Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-658/2023 ~ М-491/2023 от 19.04.2023

Дело №...

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 мая 2023 года                                         ...

<...> городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Скрипко Н.В.

при секретаре Никитенко Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чапли Л.И. к Администрации <...> муниципального района Республики Карелия о предоставлении жилого помещения,-

установил:

    Истец Чапля Л.И. обратился в суд к Администрации <...> муниципального района по тем основаниям, что последний является лицом из числа детей, оставшихся без попечения, его родители Максимова А.Н. и Чапля И.Л. решениями <...> городского суда Республики Карелия от 3 декабря 2008 года и 8 сентября 2016 года лишены родительских прав. Постановлением Администрации <...> муниципального района квартира по месту его регистрации признана непригодной для проживания. Так как он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, просил суд обязать Администрацию <...> муниципального района предоставить ему в границах ... благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта, жилое помещение специализированного жилищного фонда, площадью не менее нормы предоставления, по договору социального найма специализированного жилого помещения.

    Определением судьи к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социальной защиты Республики Карелия, Правительство Республики Карелия.

    Истец Чапля Л.И. в судебном заседании не участвовал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

    Ответчик Администрация <...> муниципального района в судебное заседание своего представителя не направил, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, до рассмотрения дела по существу направил в адрес суда возражения, в которых указал, что Чапля Л.И. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, поскольку решениями <...> городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ., от ХХ.ХХ.ХХ. его родители Максимова А.Н., Чапля И.Л. лишены родительских прав. Согласно постановлению администрации <...> муниципального района №... от ХХ.ХХ.ХХ. установлен факт невозможности проживания Чапли Л.И. в ранее занимаемом жилом помещении. Постановлением администрации <...> муниципального района №... от ХХ.ХХ.ХХ. Чапля Л.И. включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Не оспаривая права истца на предоставление жилого помещения, ответчик просил принять во внимание, что в соответствии с нормами действующего законодательства приобретение благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда осуществляется только за счет предоставляемых бюджету Сегежского муниципального района субвенций из бюджета Республики Карелия. Согласно п. 2.2 Соглашения «О порядке взаимодействия при осуществлении государственных полномочий Республики Карелия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №... от ХХ.ХХ.ХХ., заключенного между администрацией <...> муниципального района и Министерством муниципальной защиты Республики Карелия, размер субвенции, предоставляемой из бюджета Республики Карелия бюджету Сегежского муниципального района на 2023 год составляет 3 274 500 руб. На ХХ.ХХ.ХХ. задание, установленное Соглашением, администрацией <...> муниципального района выполнено, жилыми помещениями по договорам специализированных жилых помещений обеспечены 2 человека. Остаток средств на приобретение жилья детям-сиротам, предусмотренных в бюджете <...> муниципального района, составляет 1 219 589 руб. Ходатайствовал о рассмотрении дела без участия своего представителя.

    Третье лицо Министерство социальной защиты Республики Карелия своего представителя в судебное заседание не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрении дела без их участия. До рассмотрения дела по существу направило в адрес суда отзыв, в соответствии с которым указало, что согласно положениям статьи 8 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии со статьей 4 Закона Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ. №...-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя» государственные полномочия Республики Карелия по обеспечению специализированными жилыми помещениями детей-сирот, по формированию списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, переданы органам местного самоуправления органам местного самоуправления муниципальных образований и городских округов (далее - органы местного самоуправления). Постановлением Правительства Российской Федерации от ХХ.ХХ.ХХ. №... утверждены правила формирования списка детей-сирот. Сводный список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Карелия, формируется Министерством социальной защиты Республики Карелия на основании списков, представляемых органами местного самоуправления (далее - сводный список детей-сирот). Сведений от Администрации <...> муниципального района о включении Чапли Л.И. в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории <...> муниципального района, не поступало, в связи с чем правовые основания для включения в сводный список детей-сирот Чапли Л.И. отсутствуют.

    Изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

    В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

    Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

    Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

    По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

    Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного закона.

    В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

    По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

    Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

    При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

    Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

    В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

    По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

    Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    В судебном заседании установлено, что родителями Чапли Л.И. являются Чапля И.Л. и Максимова А.Н..

