Дело № 2-1679/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27.11.2023 года г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Захаровой Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Подольским В.А.,
с участием представителя истца – Стеблина А.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
представителя ответчика – адвоката Сварцевич А.А., действующей на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, в порядке ст.50 ГПК РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации г. Алушта Республики Крым к Черной А.А. о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Глава Администрации г. Алушта Республики Крым Огнева Г.И. обратилась в суд с исковым заявлением к Черной А.А. о принудительной продаже с публичных торгов земельного участка с кадастровым номером №, площадью 702 кв. м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: <адрес>, Малореченский сельский совет, <адрес>, с последующей передачей Черной А.А. вырученной суммы, за вычетом затрат, понесенных на отчуждение имущества.
Исковые требования мотивированы тем, что согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, представленной Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 702 кв. м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: <адрес>, Малореченский сельский совет, <адрес> является Черной А.А., личность которой задокументирована паспортом гражданки Украины АВ №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Ленинским ОМ ВГО УМВД Украины в <адрес>. Гражданства Российской Федерации ответчик не имеет.
Поскольку Черной А.А. не является гражданкой Российский Федерации, а город Алушта Республики Крым входит в перечень территорий, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 09.01.2011 года №26, с учетом изменений внесенных Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 №201, на которых иностранным гражданам не могут принадлежать на праве собственности земельные участки, а принадлежащие должны быть отчуждены в течение 1 года с момента регистрации такого права, земельный участок, собственником которого является ответчик, подлежит отчуждению.
Бездействие ответчика по непринятию мер по отчуждению земельного участка, по мнению истца, нарушает установленный в Российской Федерации порядок владения земельными участками иностранными гражданами, а также право муниципального образования на приобретение спорного земельного участка в муниципальную собственность либо его реализацию.
В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал, настаивая на их удовлетворении по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика в судебном заседании считала, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку нарушают право собственности ответчика на имущество, приобретенное на законных основаниях.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 12.11.2019 №2970-О указал, что в силу ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 ст. 260 ГК РФ), - не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из ч. 1 ст. 9, ч.ч. 1, 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель, в силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в ч. 1 ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в ч. 1 ст. 36, согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (ч.ч.1, 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации).
Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.
Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.
В соответствии с п.3 ст.15 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Норма п.3 ст.15 ЗК РФ является отсылочной и подлежит применению с момента установления Президентом Российской Федерации перечня приграничных территорий.
Указом Президента Российской Федерации №26 от 09.01.2011 года «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» установлен перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.
Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 года №201 "О внесении изменений в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2011 г. №26" внесены изменения в Указ от 09.01.2011 года №26«Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками», территория муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым (п. 44.12) включена в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, расположенными на данной территории.
Положениями п.п. 2 п. 2 ст. 235 ГК РФ предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.
В соответствии с п.1 ст.238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случае, если имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в п. 1 ст. 238 ГК РФ, такое имущество с учетом его характера и назначения по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитают затраты на отчуждение имущества (п. 2 ст. 238 ГК РФ).
Из материалов дела судом установлено, что согласно выписок из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ собственником земельного участка площадью 702 кв. м. по адресу: <адрес>, Малореченский сельский совет, <адрес>, кадастровый № является Черной А.А., на основании государственного акта о праве собственности на земельный участок КМ № от ДД.ММ.ГГГГ Объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы, в пределах земельного участка не значится (л.д.3-6, 19-39).
По информации ОМВД России по г. Алуште от ДД.ММ.ГГГГ сведения в отношении гражданки Украины Черной А.А. об обращении за получением вида на жительство в Российской Федерации, разрешением на временное проживание в Российской Федерации, гражданства Российской Федерации отсутствуют. Сведения о пересечении границы РФ также отсутствуют (л.д.40).
Вышеизложенное свидетельствует, что, земельные участки, расположенные на приграничных территориях, в том числе, на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, не могут принадлежать на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам. Если земельный участок в силу закона не может принадлежать на праве собственности ответчику как иностранному гражданину, необходимо его отчуждение.
Таким образом, применительно к данному спору, принадлежащий ответчику земельный участок подлежал отчуждению им в течение года с момента вступления в законную силу Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, однако этого ответчиком добровольно сделано не было, до настоящего времени право собственности на земельный участок зарегистрировано за ответчиком.
Принимая во внимание, что порядок принудительной продажи земельного участка, находящегося в собственности лица, которому он не имеет право принадлежать, прямо законом не урегулирован, суд исходя из ч.2 ст.6 ГК РФ, полагает возможным применение положений ст.449.1 ГК РФ.
Порядок проведения публичных торгов, регламентирован положениями ст.448 ГК РФ.
Совокупность установленных по делу обстоятельств, указывает на то, что нахождение в собственности ответчика спорного земельного участка, расположенного на территории муниципального образования городской округ Алушта нарушает принципы землепользования, регламентированные в Российской Федерации, имеющие цель - обеспечение суверенных прав Российской Федерации на все ее природные богатства и ресурсы.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 11,12,194-199 ГПК РФ, суд –
РЕШИЛ:
Исковое заявление Администрации г. Алушты Республики Крым – удовлетворить.
Принудительно продать с публичных торгов земельный участок с кадастровым номером №, площадью 702 кв. м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: <адрес>, Малореченский сельский совет, <адрес>, принадлежащий на праве собственности гражданке Украины Черной А.А., с последующей передачей Черной А.А. вырученной суммы, за вычетом затрат, понесенных администрацией города Алушта Республики Крым на отчуждение имущества.
Начальную продажную цену отчуждаемого имущества определить равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым, путем подачи апелляционной жалобы через Алуштинский городской суд, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.Л. Захарова
Решение в окончательной форме изготовлено 28.11.2023 г.