Дело № 2-389/2024
УИД: 05RS0039-01-2024-000670-02
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 июля 2024 года с. Касумкент
Сулейман-Стальский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Довлетханова А.Ф.,
при секретаре судебного заседания Абдулаеве Т.Т.,
с участием старшего помощника Сулейман-Стальского межрайонного прокурора РД Лагметовой Ф.К., представителя ГБУ РД «Сулейман-Стальская ЦРБ» по доверенности Небиюллаева З.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сулейман-Стальского района Республики Дагестан, в порядке ст. 45 ГПК РФ, к Министерству здравоохранения Республики Дагестан и ГБУ РД «Сулейман-Стальская ЦРБ» о понуждении к бесперебойному обеспечению инвалида 3 группы Казимагомедовой Э.К. лекарственными препаратами по жизненным показаниям согласно медицинским стандартам,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Сулейман-Стальского района РД Велимурадов М.М., в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Дагестан и ГБУ РД «Сулейман-Стальская ЦРБ» о понуждении к бесперебойному обеспечению инвалида 3 группы Казимагомедовой Э.К. лекарственными препаратами по жизненным показаниям согласно медицинским стандартам, ссылаясь на то, что прокуратурой района рассмотрено обращение Казимагомедова К.М. о необеспечении его дочери Казимагомедовой Э.К. лекарственными препаратами в соответствии с выписным эпикризом №12250, выданным Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением здравоохранения «Городская психосоматическая больница №3 имени И.И. Скворцова-Степанова» (далее - ГКУЗ «ГПБ №3»), в ходе которой установлено, что Казимагомедова Э.К. состоит на <данные изъяты> Согласно справке серии МСЭ-2023 № 1567856, выданной 06.12.2023 Бюро медико-социальной экспертизы № 28 Освидетельствование лиц с психическим расстройствами ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Дагестан» Минтруда России Казимагомедова Э.К. является инвалидом 3 группы. Казимагомедова Э.К. с 19.01.2023, по 16.03.2023 находилась на стационарном лечении в ГКУ РД «Республиканский психоневрологический диспансер» с диагнозом <данные изъяты>), с 04.07.2023 по 24.08.2023 проходила лечение в стационаре ГКУЗ «ГПБ №3» с заключительным клиническим диагнозом «<данные изъяты> в связи с чем нуждается в постоянном медикаментозном лечении. Согласно выписному эпикризу Казимагомедовой Э.К. рекомендовано: инъекционно Рисперидон (рисполепт-конста) - 37,5 мг 1 раз в 2 недели внутримышечно; клозапин по 75 мг в 10:00, 20:00; 50 мг в 15:00; контроль лейкоцитарной формулы крови 1 раз в 2 недели. При этом в соответствии с персонифицированной заявкой ГБУ РД «Сулейман-Стальская ЦРБ» потребность в получении препарата Рисперидон на год у Казимагомедовой Э.К. составляет 24 упаковки в дозировке 37,5 мг №1.
Согласно протоколу №5 заседания врачебной комиссии по назначению лекарственных препаратов на 2024 год ГБУ РД «Сулейман-Стальская ЦРБ» от 13.03.2024 решено подать заявку в Министерство здравоохранения Республики Дагестан на препарат Клозапин 25 мг №50, таблетки, 75 мг в 10:00; 75 мг в 20:00; 50 мг в 15:00 44 упаковки в год без права замены на другие торговые наименования. ГБУ РД «Сулейман-Стальская ЦРБ» заявки на вышеназванные препараты направлены, при этом соответствующие рецепты на данные лекарства своевременно не выписаны, что свидетельствует о том, что льготные рецепты выписываются медицинским учреждением только при фактическом наличии лекарственного препарата и медицинского изделия в аптечной организации.
Таким образом, должностными лицами ГБУ РД «Сулейман-Стальская ЦРБ» не выписываются льготные бланки рецептов гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг в форме льготного лекарственного обеспечения, на лекарственные препараты необходимые по жизненным показаниям, что является нарушением п. 35 приложения 1 к Приказу Минздрава России от 24.11.2021 № 1094н и ст. 9,11 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», что как следствие приводит к нарушению прав граждан и возникновению угрозы причинения вреда их жизни и здоровью. В связи с этим просит возложить на ГБУ РД «Сулейман-Стальская ЦРБ» обязанность назначать лечение и выписывать рецепты Казимагомедовой Э.К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., согласно установленным медицинским стандартам и медикаментозной терапии, необходимой для неё, а на Министерство здравоохранения РД и ГБУ РД «Сулейман-Стальская ЦРБ» возложить обязанность в полном объеме, своевременно и бесперебойно обеспечивать Казимагомедову Э.К, лекарственными препаратами согласно рецептам лечащих врачей, выданным в соответствии с медицинскими стандартами лечения и необходимой медикаментозной терапией, а также решение суда в части обеспечения лекарственным препаратами и медицинскими изделиями обратить к немедленному исполнению в порядке, предусмотренном ст. 212 ГПК РФ.
