Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2114/2024 ~ М-1104/2024 от 01.03.2024

Дело № 2-2114/2024

УИД: 27RS0001-01-2024-001580-94

РЕШЕНИЕ

именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 мая 2024 года                                                                                                  г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Астаховой Я.О.,

при секретаре судебного заседания Дугаровой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафарян Натальи Александровны к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о признании незаконным отказа в заключении договора социального найма, возложении обязанности по заключению договора социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Сафарян (Боровикова) Н.А. обратилась в суд с иском к МЖКХ <адрес> о признании незаконным отказа в заключении договора социального найма, возложении обязанности по заключению договора социального найма.

В обоснование заявленных требований указала, что Сафарян Н.А., является лицом из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании распоряжения министерства жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ истцу было предоставлено для временного проживания жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. С истцом был заключен договор найма жилого помещения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно решению Краснофлотского районного суда <адрес> по делу от ДД.ММ.ГГГГ, по иску КГКУ «Государственного жилищного фонда <адрес>» о признании договора найма специализированного жилого помещения, продленным, вышеуказанный договор признан продленным на срок до ДД.ММ.ГГГГ, с последующей пролонгацией, на тех же условиях и на тот же срок. Истец проживает в указанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вношу своевременно, в трудной жизненной ситуации не находится. Других жилых помещений у истца не имеется. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Министерство ЖКХ <адрес> с просьбой заключить договор социального найма в отношении спорного жилого помещения, однако получила отказ.

Просит признать незаконным отказ Министерства ЖКХ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - в заключении с ней договора социального найма в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, возложить обязанность на Министерства ЖКХ <адрес> заключить с ней договор социального найма на занимаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

В судебное заседание после перерыва стороны не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с законом. Руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Согласно свидетельству о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, между ФИО5 и Боровиковой Н.А. заключен брак, после чего Боровиковой Н.А. присвоены фамилия – Сафарян.

Согласно свидетельству о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ, брак между ФИО5 и Сафарян Н.А. расторгнут, после чего фамилия – Сафарян осталась без измененния.

Ранее в судебном заседании истец исковые требования поддержала, просила удовлетворить требования, указав, что задолженность за коммунальные услуги в спорном жилом помещении отсутствует, оснований для отказа в заключении договора на новый срок не имелось.

Представитель ответчика – Резниченко О.П. ранее в судебном заседании, возражала против удовлетворения исковых требований, сославшись на позицию изложенную в отзыве на исковое заявление, согласно которому содержания договора найма следует, что проживание в жилом помещении носит временный характер и ограничено пятилетним сроком действия договора найма, который в последующем может неоднократно быть перезаключенным на новый пятилетний срок, либо после окончания пятилетнего срока, может быть заключен договор социального найма, имеющий бессрочный характер, и в последующем при волеизъявлении нанимателя может быть заключен договор на передачу жилого помещения в собственность (приватизация). Действующие нормы законодательства, установившие 5-летний срок действия договора найма носят императивный характер и изменению не подлежат, независимо от волеизъявления сторон по договору найма. Распоряжением министерства от ДД.ММ.ГГГГ на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания Боровиковой Н.А. содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, учреждению было поручено заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок. Заключение об отсутствии (наличии) обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания нанимателю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, выносится на межведомственной комиссии по решению вопросов, связанных с обеспечением благоустроенными жилыми помещениями государственного жилищного фонда <адрес> детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей- оставшихся без попечения родителей, положение о которой утверждено постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .Данным положением не предусмотрены основания для внесения изменений в Заключение Комиссии. Таким образом, действующим законодательством не предусмотрен порядок пересмотра заключения комиссии.

           Изучив и оценив представленные доказательства, выслушав истца, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Данное право может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального найма.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

В силу положений статьи 684 Гражданского кодекса Российской Федерации, по истечении срока договора найма жилого помещения наниматель имеет преимущественное право на заключение договора найма жилого помещения на новый срок.

Согласно статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся, в том числе, определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации; определение оснований и порядка предоставления жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; определение оснований предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

В силу пункта 1 статьи 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, на что прямо указано статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона – собственник специализированного жилого помещения (действий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицом (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.

Исходя из части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Вопросы связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из статьи 8 которого следует, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

          Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, в силу положений указанной статьи составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, согласно пункту 1.2 Постановления Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства <адрес>» является специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края в пределах полномочий, определенных настоящим Положением, а в силу п. ДД.ММ.ГГГГ Положения одной из задач министерства является организация деятельности межведомственной комиссии по решению вопросов, связанных с обеспечением благоустроенными жилыми помещения государственного жилищного фонда края детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу пунктов 3.37.11, 3.37.12 Положения, министерство принимает решение об исключении жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда края и о заключении с нанимателем договора социального найма в отношении этого жилого помещения на основании заключения межведомственной комиссии об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания нанимателю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации. Министерство принимает решение о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок на основании заключения межведомственной комиссии о наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания нанимателю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.

