Дело № 2-370/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2021 года п. Ибреси
Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Александрова Ю.Н.,
с участием помощника прокурора Ибресинского района Чувашской Республики Никифоровой Т.А.,
при секретаре Кузиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в защиту прав, свобод и законных интересов Калугиной ФИО9 к администрации Ибресинского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору найма специализированного жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ибресинского района Чувашской Республики в защиту законных интересов Калугиной Л.Х. обратился в суд с иском к администрации Ибресинского района Чувашской Республики об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение, указывая, что по обращению последней прокуратурой района была проведена проверка соблюдения администрацией Ибресинского района Чувашской Республики законодательства о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой было выявлено не соблюдение администрацией данного района требований жилищного законодательства, федерального законодательства в области дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также регионального законодательства в области регулирования жилищных отношений, выразившееся в том, что, несмотря на наличие у администрации вышеуказанного района обязанности по обеспечению Калугиной Л.Х. жилым помещением и признанию ее постановлением <данные изъяты> нуждающейся в предоставленном по договору социального найма жилом помещении, последняя с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время жильем не обеспечена, в связи с чем длительным бездействием ответчика были нарушены гарантированные Конституцией РФ жилищные права Калугиной Л.Х.
Просил признать вышеуказанное бездействие администрации Ибресинского района Чувашской Республики незаконным и обязать предоставить Калугиной Л.Х. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору найма специализированного жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Ибресинского района Чувашской Республики Никифорова Т.А. полностью поддержала исковые требования в защиту прав и законных интересов Калугиной Л.Х. по изложенным в исковом заявлении основаниям и просила их удовлетворить.
Истец Калугина Л.Х. в суд не явилась и представила заявление о невозможности явки в судебное заседание в связи с необходимостью выезда для прохождения обучения, в котором также просила исковые требования прокурора удовлетворить.
Представитель ответчика – глава администрации Ибресинского района Чувашской Республики Семенов И.Г. в суд не явился, представив заявление о рассмотрении гражданского дела без его участия, указав, что исковые требования не признает и просит в их удовлетворении отказать по изложенным в отзыве на исковое заявление основаниям, согласно которым права истца Калугиной Л.Х. не нарушены, она состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечение родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечением благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда под номером №. На ДД.ММ.ГГГГ год Ибресинскому району Чувашской Республики для государственных полномочий Чувашской Республики по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений вышеуказанных категории лиц было выделено всего <данные изъяты> руб. на приобретение 4 жилых помещений. При этом у администрации района жилые помещения в специализированном жилищном фонде отсутствуют и на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению жилья за счет местного бюджета не возложена. Удовлетворение исковых требований повлечет нарушение прав таких же детей-сирот, что не является социально справедливым.
Надлежаще и своевременно извещенные о времени и месте судебного заседания представители третьих лиц – Министерства финансов Чувашской Республики и Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики в суд не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, возражения относительно исковых требований, а также заявления об отложении рассмотрения гражданского дела либо о рассмотрении дела без их участия не представили.
Согласно чч. 1, 3, 4 ст. 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Учитывая надлежащее извещение истца, представителя ответчика и представителей третьих лиц о времени и месте судебного заседания, участие в деле в защиту законных интересов истца прокурора, наличие заявления представителя ответчика о рассмотрении гражданского дела без его участия и отсутствие сведений об уважительности причин неявки представителей третьих лиц, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
Выслушав прокурора Никифорову Т.А. и изучив письменные доказательства, находящиеся в материалах гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 ГК РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты жилищных прав определены в ст. 11 ЖК РФ, согласно которой защита жилищных прав осуществляется, в том числе, путем признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными ЖК РФ, другим федеральным законом.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены ЖК РФ и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Учитывая вышеизложенные правовые нормы, обязанность по обеспечению Калугину Л.Х. жилым помещением законодательством возложена на администрацию Ибресинского района Чувашской Республики, которой переданы государственные полномочия Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из копий свидетельства о рождении (л.д. 19) и справки о рождении (л.д. 20) следует, что Калугина Л.Х. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Чувашской Республики, ее отцом указан ФИО7, матерью – ФИО8
Согласно копии решения <данные изъяты> Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21-22), ФИО8 была лишена родительских прав в отношении дочери Калугиной Л.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Копией письма администрации Ибресинского района Чувашской Республики (л.д. 8) подтверждается, что Калугина Л.Х. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ она состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по номером №. Благоустроенное жилое помещение Калугиной Л.Х. будет предоставлено по мере финансирования в порядке очереди, установленной по дату постановки на учет.
Из копии постановления <данные изъяты> (л.д. 9) следует, что Калугина Л.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящаяся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, признана нуждающейся в жилых помещениях и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно копии протокола заседания межведомственной комиссии Ибресинского района Чувашской Республики по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12), при признании Калугиной Л.Х. нуждающейся в предоставлении вышеуказанного жилого помещения было установлено, что ее мать ФИО8 лишена родительских прав, а отец отсутствует.
Копиями справки МУП «БТИ» Ибресинского района Чувашской Республики (л.д. 26) и уведомления Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Чувашской Республике – Чувашии (л.д. 27) подтверждается, что сведений о зарегистрированных права Калугиной Л.Х. на объекты недвижимого имущества не имеется.
Согласно ст. 99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 6 ч. 1 и ч. 2 ст. 18 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений», к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного жилищного фонда Чувашской Республики и муниципального жилищного фонда.
Статьей 23.1 указанного Закона предусмотрено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания данной категории граждан.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее также - жилые помещения) в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет в случае: окончания их пребывания в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с завершением обучения; проживания их в семье опекуна (попечителя, приемной или патронатной семье), жилое помещение которого признано непригодным для проживания; признания органом опеки и попечительства возможным раздельного проживания попечителя с подопечным, достигшим возраста 16 лет, при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
не являющихся членами семьи этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением;
бывших усыновителей этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если усыновление отменено;
признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченных в дееспособности;
имеющих не снятую или не погашенную судимость либо подвергающихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
больных хроническим алкоголизмом или наркоманией;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается Кабинетом Министров Чувашской Республики.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным на территории муниципального образования по месту предоставления жилого помещения.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в границах муниципального района или городского округа, органы местного самоуправления которых включили указанных лиц в список. В случае отсутствия незаселенных жилых помещений в границах соответствующего муниципального района или городского округа указанным лицам с их письменного согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном районе или городском округе Чувашской Республики.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
В соответствии с п. 1.2 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 июля 2013 года № 292 «Об утверждении Порядка предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предоставление указанным в пункте 1.1 настоящего Порядка детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированных жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделенными государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 1 Закона Чувашской Республики «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями».
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 1 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 года № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются на неограниченный срок следующими государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с ч. 2 ст. 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений».
Предоставление жилого помещения является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям ст.ст. 5 и 8 Федерального закона № 159-ФЗ об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта РФ.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Полномочия по предметам совместного ведения, отнесенные в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, в силу прямого указания абзаца 3 части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ финансируются за счет средств бюджетов РФ.
Денежные средства на реализацию указанных положений ежегодно предусматриваются Министерством финансов Чувашской Республики в республиканском бюджете Чувашской Республики в виде субвенций бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов.
Совокупностью исследованных в ходе судебного разбирательства вышеуказанных доказательств подтверждается, что какого-либо недвижимого имущества у Калугиной Л.Х. на праве собственности не имеется. Однако, последняя являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на момент проверки прокуратурой Ибресинского района Чувашской Республики исполнения законодательства о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не была обеспечена жилым благоустроенным помещением муниципального специализированного жилищного фонда, как и не обеспечена таким жильем и на момент рассмотрения настоящего гражданского дела.
Кроме того, социальная поддержка в виде обеспечения жилым благоустроенным помещением муниципального специализированного жилищного фонда будет реализована только после предоставления жилого помещения. Установленный законом субъекта РФ порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в защиту прав, свобод и законных интересов Калугиной Л.Х. обоснованы, основаны на законе и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Признать бездействие администрации Ибресинского района Чувашской Республики незаконным и обязать предоставить Калугиной ФИО10 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору найма специализированного жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2021 года