В судебном заседании старший помощник прокурора Лагметова Ф.К. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель ГБУ РД «Сулейман-Стальская ЦРБ» по доверенности Небиюллаев З.М. в судебном заседании исковые требования признал.
Министерство здравоохранения Республики Дагестан, извещённое надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, письменных возражений не представило и ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявило.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
С учетом изложенного обстоятельства, суд определил, рассмотреть дело в отсутствие представителя Минздрава РД.
Суд, выслушав доводы сторон, проверив и исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратится в суд.
К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на охрану здоровья (статья 41 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции РФ).
Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
На территории Российской Федерации в рамках Национального проекта «Здравоохранение» реализуется Федеральный проект «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям», одной из основных задач которого является снижение детской смертности, в том числе посредством обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами в амбулаторных условиях.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
Охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
В статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи (пункты 1, 2, 5 - 7 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ.
В силу пункта 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Медицинская организация обязана обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ст. 79 Закона № 323-ФЗ).
Частью 1 статьи 11 Закона № 323-ФЗ установлено, что отказ в оказании медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 статьи 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе инвалиды.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Часть 2 данной статьи устанавливает, что перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 № 2497, за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно (аналогичная программа на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2023 № 2353).
Вместе с тем, раздел "Категории заболеваний" Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств указанным больным - инвалидам I и II групп, а также больным шизофренией и эпилепсией.
Обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, производится за счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статьей 37 Закона № 323-ФЗ предусмотрено, что медицинская помощь в Российской Федерации организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
По смыслу пунктов 2, 5 части 2 статьи 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
Порядок оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения определен приказом Минздрава России от 14.10.2022 № 668н.
Порядок отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, предусмотрен приказом Минздрава России от 24.11.2021 №1093н «Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, а также Правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих наркотические средства и психотропные вещества в том числе Порядка отпуска аптечными организациями иммунобиологических лекарственных препаратов».
В соответствии с пунктами 1, 3 ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» полномочия по осуществлению закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, и организации обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - Постановление от 30.07.1994 N 890) утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения назначаются бесплатно.
Согласно пункту 4 Постановления № 890 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Законодательно установлено, что получение лекарственных препаратов гражданами осуществляется на основании выписанных рецептов, иного порядка бесплатного получения лекарственных средств для льготных категорий граждан не предусмотрено.
По смыслу Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2021 № 1094н, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте. Указанные рецептурные бланки (формы № 148-1/у-04 (л)) являются формами строгой отчетности, выписываются врачом и являются основанием для получения лекарств бесплатно.
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 502н утвержден Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 года N 494.
Как установлено судом, согласно справке серии МСЭ-2023 №, выданной 06.12.2023 Бюро медико-социальной экспертизы № 28 Освидетельствование лиц с психическим расстройствами ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Дагестан» Минтруда России Казимагомедова Э.К. является инвалидом 3 группы и состоит на «Д» учете у врача-психиатра с 2018 года с диагнозом: <данные изъяты>
Казимагомедова Э.К. с 19.01.2023 по 16.03.2023 находилась на стационарном лечении в ГКУ РД «Республиканский психоневрологический диспансер» с диагнозом «<данные изъяты>
С 04.07.2023 по 24.08.2023 Казимагомедова Э.К. проходила лечение в стационаре ГКУЗ «ГПБ №3» с заключительным клиническим диагнозом «<данные изъяты>
В этой связи Казимагомедова Э.К. нуждается в постоянном медикаментозном лечении.
Согласно выписному эпикризу Санкт-Петербургского ГКУЗ «Городская психосоматическая больница №3 имени И.И. Скворцова-Степанова» от 13.09.2023 г., Казимагомедовой Э.К. рекомендовано: инъекционно Рисперидон (рисполепт-конста) - 37,5 мг 1 раз в 2 недели внутримышечно; клозапин по 75 мг в 10:00, 20:00; 50 мг в 15:00; контроль лейкоцитарной формулы крови 1 раз в 2 недели.
