Дело № 2-2811/2023
УИД 61RS0003-01-2023-002945-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ростов-на-Дону 04 сентября 2023 года
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Шандецкой Г.Г.
при секретаре Халиловой А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2811/2023 по иску исполняющего обязанности прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону к МКУ "УЖКХ " Кировского района г. Ростов-на-Дону, 3-е лицо Администрация Кировского района г. Ростова-на-Дону об обязании обустроить контейнерные площадки, установить график вывоза ТКО,
УСТАНОВИЛ:
исполняющий обязанности прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц об обязании обустроить контейнерные площадки, установить график вывоза ТКО, ссылаясь на то, что прокуратурой Кировского района г. Ростова-на-Дону во исполнение
п. 3.1 приказа прокурора области от 22.08.2014 № 110 «Об организации
прокурорского надзора за исполнением законов в сфере охраны окружающей
среды и природопользования» проведена проверка соблюдения
администрацией Кировского района Ростова-на-Дону законодательства об
отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения.
Проведенной прокуратурой Кировского района г. Ростова-на-Дону 10.05.23 проверкой установлено, что контейнерные площадки расположены на муниципальных земельных участках и эксплуатируются с нарушениями требований действующего законодательства по следующим адресным ориентирам:
- <адрес>, отсутствует надлежащее ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, отсутствует график вывоза ТКО.
- <адрес>, отсутствует надлежащее ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, отсутствует график вывоза ТКО.
- <адрес>, отсутствует надлежащее ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, отсутствует график вывоза ТКО.
Перечисленные нарушения затрагивают интересы муниципального образования в области охраны окружающей среды, а также ущемляют права неопределенного круга лиц, постоянно либо временно проживающих в Кировском районе г. Ростова-на-Дону, на благоприятную окружающую среду, а также на охрану здоровья, которое закреплено в ст. 42 Конституции РФ.
МКУ «УЖКХ Кировского района» г. Ростова-на-Дону допущены нарушения по содержанию мест временного накопления отходов, требований санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, что приводит к загрязнению муниципальной территории.
На основании изложенного, истец просит суд обязать МКУ «УЖКХ Кировского района» г.Ростова-на-Дону в течение 3 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда обустроить контейнерные площадки в соответствии с требованиями Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно установить надлежащее ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерных площадок, установить график - вывоза ТКО по следующим адресным ориентирам: <адрес>, <адрес>; <адрес>.
Прокурор в судебное заседание не явился, однако направил суду уточнения исковых требований, согласно которым просит суд: обязать МКУ «УЖКХ Кировского района» г. Ростова-на-Дону в течение 6 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда обустроить в соответствии с требованиями Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, потам, жильем помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» контейнерную площадку, расположенную по адресу: <адрес>, а именно: обустроить ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, разместить график вывоза твердых коммунальных отходов.
Ответчик представителя в судебное заседание не направил, извещены надлежащим образом.
Представители третьих лиц Администрации Кировского района г. Ростова-на-Дону, Департамента ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Департамента ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону представлены в материалы дела письменные пояснения, согласно которым Положение о Департаменте ЖКХ и энергетики не относит к компетенции Департамента создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 3.3 раздела 3 Положения об администрации Кировского района, утвержденного решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 22.02.2011 № 72, в компетенцию администрации района входит исполнение функций, в том числе в части организации и контроля за содержанием мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с положениями устава учреждения МКУ «УЖКХ» Кировского района в соответствии со структурой Администрации города находится в функциональной подчиненности у главы администрации Кировского района, функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Кировского района.
К функциям МКУ «УЖКХ» относится, в том числе организация и проведение закупок, заключение муниципальных контрактов на выполнение работ по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определения схемы размещения мест накопления твердых коммунальных отходов.
При этом, финансовую основу городского самоуправления составляют средства бюджета города Ростова-на-Дону. К средствам бюджета города относятся средства, направляемые на исполнение полномочий органов городского самоуправления по вопросам местного значения, в том числе кредитные средства, валютные средства, средства, получаемые от размещения бюджетных кредитов и городских ценных бумаг; межбюджетные трансферты, предоставляемые из областного бюджета; иные финансовые средства, имеющиеся в собственности города (пункт 1 статьи 64 Устава города Ростова-на-Дону).
Бюджет города формируется в соответствии с требованиями и в сроки, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации, Областным законом «О бюджетном процессе в Ростовской области» и Положением «О бюджетном процессе в городе Ростове-на-Дону», принимаемым городской Думой.
Городская Дума утверждает бюджет города с учетом обсуждения основных его показателей на слушаниях городской Думы и ее комиссий, обсуждений членами городского сообщества на публичных слушаниях и заключения Контрольно-счетной палаты города Ростова-на-Дону (пункт 3 статьи 65 Устава города Ростова-на-Дону).
Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении относится к исключительной компетенции городской Думы (пункт 2.1 статьи 39 Устава города Ростова-на-Дону).
Согласно актам обследования мест (площадок) накопления ТКО по адресам <адрес> (составленных МКУ «УЖКХ» Кировского района) контейнеры для сбора ТКО установлены в непосредственной близости от пешеходных тротуаров, в связи с чем установка модулей контейнерных площадок на пешеходном тротуаре будет препятствовать передвижению граждан, а в случае установки на проезжей части будут ограничивать видимость для водителей транспортных средств.
Постановлением Правительства Ростовской области от 20.04.2017 №295 утверждены «Правила осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ростовской области». В рамках указанных Правил участниками в области обращения с твердыми коммунальными отходами являются министерство жилищно- коммунального хозяйства Ростовской области, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, потребители. Взаимодействие регионального оператора с министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области осуществляется на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
29.03.2018 между министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области и ООО ГК «Чистый город» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности Мясниковского МЭОКа. Зоной деятельности регионального оператора, в соответствии с условиями соглашения, является, в том числе, территория муниципального образования «Город Ростов-на-Дону».
В соответствии с пунктом 3.3.1 Соглашения министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области обязано регулировать деятельность регионального оператора с учетом требований законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.1.4 Соглашения к компетенции регионального оператора в сфере обращения ТКО на территории Мясниковского МЭОК относится: установка графика вывоза ТКО; подготовка предложений о внесении изменений в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Дело в отсутствие не явившихся лиц рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, регламентируя судебный процесс, наряду с правами его участников предполагает наличие у них определенных обязанностей, в том числе обязанности добросовестно пользоваться своими правами (ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При этом реализация права на судебную защиту одних участников процесса не должна ставиться в зависимость от исполнения либо неисполнения своих прав и обязанностей другими участниками процесса.
На основании ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что Прокуратурой Кировского района г. Ростова-на-Дону во исполнение п.3.1 приказа прокурора области от 22.08.2014 №110 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере охраны окружающей среды и природопользования» проведена проверка соблюдения администрацией Кировского района Ростова-на-Дону законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон № 52-ФЗ) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. -
Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Статья 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, п. 3 которой относит к вопросам местного значения организацию мероприятий по охране окружающей среды; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Положения п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также относят участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами.
Согласно ст. ст. 12, 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, в соответствии со своей компетенцией. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в п. 24 ч. 21 Устава г. Ростова-на-Дону, принятого решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 09.04.1996 №211.
В силу пп. 3.3 п. 3 р. 3 решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 22.02.2011 № 72 «Об утверждении положений об администрациях районов города Ростова-на-Дону» в компетенцию администрации Кировского района г. Ростова-на-Дону входит, в том числе, организация и контроль за содержанием мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» (далее Правила № 1039) места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 4 Правил № 1039 в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее заявка).
В силу п. 6, 7 Правил № 1039 в целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
По запросу уполномоченного органа территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, подготавливает заключение и направляет его в уполномоченный орган в срок не позднее 5 календарных дней со дня поступления запроса.
По результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 2.3.65 Устава МКУ «УЖКХ Кировского района» г. Ростова-на-Дону в полномочия входит организация и проведение закупок, заключение муниципальных контрактов (в пределах финансирования) и выполнение работ по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, закупку контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, ликвидация свалочных очагов в границах района.
Согласно п. 3, 8 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм Сан-ПИН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее СанПиН 2.1.3684-21) на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКС) с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее метра.
Владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением № 1 к Санитарным правилам.
В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ с 01.01.2019 органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКС), за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно ч. 1 ст. 36, ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в МКД.
Собственники помещений в РКД несут бремя расходов на содержание общего имущества в МКД. Доля в праве общей собственности на общее имущество в МКД собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Согласно п. 1.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Таким образом, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В мае 2023 года при обследовании прокуратурой контейнерных площадок, организованных органом местного самоуправления было установлено, что они организованы и эксплуатируются с нарушениями требований действующего законодательства по следующим адресным ориентирам:
- <адрес>, отсутствует надлежащее ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, отсутствует график вывоза ТКО.
Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
МКУ «УЖКХ Кировского района» г. Ростова-на-Дону допущены нарушения по содержанию мест временного накопления отходов, требований санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, что приводит к загрязнению муниципальной территории.
Учитывая вышеизложенные положения действующего законодательства, а также фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Поскольку необходимость установления судом срока для исполнения ответчиком возложенной обязанности прямо предусмотрена ст. 206 ГПК РФ, суд полагает необходимым установить такой срок.
Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание объем мероприятий, которые необходимо будет произвести ответчику, суд находит разумным установить срок для исполнения решения шесть месяц.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону к МКУ "УЖКХ " Кировского района г. Ростов-на-Дону, 3-е лицо Администрация Кировского района г. Ростова-на-Дону об обязании обустроить контейнерные площадки, установить график вывоза ТКО - удовлетворить.
Обязать МКУ «УЖКХ Кировского района» г. Ростова-на-Дону в течение 6 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда обустроить в соответствии с требованиями Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, потам, жильем помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» контейнерную площадку, расположенную по адресу: <адрес>, а именно: обустроить ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, разместить график вывоза твердых коммунальных отходов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Шандецкая Г.Г.
Мотивированное решение изготовлено 08.09.2023 года.