Как следует из материалов дела, Сафарян Н.А., является лицом из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании Распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ истцу было предоставлено для временного проживания жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между КГКУ «Государственный жилищный фонд <адрес>» и Сафарян (Боровиковой) Н.А. был заключен договор найма жилого помещения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей сроком по ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Краснофлотского районного суда <адрес> по делу от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования КГКУ «Государственного жилищного фонда <адрес>» к Сафарян (Боровиковой) Н.А. о признании договора найма специализированного жилого помещения, продленным удовлетворены. Решением постановлено признать договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилищный фонд <адрес>» и Боровиковой Натальей Александровной, продленным, на тех же условиях и на тот же пятилетний срок до ДД.ММ.ГГГГ, с последующей пролонгацией, на тех же условиях и на тот же срок, при наличии трудной жизненной ситуации.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Министерство ЖКХ <адрес> с просьбой заключить с истцом договор социального найма в отношении спорного жилого помещения, однако Министерством ЖКХ Хабаровского края, было отказано в связи с тем, что согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ обязанность принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с детьми-сиротами договор социального найма возникает у органа исполнительной власти субъекта российской Федерации, осуществляющего управление государственным жилищным фондом, только после окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.

Из уведомления об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Сафарян Н.А. в собственности жилого помещения не имеет.

Согласно форме 36 на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> задолженности за коммунальные услуги не имеется.

Указанный пятилетний срок заключения договора установлен и пунктом 6 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

ДД.ММ.ГГГГ в законную силу вступили изменения, касающиеся определенных пунктов типового договора, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в типовой договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в силу которых, однократность заключения договора заменена на неоднократность в его заключении, соответственно, в силу п. 6 заключенного между сторонами договора, на который распространяются изменения, по окончании срока настоящего договора при наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания нанимателю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен с нанимателем неоднократно на новый 5-летний срок.

В пункте 18 типового договора также слово однократность заключения договора заменена на неоднократность в его заключении: по истечении срока действия настоящего договора наниматель и члены его семьи не подлежат выселению из жилого помещения, в отношении занимаемого жилого помещения с нанимателем заключается договор социального найма либо в соответствии с пунктом 6 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» неоднократно договор найма специализированного жилого помещения на новый 5-летний срок.

Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>» установлен порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет.

Материалами дела подтверждается трудная жизненная ситуация истца, что следует из уведомления об отсутствии в собственности жилого помещения, соблюдение обязанностей по договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, что усматривается из справки об отсутствии задолженности, что в совокупности свидетельствует о наличии оснований для заключения договора социального найма на новый срок, в связи с чем решение министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в заключении с истцом договора социального найма принято незаконно.

           Таким образом, исковые требования Сафарян (Боровиковой) Н.А. о признании отказа от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, удовлетворению не подлежат.

Рассматривая требования истца о возложении обязанности по заключению договора социального найма на ответчика, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.2.1, 2.3.9 Устава КГКУ «Государственный жилищный фонд <адрес>» учреждение осуществляет управление государственным жилищным фондом <адрес>, закрепленным за учреждением на праве оперативного управления, выполняет функции наймодателя жилищного фонда <адрес>. Одним из видов деятельности учреждения является заключение договоров найма жилых помещений с гражданами, отнесенными к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как указано судом ранее, ДД.ММ.ГГГГ в законную силу вступили изменения, касающиеся определенных пунктов типового договора, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в типовой договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в силу которых, однократность заключения договора заменена на неоднократность в его заключении.

Таким образом, по истечении срока действия договора наниматель и члены его семьи не подлежат выселению из жилого помещения, в отношении занимаемого жилого помещения с нанимателем заключается договор социального найма либо в соответствии с пунктом 6 статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» неоднократно.

Поскольку, как установлено в ходе судебного разбирательства, решением суда срок установлен до ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> обязано заключить договор социального найма с Сафарян (Боровиковой) Н.А. в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, сроком на 5 лет.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

исковые требования Сафарян Натальи Александровны к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о признании незаконным отказа в заключении договора социального найма, возложении обязанности по заключению договора социального найма –удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> (ИНН ) заключить договор социального найма с Сафарян (Боровиковой) Натальей Александровной, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (паспорт: ) в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>1, с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальных требований- отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Дата составления мотивированного решения 06.06.2024.

Судья:                                                                                                        Я.О. Астахова

2-2114/2024 ~ М-1104/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Сафарян Наталья Александровна
Ответчики
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Другие
Государственный жилищный фонд Хабаровского края
Суд
Центральный районный суд г. Хабаровска
Судья
Астахова Яна Олеговна
Дело на сайте суда
centralnyr--hbr.sudrf.ru
01.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.03.2024Передача материалов судье
07.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2024Подготовка дела (собеседование)
22.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.04.2024Судебное заседание
30.05.2024Судебное заседание
06.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее