Дело № 2-3600/2023
70RS0004-01-2023-004124-39
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 сентября 2023 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Лобановой Н.Ю.,
при секретаре Житнике В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г.Томска, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г.Томска о возложении обязанности выделить финансирование для осуществления мероприятий по обеспечению охраны объекта, муниципальному автономному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № г.Томска о возложении обязанности обеспечить охрану объекта,
установил:
Прокурор Кировского района г. Томска обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга к Муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска (далее – МО «Город Томск»), Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № г.Томска (далее – МАОУ СОШ № г.Томск), в котором просит: обязать Муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска не позднее 5 (пяти) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить МАОУ СОШ № г.Томск финансирование для осуществления мероприятий по обеспечению охраны объекта, расположенного по адресу: <адрес>, охранной сигнализацией; обязать МАОУ СОШ № г.Томск не позднее 3 (трех) месяцев с момента доведения администрацией Города Томска финансирования для осуществления мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности, обеспечить охрану объекта, расположенного по адресу: <адрес>, охранной сигнализацией.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Кировского района г. Томска проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения в МАОУ СОШ № <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> законодательства об антитеррористической защищенности. В ходе проверки установлено, что МАОУ СОШ № г.Томск присвоена третья категория опасности, вместе с тем, до настоящего времени системой охранной сигнализации объект не оснащен. Указанные нарушения впервые выявлены прокуратурой района в июне 2023 года. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ прокурором района директору МАОУ СОШ № г.Томск вынесено представление, которое рассмотрено и признано обоснованным, информация о необходимости финансирования расходов на цели организации охраны образовательной организации направлена учредителю –в департамент образования Администрации г.Томска. Однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нарушения фактически не устранены, охранная сигнализация на объекте отсутствует. Полагал, что выявленные нарушения не отвечают целям обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья несовершеннолетних и сотрудников образовательной организации, могут повлечь серьезные последствия и человеческие жертвы, стать причиной несвоевременного предотвращения последствий возникновения террористического акта, а также возникновения чрезвычайной ситуации, ставят под угрозу жизнь и здоровье детей, сотрудников образовательной организации, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания, что в свою очередь, влечет нарушение законодательства о противодействии терроризму.
Представитель процессуального истца в лице помощника прокурора Кировского района г.Томска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика МАОУ СОШ № <адрес>, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, отзыв на иск не представил.
Представитель ответчика Муниципального образования «Город Томск» в лице администрации города Томска в суд не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица - Департамент образования администрации г.Томска, своевременно извещен о времени и месте судебного заседания в суд своего представителя не направил.
Представитель третьего лица - Департамент финансов администрации г.Томска, в судебное заседание не явился, согласно представленному отзыву на иск полагает, что нарушений со стороны муниципального образования «Город Томск» не допущено, поскольку субсидия, рассчитанная в соответствии с нормативом, выделяется согласно графику в полном объеме, руководством общеобразовательного учреждения не принято мер по распределению доведенных ассигнований на выполнение мер по охране в соответствии с действующими требованиями.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд исследовав представленные доказательства, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации, статье 3 ГПК РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.2 ФЗ от 06.03.2006 № 35 одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
На основании ч.3.1 ст.5 ФЗ от 06.03.2006 № 35 физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно п.5 ч.1 ст.9 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с пп.2 ч.3 ст. 28 ФЗ № 273 к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
На основании п.2 ч.6 ст.28 ФЗ № 273 образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Исходя из положений п.8 ч.1 ст. 41 ФЗ № 273 охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п.3 ст. 5 ФЗ от 06.03.2006 № 35 «О противодействии терроризму»).
В силу п.7.1 ч.1 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
В соответствии с частью 2 статьи 18 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).
Согласно подпункту «б» пункта 25, пункту 26 Требований в отношении объектов (территорий) второй и третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24, 25 настоящих требований, осуществляется мероприятие по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 25, пунктом 26 Требований в отношении объектов (территорий) второй и третьей категории опасности осуществляется оснащение их системами видеонаблюдения, охранной сигнализации.
При этом в силу п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
Судом установлено, и следует из материалов дела, что прокуратурой Кировского района г.Томска проведена проверка соблюдения МАОУ СОШ № г.Томск требований антитеррористической защищенности, которой установлено, что объекту по адресу: <адрес>, <адрес>, присвоена третья категория опасности, объект не оснащен системой охранной сигнализации.
Актом выездной проверки установлено, что в нарушении подп. «а» п.25 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, МАОУ СОШ № г.Томск до настоящего времени системой охранной сигнализации не оснащен.
По результатам проверки заместителем прокурором Кировского района г.Томска ДД.ММ.ГГГГ директору МАОУ СОШ № <адрес> вынесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму.
Из письма директора МАОУ СОШ № г.Томск заместителю прокурора Кировского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что у МАОУ СОШ № г.Томск охранная сигнализация отсутствует, направлено письмо учредителю образовательной организации о необходимости выделения дополнительного финансирования на оснащение помещения образовательной организации охранной сигнализацией.
Таким образом, в нарушение вышеприведенных норм закона в МАОУ СОШ № <адрес> не установлена охранная сигнализация, что нарушает права и законные интересы несовершеннолетних воспитанников и работников образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение.
Согласно Уставу МАОУ СОШ № <адрес> учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска.
В силу пункта 3.9.10 Положения о департаменте образования администрации Города Томска, утвержденного решением Думы Города Томска от 30.10.2007 № 683, департамент образования администрации Города Томска является распорядителем бюджетных средств по разделу «Образование»; осуществляет в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, законодательством Томской области и муниципальными правовыми актами муниципального образования «Город Томск», за счет средств городского бюджета финансирование деятельности подведомственных учреждений, проводит проверки состояния бухгалтерского учета.
В соответствии с п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
В силу п. 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Следовательно, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности объектов является обязанностью органов местного самоуправления и образовательных учреждений.
В соответствии с п. 4.2. Постановления администрации Города Томска от 09.12.2015 № 1215 «Об утверждении Порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями, финансового обеспечения выполнения такого задания, предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальными бюджетными и автономными учреждениями» (далее - Порядок) финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальными бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидии из бюджета муниципального образования «Город Томск» на основании расчета объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания.
В отношении муниципального бюджетного учреждения муниципальное задание формируется и утверждается органами администрации Города Томска (администрацией Города Томска), осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений (п.1.2. Порядка).
Принимая во внимание, что МАОУ СОШ № <адрес> осуществляет свою деятельность на основании муниципального задания, формируемого и утверждаемого Учредителем, а учредителем МАОУ СОШ № г.Томск является муниципальное образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска, довод о том, что администрация Города Томска является ненадлежащим ответчиком по делу, суд полагает безосновательным.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только муниципального общеобразовательного учреждения, но и органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование образовательного учреждения.
При таких обстоятельствах требования прокурора о возложении обязанности на Муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации города Томска, МАОУ СОШ № г.Томск об обязании выделить финансирование для осуществления мероприятий по обеспечению охраны объектов, охранной сигнализацией, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При этом, отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств, необходимых для выполнения соответствующих мероприятий по антитеррористической защищенности, основанием для освобождения ответчиков от исполнения возложенных на них обязанностей не является, поскольку действующее законодательство не ставит выполнение требований по обеспечению антитеррористической безопасности в зависимость от финансовых возможностей ответчиков.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
МАОУ СОШ № <адрес> является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, то есть является одним из важнейших объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Выявленные нарушения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку при этом не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта, что может стать причиной проявления терроризма, совершению противоправных действий в отношении обучающихся.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.
Принимая во внимание обстоятельства дела, значимость разрешенного судом вопроса, касающегося обеспечения безопасности жизни и здоровья, пребывающих в образовательном учреждении людей, суд считает правильным удовлетворить требования прокурора, установив срок обеспечения охранной сигнализацией МАОУ СОШ № г.Томск в течение трех месяцев с момента доведения администрацией Города Томска финансирования для осуществления мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности, а муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска срок выделения финансирования для осуществления мероприятий по обеспечению охраны объекта в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Кировского района г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска, муниципальному автономному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № <адрес> об обязании осуществить финансирование для осуществления мероприятий по обеспечению охраны объекта, расположенного по адресу: <адрес> охранной сигнализацией.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Кировского района г.Томска, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации г.Томска (ИНН 7017004461, ОГРН 1037000087706) не позднее 5 (пяти) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить муниципальному автономному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № <адрес> финансирование для осуществления мероприятий по обеспечению охраны объекта, расположенного по адресу: <адрес> охранной сигнализацией.
Обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № г.Томска не позднее 3 (трех) месяцев в момента доведения администрацией г.Томска финансирования для осуществления мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности обеспечить охрану объекта, расположенного по адресу: <адрес> охранной сигнализацией.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 06.10.2023.
Судья (подпись)