Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1110/2022 ~ М-667/2022 от 13.05.2022

Дело № 2-1110/2022

УИД 47RS0003-01-2022-001013-90

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    г. Волхов                             28 сентября 2022 года

Волховский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Максимовой Т.В.,

при секретаре Гладких Е.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волховского городского прокурора в защиту жилищных прав и законных интересов Копосов Н.В. к Правительству Ленинградской области, Комитету финансов Ленинградской области, Комитету общего и профессионального образования Ленинградской области об обязании в срок до 01 октября 2022 года выделить администрации муниципального образования Волховский муниципальный район Ленинградской области финансирование, предусмотренное для обеспечения в срок до 01 декабря 2022 года Копосов Н.В. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, и соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, по договору найма специализированных жилых помещений;

обязании администрации Волховского муниципального района Ленинградской области предоставить в срок до 01 декабря 2022 года Копосов Н.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, и соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, по договору найма специализированных жилых помещений,

у с т а н о в и л:

Волховский городской прокурор, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ обратился в Волховский городской суд Ленинградской области с иском в защиту жилищных прав и законных интересов Копосова Н.В., ****** г.р. об обязании:

Правительства Ленинградской области, Комитета финансов Ленинградской области, Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области в срок до 01 декабря 2023 года выделить администрации муниципального образования Волховский муниципальный район Ленинградской области финансирование, предусмотренное для обеспечения в срок до 01 декабря 2023 года Копосова Н.В. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, и соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, по договору найма специализированных жилых помещений;

администрации Волховского муниципального района Ленинградской области предоставить в срок до 01 декабря 2023 года Копосову Н.В., ****** г.р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, по договору найма специализированных жилых помещений.

В обоснование заявленных требований указано, что на основании заявления Копосова Н.В., ****** г.р. о возможном нарушении его жилищных прав, Волховской городской прокуратурой Ленинградской области проведена проверка исполнения администрацией Волховского муниципального района Ленинградской области положений федерального законодательства в сфере жилищных и иных социальных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

По результатам проведенной проверки установлен факт нарушения положений Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», выразившийся в непредоставлении благоустроенного жилого помещения по договору специализированного найма Копосову Н.В.

Родители Копосова Н.В. - отец Семенов В.Е., умер 16.07.2012, мать- Копосова А.Н. решением Волховского городского суда Ленинградской области от 14.07.2009 по гражданскому делу № 2-619/2009 лишена родительских прав в отношении сына.

Постановлением администрации МО Волховский муниципальный район Ленинградской области от 04.03.2020 № ****** Копосов Н.В. включен в муниципальный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Волховского муниципального района.

Ссылаясь на положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», прокурор указывает, что Копосов Н.В. имеет право на предоставление ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных помещений. Поскольку до настоящего времени жилищный вопрос Копосова Н.В. не решен, что нарушает его конституционное право на жилье, прокурор был вынужден обратиться в суд с настоящим исковым заявлением.

Помощник Волховского городского прокурора Иванова Ю.А., уточненные требования к администрации Волховского муниципального района Ленинградской области поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Истец Копосов Н.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в порядке ст. 113 ГПК РФ.

Представитель ответчика Правительства Ленинградской области по доверенности И.А. Яровая, извещенная о времени и месте судебного заседания в порядке ст. 113 ГПК РФ, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В отзыве на исковое заявление указала, что согласно п. 5 ст. 2 Областного закона Ленинградской области от 17.06.2011 № 47-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельным государственным полномочием Российской Федерации, переданным органам государственной власти Ленинградской области, и отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по обеспечению однократно благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, и соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, по договору найма специализированных жилых помещений.

Областным законом Ленинградской области от 21.12.2021 № 148-оз «Об областном бюджете Ленинградской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» на реализацию переданных полномочий Волховскому муниципальному району в 2022 году выделены средства областного и федерального бюджета в размере 35 160, 3 тыс. руб. Поскольку в соответствии с указанным областным законом главным распорядителем бюджетных средств на реализацию отдельных государственных полномочий Ленинградской области в сфере социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, полагала, что исковые требования к Правительству Ленинградской области удовлетворению не подлежат.

Представитель ответчика Комитета финансов Ленинградской области по доверенности К.В. Андреев, извещенный о времени и месте судебного заседания в порядке ст. 113 ГПК РФ, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В возражениях относительно заявленных исковых требований указал, что финансовые средства в виде субвенций для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также лиц из их числа, предусмотрены областным законом об областном бюджете Ленинградской области и переданы Волховскому муниципальному району в полном объеме, в связи с чем, удовлетворении заявленных требований к комитету финансов просил отказать.

Представитель ответчика Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области по доверенности Ю.В. Богославская, извещенная о времени и месте судебного заседания в порядке ст. 113 ГПК РФ, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие. В возражениях на исковое заявление указала, что обязанность по обеспечению благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа возложена на администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области в соответствии с п. 5 ст. 2 Областного закона от 17.06.2011 № 47-оз, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований к Комитету общего и профессионального образования Ленинградской области просила отказать.