Согласно протоколу №5 заседания врачебной комиссии по назначению лекарственных препаратов на 2024 год ГБУ РД «Сулейман-Стальская ЦРБ» от 13.03.2024, для Казимагомедовой Э.К., с целью обеспечения выполнения назначений в соответствии с рекомендациями ГКУЗ «ГПБ №3», решено подать заявку в Министерство здравоохранения Республики Дагестан на препарат Клозапин 25 мг №50, таблетки, 75 мг в 10:00; 75 мг в 20:00; 50 мг в 15:00 44 упаковки в год без права замены на другие торговые наименования.
При этом, как следует из заявки без даты и подписи, персонифицированной заявкой ГБУ РД «Сулейман-Стальская ЦРБ» потребность в получении препарата Рисперидон в год у Казимагомедовой Э.К. составляет 24 упаковки в дозировке 37,5 мг №1.
Допрошенная в суде свидетель Омарова М.Г. –врач психиатр ГБУ РД «Сулейман-Стальская ЦРБ» пояснила, что Казимагомедова Э.К. состоит на учете с 2018 года, проходила лечение в Махачкале, в городе Санкт-Петербург в 2023 году, где ей рекомендована внутривенная инъекция «Рисполепт» и «Клозапин». В настоящее время препарат «Клозапин» отсутствует, в связи с чем они выписывают аналог этого препарата «Азалептин», и несмотря на то, что этот препарат не входит в перечень, они дали две заявки в Министерство здравоохранения РД, но пока ответа не получили.
Таким образом, судом установлено, что вопреки требованиям действующего законодательства Казимагомедова Э.К. фактически не получает в полном объеме необходимый набор лекарственных средств и медицинских изделий, являющихся для неё жизненно необходимым.
Необходимость обеспечения Казимагомедовой Э.К. жизненно важными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в соответствии с диагнозом и выписными эпикризами, также подтверждается приложенным к материалам дела протоколом заседания ВК ГБУ РД «Сулейман-Стальская ЦРБ».
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами производится в соответствии со стандартами медицинской помощи и, по смыслу закона должно осуществляться бесперебойно.
Право инвалидов на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения лекарствами и изделиями медицинского назначения не поставлено законом в зависимость от указанного выше норматива и не ограничено размером субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, руководствуясь вышеприведенными нормами федерального законодательства, суд исходил из того, в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей работниками Министерства здравоохранения Республики Дагестан и ГБУ РД «Сулейман-Стальская ЦРБ» права инвалида 3 группы Казимагомедовой Э.К. на бесперебойное бесплатное получение жизненно необходимых лекарственных препаратов нарушены, что создает реальную угрозу ухудшения её здоровья.
В силу абзаца 3 статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ, ст. ст. 12, 35 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом
Разрешая заявленные исковые требования, суд пришел к выводу об их удовлетворении, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что ответчиками не устранены выявленные нарушения действующего законодательства и не представлены доказательства, опровергающих доводы прокурора, заявленные в обоснование исковых требований.
Часть 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 Гражданского процессуального кодекса РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
Удовлетворяя требования прокурора и обращая решение к немедленному исполнению, суд, учитывая характер и тяжесть заболевания Казимагомедовой Э.К., требования клинических рекомендаций по лечению заболевания, что она фактически не получает в полном объеме необходимый набор лекарственных средств и медицинских изделий, являющихся для неё жизненно необходимым, и что промедление исполнения решения суда может привести к ухудшению её состояния здоровья, во избежание усугубления негативных последствий заболевания, пришел к выводу об удовлетворении заявленного истцом требования об обращении решения суда к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 212 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Сулейман-Стальского района Республики Дагестан - удовлетворить.
Обязать ГБУ РД «Сулейман-Стальская ЦРБ» назначать лечение и выписывать рецепты Казимагомедовой Эмине Казимагомедовне, ДД.ММ.ГГГГ г.р., согласно установленным медицинским стандартам и медикаментозной терапии, необходимой для неё.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан и ГБУ РД «Сулейман-Стальская ЦРБ» в полном объеме, своевременно и бесперебойно обеспечивать Казимагомедову Эмину Казимагомедовну, ДД.ММ.ГГГГ г.р., лекарственными препаратами согласно рецептам лечащих врачей, выданным в соответствии с медицинскими стандартами лечения и необходимой медикаментозной терапией.
Решение суда в части обеспечения лекарственным препаратами и медицинскими изделиями обратить к немедленному исполнению в порядке, предусмотренном ст. 212 ГПК РФ.
Резолютивная часть решения суда объявлена 30.07.2024 года, мотивированное решение составлено 30.07.2024 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.Ф. Довлетханов