Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-222/2023 ~ М-171/2023 от 25.04.2023

Уникальный идентификатор дела

11RS0018-01-2023-000279-85

УСТЬ-КУЛОМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 16 мая 2023 года по делу № 2-222/2023

Усть-Куломский районный суд Республики Коми

под председательством судьи Барбуца О.В.,

при секретаре судебного заседания Тарабукиной В.М.,

с участием истца Кондрашкиной О.В.,

представителя ответчика Павловой М.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом гражданское дело по исковому заявлению Кондрашкиной О.В. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» об отмене решения об отказе в принятии на учет на получение социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет на получение социальной выплаты с момента обращения,

установил:

Кондрашкина О.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района «Усть-Куломский» об отмене решения об отказе в принятии на учет на получение социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет на получение социальной выплаты с момента обращения. В обоснование исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию муниципального района «Усть-Куломский» с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Коми от 05.04.2005 «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья». ДД.ММ.ГГГГ ею получено уведомление о том, что постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в постановке на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в связи с тем, что представлены документы, которые не подтверждают право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, так как не подтвержден факт совместного проживания с ней ее дочери ФИО7 Считает, что данное решение принято неправомерно. Она имеет регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>. Дом принадлежит её матери ФИО3 По данному адресу она фактически не проживает, совместное хозяйство с мамой не ведет, своими финансовыми средствами распоряжается самостоятельно. Её дочь зарегистрирована по адресу: <адрес>. Фактически она и дочь проживают по адресу: <адрес>. Нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального на территории Усть-Куломского района она и члены её семьи не являются. В связи с этим просит отменить постановление администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий», обязать ответчика поставить на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий с составом семьи два человека, с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Кондрашкина О.В. свои требования поддержала по доводам, изложенным в иске, дополнила, что её дочь Варвара зарегистрирована по месту жительства отца, её бывшего супруга – ФИО2 Фактически она со своей дочерью Варварой и сожителем ФИО1 проживает в съемном жилом помещении по <адрес>.

Представитель ответчика Павлова М.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, поддержала письменные возражения на исковое заявление. В возражениях указано, что представленные истцом документы не подтверждают факт совместного проживания гражданина и членов семьи, что не соответствует пункту 5 части 4 статьи 2 Закона Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья». Следовательно, Кондрашкиной О.В. правомерно отказано в принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.

Свидетель ФИО3 суду показала, что Кондрашкина О.В. приходится ей дочерью. Дочь зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем ей и её супругу ФИО8, по <адрес>. Но уже с момента окончания школы, более 10 лет, дочь Кондрашкина О.В. не живет с ними, сохраняет лишь регистрацию. Сначала проживала в доме бывшего супруга ФИО2, после чего снимала жилье. В настоящее время Кондрашкина О.В. вместе со своей дочерью Варварой и сожителем ФИО1 снимает жилье по <адрес>.

Свидетель ФИО4 суду пояснила, что знает Кондрашкину О.В. с 5-го класса. Больше года Кондрашкина О.В. вместе со своей дочерью Варварой и сожителем ФИО1 проживает на съемном жилье по <адрес>.

Свидетель ФИО5 суду рассказал, что более трех лет проживает совместно с Кондрашкиной О.В. без регистрации брака. Больше года он с Кондрашкиной О.В. и её дочерью Варварой проживает на съемном жилье по <адрес>.

Свидетель ФИО6 суду показал, что Кондрашкина О.В. приходится ему коллегой по работе. Сам он проживает по <адрес> и ему известно, что Кондрашкина О.В. со своей дочерью и сожителем ФИО1 также проживает по <адрес>.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему мнению.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу положений пункта 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Законом Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» (далее – Закон -РЗ) определена категория граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет и в пределах средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год.

На основании подпункта «и» пункта 1 статьи 1 Закона -РЗ право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют граждане Российской Федерации, зарегистрированные в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми, состоящие на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в органе по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования городского округа (муниципального района) в Республике Коми, наделенном законодательством Республики Коми полномочиями в области государственной поддержки граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья, молодые семьи, в которых возраст каждого из супругов либо лица, являющегося единственным родителем (усыновителем) ребенка (детей), составляет до 35 лет включительно.

