителем в жалобе и в судебном процессе, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
Постановление заместителя Министра финансов Республики Карелия ФИО2 № от 06 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Свирского В.А. оставить без изменения, жалобу заявителя – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (г.Петрозаводск, ул.Кирова, д.27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья О.В. Кайгородова