    Заочным решением <...> городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ. Максимова А.Н. лишена родительских прав в отношении истца, с последней взысканы алименты на содержание несовершеннолетнего, решение вступило в законную силу ХХ.ХХ.ХХ..

    ХХ.ХХ.ХХ. <...> городским судом Республики Карелия вынесено заочное решение о лишении родительских прав Чапля И.Л. в отношении Чапля Л.И., решение вступило в законную силу ХХ.ХХ.ХХ..

    По сведениям ИЦ МВД по ... истец с 20 мая 2004 года постоянно зарегистрирован по месту жительства по адресу: ..., сведений о наличии регистрации у истца по иному месту жительства в материалы дела не представлено.

    В соответствии с заключением от 22 апреля 2019 года № 11 межведомственной комиссии, назначенной распоряжением Администрации <...> городского поселения от 24.09.2018 № 426-р, жилой дом, расположенный по адресу ..., признан аварийным и подлежащим сносу.

    На основании указанного заключения жилой дом, расположенный по адресу ..., включен в список домов, признанных аварийными и подлежащими сносу на основании решения Совета <...> городского поселения №... от ХХ.ХХ.ХХ. «О признании многоквартирных домов в ... аварийными и подлежащими сносу».

    Распоряжением Администрации <...> городского поселения от ХХ.ХХ.ХХ. №...-р во исполнение решения Совета <...> городского поселения №... от ХХ.ХХ.ХХ. поручено организовать мероприятия по предоставлению нанимателям жилых помещений другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в срок до ХХ.ХХ.ХХ..

    Постановлением Администрации <...> муниципального района №... от ХХ.ХХ.ХХ. установлен факт невозможности проживания истца по месту регистрации.

    На основании постановления Администрации <...> муниципального района №... от ХХ.ХХ.ХХ. Чапля Л.И. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

    Таким образом, истец относится к кругу лиц, на которых распространяются положения статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, был поставлен на соответствующий учет до достижения возраста 23 лет. Данное обстоятельство стороной ответчика не оспаривалось.

    Согласно п. 3 Порядка правил предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства РК от ХХ.ХХ.ХХ. №...-П, благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района.

    В соответствии с решением Совета <...> городского поселения XVII сессии I созыва от ХХ.ХХ.ХХ. №... норма предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории города <...> составляет 12 кв. м.

    Согласно ст. 4 Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 года № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов.

    Поскольку истец относится к кругу лиц, на которых распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований к администрации <...> муниципального района. Благоустроенное жилое помещение должно быть предоставлено именно администрацией <...> муниципального района истцу по месту его жительства в границах .... Положения закона, возлагающие обязанность на администрацию предоставлять жилые помещения указанной категории граждан являются действующими.

    Доводы ответчика об отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

    При подаче иска истцом уплачена государственная пошлина 300 руб. На основании ст. 98 ГПК РФ данные расходы подлежат взысканию с надлежащего ответчика в пользу истца.

    Руководствуясь статьями 98, 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса РФ,

    решил:

Исковое заявление Чапли Л.И. удовлетворить.

Обязать Администрацию <...> муниципального района (ИНН 1006002126) предоставить Чапле Л.И. (паспорт №... №...) на территории ... благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, площадью не менее нормы предоставления.

Взыскать с Администрации <...> муниципального района (ИНН 1006002126) в пользу Чапли Л.И. (паспорт №... №...)расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через <...> городской суд Республики Карелии в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                        Н.В. Скрипко

Решение в окончательной форме в соответствии со ст. 199 ГПК РФ изготовлено ХХ.ХХ.ХХ..

2-658/2023 ~ М-491/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чапля Леонид Игоревич
Ответчики
Администрация Сегежского муниципального района
Другие
Правительство Республики Карелия
Коновалова Наталья Владимировна
Министерство социальной защиты Республики Карелия
Суд
Сегежский городской суд Республики Карелия
Судья
Скрипко Н.В.
Дело на сайте суда
segezhsky--kar.sudrf.ru
19.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2023Передача материалов судье
21.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.05.2023Предварительное судебное заседание
29.05.2023Судебное заседание
02.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее