дело № 12-188/2020
РЕШЕНИЕ
11 августа 2020 года г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Каширская Е.Н., при секретаре Солдатовой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ведущего специалиста отдела опеки и попечительства министерства социального развития Оренбургской области У.О.В. на постановление судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 3 июня 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Атанова Дмитрия Вячеславовича,
установил:
4 мая 2020 года ведущим специалистом отдела опеки и попечительства министерства социального развития Оренбургской области в отношении Атанова Д.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за то, что он 4 мая 2020 года в 17:00 часов, находясь по адресу: г. Оренбург, Привокзальная площадь, д. 1, не выполнил требования подп. «д» п. 3 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417, а именно при введении режима повышенной готовности на территории, на которой осуществляется угроза возникновения чрезвычайной ситуации, не имел при себе и не предъявил по требованию уполномоченного должностного лица документ, удостоверяющий личность гражданина, и документы, дающие право не соблюдать требования, установленные подп. «в» п. 3 и подп. «б» и «в» п. 4 названных Правил поведения.
Постановлением судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 3 июня 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Атанова Д.В. прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, выражает несогласие с указанным судебным актом, приводя доводы о его незаконности.
В судебное заседание, состоявшееся 11 августа 2020 года в 09:15 часов, Атанов Д.В. и должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, не явились. Ходатайств об отложении судебного заседания не поступило.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подп. «а.2» п. «а» ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подп. «а.2» п. «а» ст. 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подп. «б» п. 6 ст. 4.1, п.п. «а», «у», «ф» ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 настоящего Кодекса, влечет ответственность по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу, судья пришел к выводу о том, что протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в отношении Атанова Д.В. составлен неуполномоченным лицом, а потому не может служить допустимым доказательством по делу.
При этом судья исходил из следующего.
В соответствии с п. 18 ч. 5 и ч. 6.4 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, вправе составлять:
- должностные лица, указанные в Перечне должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ (утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 975-р);
- должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перечень которых утверждается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации. В Оренбургской области такой перечень установлен указом Губернатора области от 8 апреля 2020 года № 166-ук, в соответствии с которым ведущий специалист отдела опеки и попечительства министерства социального развития Оренбургской области вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Положения ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ устанавливают, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные данным Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с положением о министерстве социального развития Оренбургской области, утвержденном Указом Губернатора Оренбургской области от 9 сентября 2010 года № 183-ук, министерство социального развития Оренбургской области является органом исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере социальной поддержки, социального обслуживания населения, координацию вопросов, направленных на укрепление института семьи, защиты интересов и прав детей, а также реализацию концепций демографической политики Российской Федерации и Оренбургской области и осуществляющим полномочия в сфере опеки и попечительства в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и Оренбургской области (п. 2).
Исходя из изложенного, судья пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае составление протокола об административном правонарушении в отношении Атанова Д.В. не соответствует задачам и функциям, возложенным на министерство социального развития Оренбургской области федеральным и региональным законодательствами.
Оснований не согласиться с выводами судьи не имеется.
В соответствии с ч. 5 ст. 1.3.1 КоАП РФ должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, указанных в ст. 28.3 настоящего Кодекса.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливая административную ответственность за правонарушения в различных сферах жизнедеятельности общества, определяет органы, правомочные рассматривать дела об этих правонарушениях и перечень лиц, полномочных составлять протоколы об административных правонарушениях по конкретным составам правонарушений, что следует из положений ст.ст. 28.3, 23.1 - 23.78. Полномочие субъекта Российской Федерации определять органы и должностных лиц, правомочных составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе и из числа должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусмотрено, в частности положениями п. 5 ст. 1.3.1 КоАП РФ, не может быть реализовано произвольно, без учета пределов компетенции соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, задач и функций, возложенных на него региональным законодательством.
С учетом взаимосвязанных положений п. 5 ст. 1.3.1, ч. 1 ст. 28.3 и ч. 6.4 ст. 28.3 КоАП РФ должностное лицо отдела опеки и попечительства министерства социального развития Оренбургской области правомочно составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, только в случае нарушения правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Оренбургской области, выявленного в ходе проверки соблюдения требований законодательства в сфере опеки и попечительства.
Вопрос нарушения таких правил гражданином, находящемся в общественном месте при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, без паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина, а также документов (при наличии), дающих право не соблюдать требования, установленные подп. «в» п. 3 и подп. «б» и подп. «в» п. 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417, не находится в компетенции органа опеки и попечительства министерства социального развития Оренбургской области.
Исходя из изложенного, судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом. Составление протокола об административном правонарушении в отношении Атанова Д.В. должностным лицом отдела опеки и попечительства министерства социального развития Оренбургской области не соответствует задачам и функциям, возложенным на названное министерство федеральным и региональным законодательствами.
При подготовке дела к рассмотрению на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ судье необходимо было вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела должностному лицу, составившему протокол. При рассмотрении дела такая возможность была утрачена, поскольку возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела по существу. Об этом судам даны разъяснения в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
При таких обстоятельствах и на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ судья вынес законное и обоснованное постановление о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Состоявшееся по делу постановление судьи сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 3 июня 2020 года, вынесенное в отношении Атанова Д.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ведущего специалиста отдела опеки и попечительства министерства социального развития Оренбургской области У.О.В. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12 – 30.14 КоАП РФ, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Оренбургского
областного суда Е.Н. Каширская