Представитель ответчика администрации Волховского муниципального района Ленинградской области по доверенности Костина С.А. в судебном заседании против удовлетворения требований возражала, ссылаясь на отсутствие достаточного финансирования из средств областного бюджета Ленинградской области на приобретение квартир для указанной социальной категории лиц, пояснила, что Копосов Н.В. включен в список лиц на обеспечение жилыми помещениями детей – сирот на 2023 год в Волховском районе Ленинградской области.

Представитель третьего лица Управления по опеке и попечительству администрации Волховского муниципального района Ленинградской области по доверенности Любина Ю.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена в порядке ст. 113 ГПК РФ, ранее в судебном заседании указала, что решение по настоящему спору оставляет на усмотрение суда. Также пояснила, что в соответствии со ст. 89 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства, возникающие у администрации Волховского муниципального района, в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В свою очередь администрация Волховского муниципального района недостаточно профинансирована Правительством Ленинградской области на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения процессуального истца помощника Волховского городского прокурора Иванову Ю.А., представителя ответчика администрации Волховского муниципального района Ленинградской области Костину С.А., суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ).

Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в Ленинградской области регулируются Областным законом Ленинградской области № 47-оз от 17 июня 2011 года «О наделении органов местного самоуправления Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области», согласно п. 5 ст. 2 которого органы местного самоуправления наделяются следующими отдельными государственными полномочиями: по обеспечению однократно благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Пунктом 16 ч. 1 ст. 3 указанного Областного закона определено, что при осуществлении отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны формировать список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом, согласно пунктам 1, 2, 6 ч. 2 ст. 4 Областного закона органы государственной власти Ленинградской области обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий; осуществлять контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий; формировать список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из материалов дела следует, что по результатам проведенной прокурорской проверки по заявлению Копосова Н.В. о возможном нарушении его жилищных прав, установлен факт нарушения положений Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», выразившийся в непредоставлении истцу благоустроенного жилого помещения по договору специализированного найма.

Судом установлено, что на основании решения Волховского городского суда Ленинградской области от 14.07.2009 по гражданскому делу № 2-619/2009 Копосова А.Н. – мать Копосова Н.В., ****** г.р. лишена родительских прав в его отношении (л.д. 14-33, 72-74).

Отец истца – Семенов В.Е. умер 16.07.2012 (л.д. 70, 71, 75).

Согласно сведениям из ЕГРН на 03.06.2022, истец Копосов Н.В. является правообладателем ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: ******.

Постановлением Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области № ****** от 04.03.2020 установлен факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении Копосова Н.В. и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Волховского муниципального района Ленинградской области (л.д. 12-13).

Материалы дела содержат сведения об обучении Копосова Н.В. в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья им. ******, Санкт-Петербург» (л.д.67).

Судом установлено, что Копосов Н.В. до настоящего времени не обеспечен жилым помещением в соответствии с действующим законодательством.

Поскольку Копосов Н.В. признан лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он имеет право в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Поскольку в соответствии с п. 5 ст. 2 Областного закона Ленинградской области от 17.06.2011 № 47-оз органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по обеспечению однократно благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд приходит к выводу, что обязанность предоставить Копосову Н.В. жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений должна быть возложена на администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области, в удовлетворении требований заявленных к Правительству Ленинградской области, комитету финансов Ленинградской области, Комитету общего и профессионального образования Ленинградской области надлежит отказать.

То обстоятельство, что Копосов Н.В. был включен в список лиц на обеспечение жилыми помещениями детей – сирот на 2023 год в Волховском муниципальном районе Ленинградской области, само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований к администрации Волховского муниципального района, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения лицам из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия иных лиц, обладающих аналогичным правом.

Разрешая вопрос о характеристиках подлежащего предоставлению истцу жилого помещения, суд исходит из требований, указанных в Постановлении Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 (ред. от 18.07.2016) «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» в соответствии с которым жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Истцом предложен срок для исполнения решения суда каждым из ответчиков. Суд соглашается с указанным сроком в уточненном исковом заявлении, полагая такой срок достаточным и разумным.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 195, 198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

Обязать администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области предоставить в срок до 01 декабря 2023 года Копосов Н.В., ****** года рождения, паспорт № ******, выдан МП № ****** отдела УФМС по Санкт - Петербургу и ****** в ****** ******, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, по договору найма специализированных жилых помещений.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись Максимова Т.В.

Мотивированное решение составлено 05 октября 2022 года.

Судья: подпись Максимова Т.В.

2-1110/2022 ~ М-667/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Копосов Николай Вячеславович
Правительство Ленинградской области
Волховский городской прокурор
Ответчики
Комитет Финансов Ленинградской области
Комитет общего и профессионального образования ЛО.
Администрация Волховского муниципального района Ленинградской области
Другие
Управление по опеке и попечительству администрации Волховского муниципального района Ленинградской области
Суд
Волховский городской суд Ленинградской области
Судья
Максимова Татьяна Викторовна
Дело на странице суда
volhovsky--lo.sudrf.ru
13.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.05.2022Передача материалов судье
17.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.07.2022Предварительное судебное заседание
03.08.2022Предварительное судебное заседание
28.09.2022Судебное заседание
05.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.03.2024Дело оформлено
28.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее