11RS0...-73
Именем
Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Воркута Республики Коми 10 июня 2021 г.
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Гюлумян А.Г.,
при секретаре Луниной М.В.,
с участием представителя ответчика Заводовского М.В. ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело ... по иску Филиппова А.А. к муниципальному бюджетному учреждению «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» о возмещении ущерба,
установил:
Филиппов А.А. обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» (далее МБУ «СДУ») о взыскании ущерба, причинённого в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего вследствие ненадлежащего состояния дороги в размере 99600 руб., убытков понесённых в связи с оплатой услуг по проведению оценки стоимости ущерба в размере 8 000,00 руб., также просил взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3352 руб., оформлению нотариальной доверенности - 1 500,00 руб. и оплате услуг представителя - 15 000,00 руб.
В обоснование исковых требований истец указал, что 23 апреля 2020 г. по причине ненадлежащего состояния проезжей части дороги на 47 км Кольцевой автодороги г. Воркуты произошло дорожно-транспортное происшествие с участием принадлежащей ему автомашины марка, государственный регистрационный знак ..., под его управлением, в результате которого автомашине были причинены технические повреждения, стоимость восстановительного ремонта которых без учёта износа транспортного средства составляет 99600 руб. Виновным в данном дорожно-транспортном происшествии является МБУ «СДУ», на которое возложена обязанность по поддержанию надлежащего эксплуатационного состояния дорожного покрытия.
В письменном отзыве ответчик иск не признал, полагал, что истец не учел возможные условия дорожного покрытия, погодные условия, а также особенности транспортного средства, не выбрал скорость, обеспечивающую постоянный контроль за движением транспортного средства, чем нарушил Правила дорожного движения, что привело в дорожно-транспортному происшествию. Указал, что лицом, ответственным за содержанием дорог является администрация МОГО «Воркута», полагал, что сумма по восстановительному ремонту, а также расходы на услуги представителя являются завышенными.
В письменном отзыве третье лицо администрация МО ГО «Воркута» указала, что с момента издания постановления руководителя администрации МО ГО «Воркута» от 13 ноября 2020г. №1447 в соответствии с которыми осуществление дорожной деятельности и выполнения работ по организации безопасного движения в отношении дорог местного значения на территории МО ГО «Воркута» были переданы МБУ «СДУ», именно у последнего возникла обязанность по надлежащему содержанию дорог, улично- дорожной сети, в том числе Кольцевой автодороги г. Воркута, на которое истец получил повреждение автомобиля.
Истец о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, судебная корреспонденция возвращена в суд по истечении срока хранения, что в соответствии со ст. 165.1 ГК РФ признается надлежащим извещением. При подаче иска просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, доводы письменных возражений поддержал.
Администрация МОГО «Воркута», привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, в суд представителя не направила, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при существующей явке.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, материал проверки по факту дорожно-транспортного происшествия ..., суд приходит к следующему.
На основании ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков, в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинён не по его вине.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Как следует из копий паспорта транспортного средства ... и свидетельства о регистрации транспортного средства ..., собственником автомашины марка, государственный регистрационный знак ... является Филиппов А.А.
Согласно определению об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении ..., <дата> Филиппов А.А. управляя автомашиной марка, государственный регистрационный знак ..., двигался в районе 12 км Кольцевой автодороги г. Воркуты и совершил наезд на препятствие в виде выбоины, в результате чего лопнул диск сзади с правой стороны, повреждена покрышка на заднем правом колесе, при этом нарушений Филипповым А.А. правил дорожного движения не установлено, в возбуждении дела об административном правонарушении отказано, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
22 апреля 2020 г. инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по г. Воркуте составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, из которого следует, что на 12 км Кольцевой автодороги г. Воркуты на проезжей части дороги имеется выбоины глубиной 10 см, шириной 54 см., глубиной 14 см., что не соответствует п. 8.12 ГОСТа Р 50597-2017.
Наличие повреждения дорожного покрытия в районе 12 км на проезжей части Кольцевой автодороги г. Воркуты подтверждается также схемой места совершения дорожно-транспортного происшествия.
Согласно п. 8.12 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утверждённому Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст, уплотнённый снежный покров не должен иметь дефектов и рыхлого снега, влияющих на безопасность дорожного движения, отдельные возвышения и углубления (неровности) высотой/глубиной более 4 см и площадью 0,09 кв.м и более.
Таким образом, учитывая допустимые значения углублений в уплотнённом снежном покрове на проезжей части, суд приходит к выводу о том, что на данном участке дороги в момент дорожно-транспортного происшествия с участием автомашины истца 23 апреля 2020 г. имелось углубление, параметры которого превышали предельно допустимые значения (глубиной 10 см. шириной 54 см., глубиной – 14 см.).
По ходатайству ответчика для установления обстоятельств дорожно-транспортного происшествия судом назначена автотехническая экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «Независимая экспертно-оценочная корпорация».
Согласно выводам эксперта, изложенным в заключении №56 СЭ от 16 апреля 2021г., с технической точки зрения, причинная связь между действиями водителя автомобиля марка Филиппова А,А. с ДТП отсутствует, несоответствие эксплуатационного состояния дорожного покрытия в месте ДТП требованиям нормативных документов находится в причинной связи с ДТП. Водитель автомобиля Филиппов А.А. при обстоятельствах рассматриваемого дорожно- транспортного происшествия, произошедшего 23 апреля 2020г. в соответствии с требованиями Правил дорожного движения должен был: во исполнение требований п.10.1, и п. 10.3. ПДЦ - двигаться со скоростью, не превышающей установленного ограничения - 90 км/час, кроме того, двигаться со скоростью, учитывающей реальные дорожные и метеорологические условия, а также условия видимости, для обеспечения возможности постоянного контроля за движением транспортного средства, в случае возникновения опасности для движения, принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Действия водителя Филиппова А.А. при обстоятельствах рассматриваемого дорожно- транспортного происшествия, произошедшего 23 апреля 2020г., не противоречат требованиям п.10.1, и 10.3. Правил дорожного движения Российской Федерации. При обстоятельствах рассматриваемого дорожно-транспортного происшествия в момент возникновения опасности для движения водитель автомобиля марка, государственный номер ..., Филиппов А.А. не мог предпринять никаких мер, чтобы избежать наезда на выбоину. У водителя автомобиля марка, государственный номер ... Филиппова А.А. отсутствовала техническая возможность предотвратить данное ДТП как при движении с максимально разрешенной скоростью на данном участке дороги 90 км/час, так и при движении со скоростью, выбранной водителем (расчетное значение) 49 км/час, как путем торможения, так и путем маневрирования. Повреждения правого заднего колеса транспортного средства марка государственный номер ... могли быть получены при обстоятельствах, указанных в материалах гражданского дела и материале по факту ДТП.
Оснований не доверять экспертному заключению у суда не имеется, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями процессуального законодательства. В заключении приведены ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ненадлежащее качество проезжей части дороги в районе 12 км Кольцевой автодороги г. Воркуты, в части наличия углубления в уплотнённом снежном покрове на ней глубиной 10 см., шириной 54 см. и глубиной 14 см. находится в причинно-следственной связи с дорожно-транспортным происшествием, произошедшим <дата> с участием автомашины марка, государственный регистрационный знак ... под управлением Филиппова А.А.
Согласно отчёту об оценке от <дата> ... в результате дорожно-транспортного происшествия от <дата> автомашина марка, государственный регистрационный знак ... получила повреждения диска заднего правового колеса (деформирован), шины заднего правого колеса (имеется разрыв), сайлентблока заднего правового рычага (имеется разрыв), амортизатора заднего правого, стоимость восстановительного ремонта автомашины без учёта износа составляет 99600 руб.
Оснований не доверять представленному отчёту не имеется, поскольку он основан на научных познаниях, а содержащиеся в нём выводы сделаны после всестороннего и полного исследования обстоятельств дорожно-транспортного происшествия. Квалификация специалиста подтверждена соответствующими документами.
Ответчиком доказательства, свидетельствующие об ином размере стоимости восстановительного ремонта автомашины истца, не представлены.
В соответствии со ст. 3, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 12 ст. 3, ч.ч. 1, 2 ст. 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильной дороги включает в себя работы по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В силу п. 5 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичное положение закреплено в подп. 1 п. 4.1 ст. 52 Устава МО ГО «Воркута», согласно которому в силу своих полномочий администрация МО ГО «Воркута» осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах муниципального образования, осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением главы МО ГО «Воркута» от 13 ноября 2010 г. № 1447 создано МБУ «СДУ», согласно уставу которого, целями его деятельности являются осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них; целевое и эффективное использование бюджетных средств, выделяемых на очередной год для финансирования работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; совершенствование и развитие сети автомобильных дорог, повышение их технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния; обеспечение выполнения работ, определённых муниципальным заданием по благоустройству на территории МО ГО «Воркута».
В соответствии с п. 2.2.1, 2.2.2 Устава в предмет деятельности МБУ «СДУ» включены организация и выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог на территории МО ГО «Воркута»; организация и выполнение работ по капитальному ремонту и содержанию улично-дорожной сети на территории МО ГО «Воркута» (л.д.75-83).
Согласно п. 2 ст. 28 Федерального закона от 8 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает право пользователей автомобильных дорог на получение компенсации вреда, причинённого их жизни, здоровью или имуществу, причиной которого явилось несоблюдение порядка осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог. Вред компенсируется лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог.
В соответствии с постановлением администрации МО ГО «Воркута» от 4 марта 2011 г. № 351 «О внесении изменений в постановление администрации МО ГО «Воркута» от 17 января 2011 г. № 11» автомобильная дорога «Кольцевая автодорога г. Воркуты» передана на баланс МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» (л.д.65-66).
30 декабря 2019 г. начальником УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» утверждено муниципальное задание для МБУ «СДУ» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 гг., согласно которому МБУ «СДУ» должно осуществлять очистку Кольцевой автодороги г. Воркута от снега и наледи (л.д.70-74).
Таким образом, обязанность по содержанию Кольцевой автодороги г. Воркута, на которой 23 апреля 2020г. произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомашины истца, лежит на МБУ «СДУ», поскольку им не были выполнены принятые на себя обязательства по содержанию данной автодороги в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, обязательных при выполнении дорожных работ, поддержанию автодороги в состоянии, обеспечивающем безопасное и бесперебойное движение транспортных средств, следовательно, оно несёт ответственность за имущественный вред, причинённый собственнику автомобиля.
При таких обстоятельствах, исковые требования истца о возмещении ущерба, причинённого ему в результате дорожно-транспортного происшествия в размере 99600,00 руб., а также убытков понесённых на проведение оценки стоимости восстановительного ремонта в размере 8 000,00 руб. подлежат удовлетворению в полном объёме.
Согласно ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.
В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно чеку-ордеру от 1 сентября 2020 г. истцом при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере 3352,00 руб.
В силу абз. 9 ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе расходы на услуги представителя, а также другие признанные судом необходимыми расходы.
Понесённые истцом в связи с рассмотрением данного гражданского дела судебные расходы: услуги по составлению нотариальной доверенности - 1 500,00 руб., которая выдана на представление интересов истца по гражданскому делу о взыскании материального ущерба, причинённого в дорожно-транспортном происшествии <дата>, уплату государственной пошлины – 3352 руб. подтверждены, относятся к рассматриваемому делу, следовательно, подлежат возмещению ответчиком.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Договором на оказание юридических услуг от 1 сентября 2020 г. заключённым истцом с Левонтуевым А.В.. и чеком на сумму 15 000,00 руб. подтверждается оплата истцом услуг представителя по данному делу в размере 15000,00 руб.
Принимая во внимание продолжительность рассмотрения и сложность дела, объём проведённой представителем истца работы, суд считает, что расходы на оплату услуг представителя, подтверждённые в размере 15 000,00 руб., отвечают требованиям разумности и справедливости, в связи с чем, оснований для их снижения не имеется, то есть подлежат взысканию с ответчика в полном объёме.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199, 237 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Филиппова А.А. к муниципальному бюджетному учреждению «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» о возмещении ущерба, причинённого в результате дорожно-транспортного происшествия удовлетворить.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Филиппова А.А. ущерб, причинённый в результате дорожно-транспортного происшествия в размере 99600,00 руб., убытки в размере 8 000,00 руб., а также судебные расходы в размере 18352,00 руб., всего 125952 руб. 00 копеек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда (17 июня 2021г.)
Председательствующий А.Г.Гюлумян