Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-3281/2019 ~ М-1440/2019 от 15.02.2019

Дело № 2-3281/2019

УИД 11RS0001-01-2019-002212-70

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 мая 2019 года

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Паншина Д.А.,

при секретаре Никоновой Е.С.,

с участием представителя ответчика Зиновьевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гилаевой Н.Р. к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о признании права на получение государственного жилищного субсидии, определении норматива предоставления жилищной субсидии,

у с т а н о в и л:

Гилаева Н.Р. обратилась в суд с иском к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о признании за ней с учётом членов её семьи права на получение государственного жилищного сертификата за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с учётом общей продолжительности её трудового стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 13 лет 6 месяцев, подтверждаемого её трудовой книжкой, с учётом периода с 29.06.1989 по 01.05.2016 как времени нахождения на пенсии по инвалидности, периода с 01.05.2016 – как времени нахождения на пенсии по старости; обязании при определении норматива предоставления жилищной субсидии учитывать совокупный стаж в количестве 42 года и 10 месяцев, учитывать при подсчёте общей продолжительности фактического трудового стажа применение повышающего коэффициента «год за полтора»; обязании признать действительность выписки из ... об отсутствии обременений в отношении квартиры по адресу: ...

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация ГО «Вуктыл», Гилаев Р.И., Гилаева К.Д., н/с ... Э.Р.

В судебном заседании представитель Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми иск не признала.

Иные лица участия в судебном заседании не приняли.

Гилаева Н.Р. просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель администрации ГО «Вуктыл» просил рассмотреть дело в его отсутствии, в представленном отзыве разрешение спора оставил на усмотрение суда.

Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Установлено, что Гилаева Н.Р. родилась ** ** ** в ...

С 01.09.1976 Гилаева Н.Р. проживает на территории г. Вуктыла. В настоящее время истица проживает в жилом помещении по адресу: ..., где она сохраняет регистрацию по месту жительства. Также в указанном жилом помещении сохраняют регистрацию по месту жительства: её сын Гилаев Р.И., её невестка Гилаева К.Д. и её внучка ... Э.Р. ** ** **

Указанное жилое помещение с 10.02.2003 находилось в собственности истицы на основании договора на передачу квартиры в собственность (в порядке приватизации) от 13.11.2002.

В соответствии с договором купли-продажи от 25.05.2009 и дополнительным соглашением к нему от 03.06.2009 указанное жилое помещение с 11.06.2009 перешло в общую долевую собственность Гилаеву Р.И. и Гилаевой К.Д. (по ? доле в праве).

Указанное жилое помещение приобреталось Гилаевым Р.И. и Гилаевой К.Д. с использованием заёмных денежных средств «Сбербанк России» (ОАО), в связи с чем 11.06.2009 в ЕГРП также была внесена запись о возникновении ипотеки в силу закона пользу кредитора «Сбербанк России» (ОАО).

Впоследствии на основании заявлений Гилаева Р.И., Гилаевой К.Д. и представителя ПАО «Сбербанк» (ранее – «Сбербанк России» (ОАО)) 19.04.2018 в ЕГРН была внесена запись о погашении ипотеки в силу закона в пользу ПАО «Сбербанк» в отношении указанного жилого помещения.

В периоды с 20.09.1976 по 03.01.1981, с 21.01.1981 по 19.05.1981 и с 21.05.1981 по 07.02.1990 Гилаева Н.Р. осуществляла трудовую деятельность в организациях, расположенных на территории ....

** ** ** Гилаева Н.Р. была уволена из ...

** ** ** ... была установлена Гилаевой Н.Р. бессрочно.

С 29.06.1989 по 18.07.2007 Гилаева Н.Р. являлась получателем пенсия по инвалидности.

С 19.07.2007 и бессрочно Гилаева Н.Р. является получателем страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Согласно предоставленным администрацией ГО «Вуктыл» сведениям 11.02.2002 с заявлениями на получение жилищной субсидии на строительство или приобретение жилого помещения для переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей обращались и истица, и её супруг – ... И.Х. Постановлением главы администрации МО «Город Вуктыл» от 30.09.2003 №09/664 ... И.Х. был поставлен на учёт в качестве гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии, выделяемой за счёт средств федерального бюджета на приобретение (строительство) жилья, с составом семьи – ..., по категории «инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства».

Супруг истицы – ... И.Х. – умер ** ** **

Администрацией ГО «Вуктыл» также указано, что после смерти ... И.Х. право на получение жилищной субсидии с учётом даты его постановки на учёт и очередности сохранено за членами его семьи.

17.04.2008 Гилаева Н.Р. обратилась в администрацию МР «Вуктыл» за включением её в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», по категории «инвалиды», с составом семьи из ..., включая сына – Гилаева Р.И., дочь – Гилаеву Э.И.

25.01.2018 Гилаева Н.Р. обратилась в администрацию ГО «Вуктыл» с заявлением об изменении состава её семьи на претендента на получение государственного жилищного сертификата, просила считать членами её семьи: Гилаева Р.И., Гилаеву К.Д., ... Э.Р.

Вступившим в законную силу 21.09.2018 решением Вуктыльского городского суда Республики Коми от 20.08.2018 по гражданскому делу №... Гилаева К.Д., ... Э.Р. признаны членами семьи Гилаевой Н.Р. как получателя государственного жилищного сертификата.

Гилаева Н.Р. была включена в предварительный список граждан – претендентов на получение сертификатов в рамках основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2019 год по Республике Коми по категории «...» с датой постановки на учёт ** ** **, на состав семьи четыре человека, включая Гилаева Р.И., Гилаеву К.Д., ... Э.Р.

Пакет документов на Гилаеву Н.Р. как претендента на получение государственного жилищного сертификата был направлен администрацией ГО «Вуктыл» в Минстрой Республики Коми.

Письмом от 17.12.2018 ответчик уведомил администрацию ГО «Вуктыл» и Гилаеву Н.Р. об отказе в выдаче Гилаевой Н.Р. государственного жилищного сертификата в связи с отсутствием документов из Пенсионного фонда РФ об общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, о времени нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности в указанных районах с 19.07.2017 по настоящее время. Также ответчик указала на отсутствие основания для включения в общий стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях времени нахождения истицы на пенсии по случаю потери кормильца с 19.07.2007 при определении норматива предоставления жилищной субсидии.

Кроме того, ответчиком в письме от 17.12.2018 было указано, что из представленных документов следует, что в отношении жилого помещения по адресу: ... в ЕГРН зарегистрировано обременение права собственности. В отношении данного жилого помещения членами семьи истицы дано обязательство о его безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность МО ГО «Вуктыл». При этом действующим законодательством не предусмотрено предоставление социальных выплат гражданам, у которых имеются жилые помещения в собственности с обременениями.

Полагая указанные выводы ответчика не основанными на законе, Гилаева Н.Р. обратилась в суд с иском.

Переселение жителей Республики Коми, состоящих на учете в органах местного самоуправления северных городов и районов за счет средств федерального бюджета осуществляется в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ; до 01.01.2018 – подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (далее – Подпрограмма), с 01.01.2018 – основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (далее – Основное мероприятие), утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050; утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (действовавших до 01.01.2018) и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (действующих с 01.01.2018).

До 31.12.2002 условия предоставления, порядок получения и размер жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, устанавливались Федеральным законом от 25.07.1998 № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 25.07.1998 № 131-ФЗ правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации. При этом общая продолжительность стажа работы и времени проживания пенсионеров или граждан, зарегистрированных в качестве безработных, в указанных районах и местностях определяется ч. 2 ст. 6 указанного Федерального закона.

В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 25.07.1998 № 131-ФЗ при исчислении общей продолжительности стажа работы и времени проживания пенсионеров или граждан, зарегистрированных более одного календарного года в качестве безработных, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях стаж работы в этих районах и местностях суммируется соответственно с половиной времени их нахождения на пенсии или проживания в качестве зарегистрированных безработных в этих районах и местностях.

В силу действующей редакции ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

Статьей 4 указанного Закона предусмотрено, что право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом. Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 5 указанного Закона размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из:

- состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992;

- норматива общей площади жилого помещения в размере тридцати трех квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере сорока двух квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при определении используемого для расчета размера жилищной субсидии норматива общей площади жилого помещения учитывается норма дополнительной жилой площади в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

- норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и который действует на дату расчета жилищной субсидии;

- норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При определении норматива предоставления жилищных субсидий гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, для инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за который также принимается время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо время проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Представителем Минстроя Республики Коми не оспаривается правомерность перевода очереди с ... И.Х. на Гилаеву Н.Р. и её право состоять на учёте с датой постановки на учёт ** ** **. Также представитель ответчика указал, что ими не оспаривается само право истицы на получение государственного жилищного сертификата.

В направленном администрацией ГО «Вуктыл» ответчику пакете документов отсутствовали документы, содержащие сведения из соответствующего территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о времени нахождения истицы на пенсии по старости или на пенсии по инвалидности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При этом в силу п. 44(2) Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» обязанность по истребованию данных сведений лежала на администрации ГО «Вуктыл», а не на истице. Однако такие сведения подлежали истребованию в отношении пенсионеров по старости или по инвалидности.

Согласно представленным в суд УПФР в г. Ухте Республике Коми (межрайонное) сведениям, при назначении Гилаевой Н.Р. трудовой пенсии по инвалидности общий трудовой стаж работы Гилаевой Н.Р. в календарном исчислении составил 16 лет 3 месяца 6 дней, из которых 13 лет и 4 месяца – период работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

При этом учётное дело истицы, ведущееся в администрации ГО «Вуктыл» содержит справки УПФР в г. Ухте Республики Коми (межрайонное) о нахождении истицы на пенсии по инвалидности с 29.06.1989 по 18.07.2007 и об установлении истице с 19.07.2007 страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Как следует из материалов дела, получателем пенсии по старости Гилаева Н.Р. не являлась. После ** ** ** истица перестала являться получателем пенсии по инвалидности.

Таким образом, сведения из соответствующего территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о времени нахождения истицы на пенсии по старости или на пенсии по инвалидности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не требовалось приобщать к материалам учётного дела истицы.

Также имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается отсутствие с 19.04.2018 обременения права собственности на квартиру по адресу... в виде ипотеки в силу закона. Согласно пояснениям Управления Росреестра по Республике Коми выписки из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости на территории РФ в отношении Гилаевой К.Д. и Гилаева Р.И. содержат сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости соответствующих лиц, начиная с момента внесения в ЕГРН самой ранней записи о регистрации права, и по дату предоставления сведения. Форма указанной выписки не предусматривает наличие графы о дате государственной регистрации прекращения ограничения прав и обременения объекта недвижимости, в связи с чем в выписки о правах указанных лиц в графу «Ограничения прав и обременение объекта недвижимости» были включены все сведения за указанный период, в том числе сведения о погашенной 19.04.2018 ипотеке за рег...

Действительность выписки из ЕГРН от ** ** ** в отношении квартиры по адресу: ... ответчиком не оспаривалась ни в рамках рассмотрения настоящего дела ни в рамках рассмотрения представленного администрацией ГО «Вуктыл» пакета документов. Оснований для судебном защиты прав и законных интересов истицы в данной части не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище.

Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Кроме того, в силу ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом, право граждан на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета при переселении из районов Крайнего Севера в другие регионы России установлено законодателем в конституционно значимых целях, связано с реализацией права на жилище, права на получение социальных гарантий в связи с инвалидностью, права свободно передвигаться, выбирать место жительства, а также имущественных прав (ч. 3 ст. 37; ст. 40; ч. 1 ст. 27; части 1 и 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации) и, следовательно, подлежит государственной, в том числе судебной, защите.

С учётом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для признания за Гилаевой Н.Р. права на получение в порядке очередности государственного жилищного сертификата за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с датой постановки на учет ** ** ** по категории «...» по состав семьи из ... человек: Гилаева Н.Р., Гилаев Р.И., Гилаева К.Д., ... Э.Р.; с возложением для Минстрой Республики Коми обязанности при определении норматива предоставления Гилаевой Н.Р. жилищной субсидии учитывать: продолжительность работы Гилаевой Н.Р. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в 13 лет 4 месяца; период нахождения Гилаевой Н.Р. на пенсии по инвалидности с 29.06.1989 по 18.07.2007.

Учёт иных периодов при определении норматива предоставления Гилаевой Н.Р. жилищной субсидии противоречит требованиям ст. 5 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ. Кроме того, как было установлено судом, в период после 18.07.2017 истица не находилась на пенсии по инвалидности и не являлась когда-либо получателем пенсии по старости. Требования истицы об учёте при подсчёте общей продолжительности фактического трудового стажа применение повышающего коэффициента «год за полтора» не основаны на законе.

Руководствуясь ст.194 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Гилаевой Н.Р. к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми удовлетворить частично.

Признать за Гилаевой Н.Р. право на получение в порядке очередности государственного жилищного сертификата за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с датой постановки на учет ... по состав семьи из ... человек: Гилаева Н.Р., Гилаев Р.И., Гилаева К.Д., ... Э.Р..

Обязать Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми при определении норматива предоставления Гилаевой Н.Р. жилищной субсидии учитывать: продолжительность работы Гилаевой Н.Р. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в 13 лет 4 месяца; период нахождения Гилаевой Н.Р. на пенсии по инвалидности с 29.06.1989 по 18.07.2007.

В удовлетворении исковых требований Гилаевой Н.Р. к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми в оставшейся части отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья -                                  Д.А. Паншин

Мотивированное решение составлено – 07.06.2019.

2-3281/2019 ~ М-1440/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Гилаева Нурия Равилевна
Ответчики
Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства РК
Другие
Гилаев Руслан Ильшатович
Гилаева Ксения Дмитриевна
Информация скрыта
Администрация ГО «Вуктыл»
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Паншин Дмитрий Александрович
Дело на странице суда
syktsud--komi.sudrf.ru
15.02.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.02.2019Передача материалов судье
20.02.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.02.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.03.2019Предварительное судебное заседание
27.05.2019Судебное заседание
07.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.12.2020Дело оформлено
11.12.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее