Дело №1-819/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Махачкала 02 декабря 2022 года
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе: председательствующего- судьи Зайналова К.Ш.,
с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г. Махачкалы Гасанова Э.А.,
обвиняемого Мирзабекова К.М.,
защитника- адвоката Маматова Р.Я., представившего удостоверение № и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Тонаевой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении:
Мирзабекова ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> РД, гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, <данные изъяты> ранее не судимого,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.286 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 совершил превышение должностных полномочий, т.е. совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства.
Преступление совершено при следующих обстоятельствах.
ФИО1, согласно приказу начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность заместителя начальника отдела камеральных проверок № инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> (далее - ОКП № ИФНС России по <адрес>), сроком на один год, затем неоднократно последовательно продлевался срок замещения указанной должности в установленном порядке, последний раз приказом начальника ИФНС России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 продлен срок замещения вышеуказанной должности на 1 год, то есть по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 4 должностных регламентов заместителя начальника ОКП № ИФНС России по <адрес> ФИО1, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, основные права и обязанности заместителя начальника отдела, а также запреты и требования, связанные с гражданской службой, которые установлены в его отношении, предусмотрены статьями 14, 15, 17, 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Осуществлять контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов, состоящими на учете в Инспекции, законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и сборов.
Осуществлять контроль за исчислением физическими лицами транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога по информации, поступившей в централизованном порядке, формированием единых налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов физических лиц и платежных документов.
На удаленный доступ к федеральным информационным ресурсам, сопровождаемым ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России, в соответствии с Порядком подключения пользователей к услугам удаленного доступа к информационным ресурсам федерального и местного уровней.
Согласно п. 6 должностного регламента ФИО1 от 05.03.2020, начальник отдела за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей может быть привлечен к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 Положения об отделе камеральных проверок № 3 ИФНС России по Советскому району г. Махачкала (далее - Положение об отделе камеральных проверок № 1), отдел камеральных проверок № 1 является структурным подразделением инспекции ФНС России по Советскому району г. Махачкала.
Согласно п. 5 Положения об отделе камеральных проверок № 1, основными задачами отдела являются: контроль над соблюдением налогоплательщиками - физическими лицами, состоящими на учете в ИФНС России по Советскому району г. Махачкала, законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и иных обязательных платежей. Осуществление взаимодействие с правоохранительными и иными контролирующими органами по предмету деятельности отдела.
Согласно п. 6 Положения об отделе камеральных проверок № 1, основными функции отдела, кроме прочего являются: работа с документами, служащими основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, налогоплательщиков - физических лиц с учетом сопоставления показателей косвенной информации из внутренних и внешних источников; исчисление имущественных налогов с физических лиц, земельного налога с физических лиц, транспортного налога с физических лиц, а также подготовка налоговых уведомлений и формирование платежных документов на уплату указанных налогов; мероприятия по уточнению местонахождения налогоплательщика; передача в правовой отдел материалов для обеспечения производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах; осуществление взаимодействия с правоохранительными органами и иными контролирующими органами по предмету деятельности отдела; работа с органами, уполномоченными лицами, обязанными в соответствии с законодательством о налогах и сборах представлять в налоговые органы информацию, необходимую для налогового контроля.
Согласно п. 13 Положения об отделе камеральных проверок № 1, начальник отдела несет персональную ответственность за осуществление возложенных на отдел функций, в том числе, за выполнение в рамках компетенции отдела программ, планов и показателей деятельности ИФНС России по Советскому району г. Махачкала.
Согласно п. 1 Положения об ИФНС России по Советскому району г. Махачкалы, инспекция является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов.
Согласно п. 6.1 Положения об ИФНС России по Советскому району г. Махачкалы, инспекция осуществляет контроль и надзор (в том числе проверки) за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов.
Согласно п. 6.5 Положения об ИФНС России по Советскому району г. Махачкалы, инспекция ведет в установленном порядке учет сумм налогов, сборов и страховых взносов, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм пени, налоговых санкций.
Согласно закону Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991 № 943-1 (далее - Закон «О налоговых органах РФ»), налоговые органы Российской Федерации - единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов.
Согласно ст. 6 Закона «О налоговых органах РФ», главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона «О налоговых органах РФ», налоговым органам предоставляется право осуществлять налоговый контроль в формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно ст. 12 Закона «О налоговых органах РФ», за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Согласно ст. 58 НК РФ, уплата налога производится в наличной или безналичной форме. Физические лица могут уплачивать налоги через кассу местной администрации, либо через организацию федеральной почтовой связи в случае отсутствия банка, а также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в котором организована возможность приема от указанных лиц денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.82 НК РФ, налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Согласно вышеуказанных должностных регламентов ФИО1, занимавшего должность заместителя начальника отдела камеральных проверок №, он осуществляет права и исполняет обязанности, предусмотренные Положением о Федеральной налоговой службе, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Положение №).
В соответствии со ст. 1 Положения №, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.
Согласно ст. 5 Положения №, Федеральная налоговая служба осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе, осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов, сборов и страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.
Таким образом, ФИО1 в соответствии с его должностными регламентоми, уполномочен осуществлять организационно-распорядительные функции, направленные на осуществление функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Кроме того, ФИО1, в силу вышеуказанного должностного регламента, обладая организационно-распорядительными функциями, непосредственно руководил деятельностью государственных гражданских служащих и работников ОКП № 1 ИФНС России по Советскому району г. Махачкалы, таким образом, являлся должностным лицом.
ФИО13 понимая, что в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ» № 79-ФЗ от 27.07.2004 замещает должность государственной гражданской службы Российской Федерации – заместителя начальника отдела камеральных проверок № 1 инспекции ФНС России по Советскому району г. Махачкалы, постоянно осуществляющим функции представителя власти в государственном органе, наделенным в установленном порядке организационно-распорядительными полномочиями по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов, в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, из корыстных и иных личных побуждений, стремясь путем совершения неправомерных действий приукрасить действительное положение вещей для повышения рейтинга инспекции и достижения аналитических баллов по показателю эффективности, с целью получения средств материального стимулирования, имея умысел превышения должностных полномочий, совершения действий, явно выходящих за пределы его полномочий, а также понимая, что для получения средств материального стимулирования, регламентированного приказом Министерства финансов РФ № 90Н от 17.10.2007, необходимо повысить рейтинг инспекции, а одним из показателем, влияющими на размер материального стимулирования, является, в том числе, эффективность уменьшения совокупной налоговой задолженности по инспекции и уменьшение налоговой задолженности налоговой инспекции, не позднее 18 января 2019 года, более точная дата и время следствием не установлены, разработал преступный план, согласно которому он должен был внести заведомо ложные сведения в автоматизированную информационную систему Федеральной налоговой службы Российской Федерации, регламентированную приказом ФНС России от 14.03.2016 № ММВ-7-12/134@ «Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы» (далее - АИС «Налог-3»), отражающее недостоверные показатели совокупной задолженности по налогам, тем самым улучшить показатели работы ИФНС России по Советскому району г. Махачкалы в целом, то есть совершить действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.
В целях реализации задуманного, ФИО1, заведомо зная о том, что показатели инспекции учитываются при распределении средств материального стимулирования в органах ФНС, находясь в своем служебном кабинете, расположенном по адресу: <адрес> в нарушение требований вышеуказанных нормативно-правовых актов, должностных регламентов и Положения об отделе камеральных проверок № в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, умышленно, действуя с единым умыслом, из карьеристских побуждений, выразившихся в желании создать видимость благополучия своей служебной деятельности, улучшения показателей своей работы и работы ИФНС России по <адрес> по уменьшению суммы недоимки по налоговым платежам, в целях извлечения выгоды неимущественного характера, обусловленную карьеризмом, желанием приукрасить действительное положение дел в своей профессиональной деятельности, скрыть свою некомпетентность, осознавая преступный характер своих действий, явно выходя за пределы своих должностных полномочий, предоставленных по службе, без наличия предусмотренных законом оснований, с использованием персонального компьютера, подключенного к серверу по локальной вычислительной сети и предоставленного ему права доступа в электронную базу (логин и пароль) АИС «Налог-3» и системы электронной обработки данных, вводил в них заведомо ложные сведения, вносил изменения в даты отчуждения транспортных средств, неправомерно удалял записи о начисленной задолженности по транспортному налогу и начисленные расчеты транспортного налога, устанавливаемого и обязательного к уплате в соответствии с главой 28 и 31 НК РФ, что привело к уменьшению начисленных сумм транспортного налога, следующими налогоплательщиками, состоящими на учете ИФНС России по <адрес>:
- ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, на сумму 88830 рублей;
- ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, на сумму 61556 рублей;
- ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, на сумму 47965 рублей;
- ДД.ММ.ГГГГ ФИО7, на сумму 11269 рублей;
- ДД.ММ.ГГГГ ФИО8, на сумму 16039 рублей.
В результате превышения своих должностных полномочий
ФИО1 в бюджетную систему Российской Федерации не уплачены налоговые платежи на общую сумму 232 105 рублей, что повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов государства.
В последующем, в связи с выявлением вышеуказанных незаконных действий, произведено восстановление вышеуказанных сведений в АИС «Налог-3» по транспортному налогу, устанавливаемого и обязательного к уплате налогоплательщиками.
Указанные действия ФИО1 совершены в связи с занимаемым служебным положением и противоречили тем целям и задачам, для достижения которых он наделен соответствующими должностными полномочиями.
Своими незаконными действиями ФИО1 осознавая фактический характер, общественную опасность и противоправность своих активных действий, предвидя неизбежность и желая наступления общественно опасных последствий, совершил действия, явно выходящие за пределы его полномочий, существенно нарушил охраняемые законом интересы государства, посягнул на регламентированную нормативными актами деятельность государственного органа - ФНС, образованного в целях осуществления контроля и надзора в сфере налогов, сборов и иных обязательных платежей, нарушил установленный законодательством РФ порядок контроля и надзора в сфере налогообложения. Кроме того, в результате указанных действий, в нарушение указанных требований законодательства, был существенно подорван авторитет должностного лица государственного органа, а также существенно нарушены охраняемые законом интересы общества и государства, выражающиеся в неукоснительном соблюдении требований законодательства всеми должностными лицами.
В судебном заседании защитник ФИО10 заявил ходатайство о прекращении уголовного дела в отношении ФИО1 с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, указав, что все необходимые условия для освобождения ФИО1 от уголовной ответственности имеются, ФИО1 обвиняется в совершении преступления средней тяжести, ранее не судим, по месту жительства и работы характеризуется положительно, <данные изъяты>, активно способствовал раскрытию и расследованию преступления, полностью возместил ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации.
ФИО1 просил удовлетворить ходатайство защитника ФИО3 о прекращении уголовного дела с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, обязался оплатить штраф в установленный судом срок.
В судебном заседании прокурор не возражал против прекращения уголовного дела в отношении ФИО1 с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы уголовного дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 25.1 УПК РФ суд по собственной инициативе или по результатам рассмотрения ходатайства, поданного следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, в порядке, установленном настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных статьей 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, вправе прекратить уголовное дело или уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред, и назначить данному лицу меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.
Прекращение уголовного дела или уголовного преследования в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа допускается в любой момент производства по уголовному делу до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора, а в суде апелляционной инстанции - до удаления суда апелляционной инстанции в совещательную комнату для вынесения решения по делу.
Статьей 76.2 УК РФ установлено, что лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.
В соответствии со ст. 446.2 УПК РФ если в ходе предварительного расследования будет установлено, что имеются предусмотренные статьей 25.1 настоящего Кодекса основания для прекращения уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого, следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора выносит постановление о возбуждении перед судом ходатайства о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести и назначении этому лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, которое вместе с материалами уголовного дела направляется в суд.
Как следует из п. 2.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (редакция от ДД.ММ.ГГГГ) «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности» под заглаживанием вреда (часть 1 статьи 75, статья 76.2 УК РФ) понимается имущественная, в том числе денежная, компенсация морального вреда, оказание какой-либо помощи потерпевшему, принесение ему извинений, а также принятие иных
мер, направленных на восстановление нарушенных в результате преступления прав потерпевшего, законных интересов личности, общества и государства.
Как следует из положений ст. 76.2 УК РФ, основания освобождения от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа распространяются на все виды преступлений небольшой и средней тяжести, независимо от того, каким является объект преступления и предмет преступного посягательства, чьим правам и интересам уголовно наказуемым деянием причинен ущерб.
Отсутствие последствий преступления в виде имущественного вреда (особенно по формальным составам) не является препятствием при наличии предусмотренных законом оснований и условий для прекращения уголовного дела либо уголовного преследования на основании ст. 76.2 УК РФ.
Изучив материалы уголовного дела, суд приходит к выводу, что выдвинутое в отношении ФИО1 обвинение обосновано, подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу с соблюдением требований уголовно-процессуального закона, ФИО1 ранее не судим, вину признал, в содеянном раскаялся, обвиняется в совершении преступления средней тяжести, положительно характеризуется по месту жительства, принял меры к заглаживанию вреда, причиненного преступлением.
Таким образом, установив, что все необходимые условия для освобождения ФИО1 от уголовной ответственности имеются, а именно он обвиняется в совершении преступления средней тяжести, ранее не судим, принял меры к заглаживанию причиненного им обществу вреда, в связи с чем, суд считает возможным прекратить уголовное дело, назначив ФИО1 меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.
Размер судебного штрафа определяется судом в соответствии со статьей 104.5 УК РФ с учетом тяжести совершенного преступления, имущественного положения лица, освобождаемого от уголовной ответственности, и его семьи, а также с учетом возможности получения указанным лицом заработной платы или иного дохода.
Вопрос о вещественных доказательствах по данному уголовному делу подлежит разрешению в порядке, установленном ч.3 ст.81 УПК РФ.
Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении надлежит оставить без изменения до вступления постановления в законную силу.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 446.1, 446.2 и ч.4 ст. 254 УПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Ходатайство защитника ФИО3 о прекращении уголовного дела в отношении ФИО1 с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа удовлетворить.
Прекратить уголовное дело в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.286 УК РФ на основании ст. 25.1 УПК РФ и 76.2 УК РФ.
Назначить ФИО1 меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа по ч.1 ст.286 УК РФ в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Установить ФИО1 срок для уплаты судебного штрафа до ДД.ММ.ГГГГ, при этом, сведения об уплате судебного штрафа необходимо представить судебному приставу – исполнителю не позднее 10 дней после истечения срока, установленного для уплаты судебного штрафа.
Разъяснить ФИО1 последствия неуплаты судебного штрафа в установленный срок, предусмотренные ч.2 ст. 104.4 УК РФ: в случае неуплаты им судебного штрафа, назначенного в качестве меры уголовно-правового характера, суд отменяет постановление о прекращении уголовного дела и назначении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа. Дальнейшее производство по уголовному делу осуществляется в общем порядке.
Меру пресечения – подписку о невыезде и надлежащем поведении, примененную в отношении ФИО1, оставить без изменения до вступления постановления в законную силу.
Взыскание суммы назначенного штрафа подлежит перечислению по следующим реквизитам: УФК по РД (СУ СК РФ по РД л/с 04031А58650), ОГРН:1110570000045, ИНН 0570004769, КПП 057201001, ОКТМО 82701000, р/с 40№, БИК 048209001, КБК 41№, УИН-0, банк получателя – НБ РД <адрес>.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение 10 суток со дня его вынесения.
Председательствующий- К.Ш. Зайналов
Отпечатано в совещательной комнате.