Пунктом 1 части 3 статьи 2 Закона -РЗ установлено, что имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 4 статьи 1 Закона Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми наделены государственными полномочиями, в частности, по приему и проверке документов, постановке на учет граждан Российской Федерации, имеющих в соответствии с законодательством право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми, в том числе в виде государственных жилищных сертификатов.

Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Кондрашкина О.В. обратилась в администрацию муниципального района «Усть-Куломский» с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по категории «молодая семья».

Постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ Кондрашкиной О.В. отказано в принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, о чем истец уведомлен письмом от ДД.ММ.ГГГГ . Основанием для принятия такого решения послужило то, что заявителем представлены документы, которые не подтверждают право граждан на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья.

Кондрашкина О.В. зарегистрирована по месту жительства по адресу: Республика Коми, <адрес>, её дочь ФИО7 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> (справки ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , администрации сельского поселения «Усть-Кулом» от ДД.ММ.ГГГГ , ).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2023-102911973 собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общая площадь 38,8 кв.м, являются ФИО8, ФИО3

Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, является ФИО9 (справка администрации сельского поселения «Усть-Кулом» от ДД.ММ.ГГГГ ).

Установлено, что истцу Кондрашкиной О.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, иного недвижимого имущества за ней не зарегистрировано (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ ).

Из уведомления филиала ППК «Роскадастр» по Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах несовершеннолетней ФИО7 на имевшиеся (имеющиеся) у нее объекты недвижимости (жилые помещения).

При рассмотрении дела из пояснений истца, показаний свидетелей, справки УУП ОУУП И ПДН ОМВД России по Усть-Куломскому району ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что фактически без заключения договора найма истец и её несовершеннолетняя дочь проживают по адресу: <адрес>. Собственником указанного жилого помещения является администрация муниципального района «Усть-Куломский» (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ ).

Данных о закреплении жилого помещения за истцом Кондрашкиной О.В. и членами ее семьи (дочерью) судом не установлено.

Статья 46 Конституции Российской Федерации определяет, что каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы, часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.

Статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1995 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 установлено, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Как указано в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.

При таких обстоятельствах, отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства в месте фактического проживания само по себе не может служить основанием для ограничения его прав и свобод, включая и право быть, в данном случае, включенным в список граждан на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья.

В ходе рассмотрения дела факт совместного проживания истца Кондрашкиной О.В. и членов ее семьи – несовершеннолетней ФИО7 в жилом помещении по адресу: <адрес>, с достоверностью установлен, доказательств обратного ответчиком не представлено. Собственником указанного жилого помещения является администрация муниципального района «Усть-Куломский», жилое помещение Кондрашкиной О.В. администрацией района не предоставлялось. Кондрашкина О.В. и её дочь ФИО7 не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Факт регистрации истца по <адрес> не свидетельствует о том, что Кондрашкина О.В. является членом семьи ФИО3 Из пояснений истца и свидетеля ФИО3 следует, что Кондрашкина О.В. уже более десяти лет не проживает с матерью, не ведет с ней общее хозяйство.

Принимая во внимание изложенное, суд считает, что оснований для отказа в принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий Кондрашкиной О.В. у ответчика не имелось, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Учитывая, что Кондрашкина О.В. обратилась к ответчику с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ, с этой даты и подлежит принятию на учет.

На основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В связи с чем с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Кондрашкиной О.В. удовлетворить.

Отменить постановление администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии граждан на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий» в части отказа в принятии на учет Кондрашкиной О.В. на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.

Обязать администрацию муниципального района «Усть-Куломский» (ИНН 1114000888, ОГРН 1021101033030) поставить Кондрашкину О.В. (паспорт гражданина РФ <данные изъяты>) на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий с составом семьи два человека по категории «молодая семья» с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с администрации муниципального района «Усть-Куломский» (ИНН 1114000888, ОГРН 1021101033030) в пользу Кондрашкиной О.В. паспорт гражданина РФ <данные изъяты>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.

Председательствующий: подпись.

Мотивированное решение составлено 19 мая 2023 года.

Копия верна. Судья О.В. Барбуца

2-222/2023 ~ М-171/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кондрашкина Оксана Владимировна
Ответчики
администрация МР "Усть-Куломский"
Суд
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
Судья
Барбуца О.В.
Дело на странице суда
ukolomsud--komi.sudrf.ru
25.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.04.2023Передача материалов судье
28.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2023Судебное заседание
19.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2023Дело оформлено
01.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее