П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
гор. Чехов, Московской области 08 ноября 2023 года
Судья Чеховского городского суда Московской области Почукаева Л.В.,
защитника по доверенности Кулеба А.В.,
при секретаре- помощнике судьи Шарлаповой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела в отношении юридического лица Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Чеховская областная больница», расположенного по адресу: Московская обл., г. Чехов, ул. Московская, владение 85,
- в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
в ходе проведения внеплановой выездной проверки, инициированной на основании поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО9 от 27.07.2023 № №, в соответствии с решениями руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения ФИО10 от 03.08.2023 № 333, от 14.08.2023 № 352, от 18.08.2023 № 5439 (учётный номер выездной проверки в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий№, дата размещения: 03.08.2023), в рамках федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности в части соблюдения лицензионных требований в соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 № 852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности), установлено следующее.
Согласно сведениям Единого реестра лицензий Автоматизированной информационной системы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, ГБУЗ МО «ЧОБ» осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии №№ от ДД.ММ.ГГГГ (далее — Лицензия), выданной Министерством здравоохранения Московской области, действующей бессрочно.
7.1. Пп. «а» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности в части наличия зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих санитарным правилам, соответствие которым устанавливается в санитарно-эпидемиологическом заключении, - были выявлены следующие нарушения обязательных требований:
Согласно Лицензии, медицинская деятельность осуществляется по 100 адресам мест осуществления деятельности, в том числе по адресам:
<адрес>;
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
При этом в нарушение указанных требований, заключении по адресу: <адрес>, отсутствуют сведения о наличии документов, подтверждающих законное право использования помещений. Согласно пояснениям главного врача: на основании Постановления Администрации городского муниципального района Московской области от 25.10 2014 №1636/11-5 «О присвоении адресов» зданиям, и представленной публичной карте земельного участка на земельном участке по адресу: <адрес>, зданиям, принадлежащим ГБУЗ МО «Чеховская областная больница», присвоены адреса: <адрес> Вместе с тем фактически в настоящее время ранее существующий адрес: <адрес> изменен на вышеуказанные 5 адресов. Однако, работы (услуги), разрешенные лицензий по адресу: <адрес>, в настоящее время фактически осуществляются по адресам в отделениях:
- <адрес> располагается и осуществляется медицинская деятельность: амбулаторно-поликлиническое травматологическое отделение; приемный покой; клинико-диагностическая лаборатория; хирургическое отделение; травматологическое отделение; отделение лучевой диагностики (КТ, МРТ, рентгенологические кабинеты на 1,4 этажах); операционный блок; отделение анестезиологии реанимации; эндоскопический кабинет; кабинет ультразвуковой диагностики; кабинет функциональной диагностики;
- <адрес> располагается и осуществляется медицинская деятельность: взрослое инфекционное отделение;
- <адрес> располагается и осуществляется медицинская деятельность: женская консультация; гинекологическое отделение; отделение паллиативной помощи; пищеблок;
- <адрес> располагается и осуществляется медицинская деятельность: администрация (главный врач); рентгенологический кабинет; кабинет врача-статиста; кабинет врача-эпидемиолога, отделение переливания крови;
-<адрес>: патологоанатомическое отделение.
Указанные отделения осуществляют свою деятельность в соответствии с работами услугами), разрешенными Лицензией по адресу <адрес>.
Вместе с тем, по состоянию на начало проведения проверки (21.08.2023) сведения об адресе <адрес> отсутствуют и в Федеральной информационной адресной системе, и в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии - фактически этот адрес в настоящее время не существует и является только юридическим адресом больницы.
На основании Распоряжения правительства Московской области от 12.12.2018 №777-РП «О реорганизации государственных учреждений здравоохранения Московской области, расположенных на территории городского округа Чехов Московской области» проведена реорганизация ГБУЗ МО «Чеховская районная больница № 1», ГБУЗ МО «Чеховская районная больница № 2», ГБУЗ МО «Чеховская центральная районная поликлиника» в форме слияния с образованием на их базе ГБУЗ МО «ЧОБ» и при внесении изменений в реестр лицензий в связи с реорганизации в форме слияния в 2018 году, необходимые изменения адресов также не внесены в лицензию.
Аналогичное нарушение установлено по адресу земельного участка, находящегося по адресу <адрес>.
По адресу <адрес> расположены три здания, двум из которых в 2021 году на основании Решения о присвоении (аннулировании) адреса объекта адресации № 624-02/2021 от 27.04.2021 года присвоены адреса: зданию с кадастровым № присвоен адрес <адрес>, зданию с кадастровым номером № присвоен адрес <адрес>. Раннее указанные здания располагались по единому адресу: <адрес>. Вместе с тем у кадастрового номера здания № сохранился адрес <адрес>. Указанные изменения не внесены в реестр лицензий.
Вместе с тем работы (услуги), разрешенные лицензий по адресу <адрес>, в настоящее время также осуществляются по адресам в отделениях:
<адрес>: детская поликлиника; приемный покой; отделение реанимации и интенсивной терапии; отделение лучевой диагностики (рентгенологический кабинет, и кабинет КТ); эндоскопический кабинет; кабинет функциональной диагностики; кабинет ультразвуковой диагностики; педиатрическое отделение; неврологическое отделение; кардиологическое отделение; терапевтическое отделение; бактериологическая лаборатория;
<адрес>: пищеблок;
<адрес>: детское инфекционное отделение.
Указанные отделения осуществляют свою деятельность в соответствии с работами (услугами), разрешенными Лицензией по адресу: <адрес>. В связи с внесением упомянутых выше изменений адресов мест осуществления деятельности аналогичная ситуация с санитарно-эпидемиологическими заключениями (далее - СЭЗ).
Так согласно пояснениям главного врача в результате проведения реорганизации на основании Распоряжения правительства Московской области №777-РП от 12.12.2018 года «О реорганизации государственных учреждений здравоохранения Московской области, расположенных на территории городского округа Чехов Московской области» проведена реорганизация ГБУЗ МО «Чеховская районная больница № 1», ГБУЗ МО «Чеховская районная больница № 2», ГБУЗ МО «Чеховская центральная районная поликлиника» в форме слияния с образованием на их базе ГБУЗ МО «ЧОБ», которому в переоформлении санитарно-эпидемиологических заключений Роспотребнадзором было отказано.
В настоящее время у ГБУЗ МО «ЧОБ» в нарушение пп 5а Положения № 852, согласно сведениям, содержащимся в реестре СЭЗ Роспотребнадзора и пояснениям главного врача, отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения на работы (услуги), разрешенные Лицензии, указанные по адресам:
<адрес>;
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес> (за исключением работы (услуги) по педиатрии в амбулаторных условиях, на которую СЭЗ получено от 26.08.2022 №50.15.06.000.М.000106.08.22 от 26.08.2022);
<адрес>
<адрес>
При этом необходимо отметить, что СЭЗ на часть работ (услуг) предоставлялись по адресу: <адрес> в 2019, 2022 и 2023 годах, что подтверждается сведениями из реестра СЭЗ Роспотребнадзора и пояснениями главного врача. В июле 2023 года ГБУЗ МО «ЧОБ» было направлено письмо Министру здравоохранения Московской области ФИО11 от 03.07.2023 №1465/исх. с описанием сложившейся проблемы.
В полученном ответе от Министерства здравоохранения Московской области от 13.07.2023 №14исх-17544/2023-05-01 для внесения изменений в реестр лицензий в связи с изменение мест осуществления деятельности (без фактического изменения его месторасположения) указано о необходимости получения санитарно-эпидемиологического заключения на каждое здание, ранее входившее в имущественный комплекс по адресам: <адрес>.
В настоящее время согласно представленным пояснениям главного врача разработана дорожная карта по оформлению санитарно-эпидемиологических заключений и ведутся работы по подготовке подразделений к прохождению санитарно-эпидемиологической экспертизы, необходимой для получения санитарно-эпидемиологического заключения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в соответствии с которой место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные.
Согласно Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости по каждому отдельному зданию ГБУЗ МО «ЧОБ» оформлены права оперативного управления, с разными кадастровыми номерами, этажностью здания, площадью.
Кроме того, в Государственный адресный реестр (ГАР) ФНС России (федеральную информационную адресную систему) вносят сведения по каждому объекту недвижимости, а в подсистему «Лицензирование» автоматизированной информационной системы Росздравнадзора вносится с указанием ГАР.
Таким образом, в Лицензию не внесены изменения по адресам мест осуществления медицинской деятельности в соответствии с изменениями адресов мест осуществления деятельности, оформленными в установленном порядке правами оперативного управления на здание и фактическим распределением отделений и кабинетов по адресам, что является нарушением п. 4 Положения № 852, п. 46 ст. 12, ст.19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в соответствии с которыми при изменении адресов мест осуществления деятельности необходимо внесение изменений в реестр лицензий, а также при изменении перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид случае их прекращения.
СЭЗ у ГБУЗ МО «ЧОБ» также отсутствуют по адресам:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес> (за исключением работы (услуги) по педиатрии в амбулаторных условиях, на которую СЭЗ получено от 26.08.2022 № 50.15.06.000.М.000106.08.22 от 26.08.2022),
<адрес>
<адрес>
7.2. В ходе проведения проверки ГБУЗ МО «ЧОБ» выявлены нарушения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности, установленные пп. «б» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности:
- нарушение требований п. 6 Правил организации деятельности хирургического отделения к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «хирургия», утвержденному приказом Минздрава России от 15.11.2012 №922н (Приложение № 9), в части отсутствия:
1) в хирургическом отделении ГБУЗ МО «ЧОБ» следующего необходимого оборудования: анализатор газов крови, монитор прикроватный, противопролежневый матрас, система палатной сигнализации;
2) в операционном блоке хирургического отделения ГБУЗ МО «ЧОБ» отсутствияследующего необходимого оборудования: набор микрохирургических инструментов, электрокомплекс с инструментами для челюстно-лицевой хирургии, ультразвуковой сканер с датчиками для интраоперационной диагностики;
- нарушение требований п. 10 Правил организации деятельности неврологического для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения (первичного сосудистого отделения) к Порядку оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 № 928н (Приложением № 3), в части отсутствия необходимого оборудования: массажная кушетка; стол для кинезотерапии; мат напольный; ортез для коленного сустава; ортез для кисти; ортез для голеностопного сустава; аппарат электротерапии (постоянный ток) переносной; аппарат низкочастотной электротерапии микротоками переносной; аппарат для электромагнитотерапии переносной; аппарат для лазерной переносной; аппарат для электростимуляции переносной; аппарат для вакуум-пресстерапии переносной; программа когнитивной реабилитации; программа индивидуализированной вторичной профилактики; аппарат для активно-пассивной механотерапии; степпер; тредбан; компьютерный электроэнцефалограф с возможностью длительного мониторирования электроэнцефалограммы и вызванных потенциалов; аппарат кардиоинтервалографии; автоматический пневмомассажер конечностей; стол-вертикализатор;
- нарушение требований п. 10 Правил организации деятельности кардиологического отделения с палатой реанимации и интенсивной терапии к Порядку оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 № 918н (Приложением № 13), в части отсутствия в кардиологическом отделении необходимого оборудования: - временный электрокардиостимулятор; ультразвуковой аппарат для исследования сердца и сосудов (передвижной); электрокардиостимулятор для трансвенозной эндокардиальной и наружной электрической стимуляции сердца; передвижной рентгеновский аппарат; дефибриллятор бифазный с функцией синхронизации;
- нарушение п. 5 Правил организации деятельности терапевтического отделения к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия», утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 №923н (Приложением № 6), в части отсутствия в терапевтическом отделении ГБУЗ МО «ЧОБ» следующего необходимого оборудования: игла для пункции, дренирования и проколов, нож (игла) парацентезный штыкообразный, игла для стернальной пункции, дефибриллятор бифазный с функцией синхронизации, аспиратор (отсасыватель) медицинский;
- нарушение п. 5 Правил организации деятельности женской консультации к Порядку оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», утвержденного приказом Минздрава России от 20.10.2020 №1130н (Приложения № 3), в части отсутствия необходимого оборудования:
- в двух кабинетах приема врача - акушера-гинеколога кольпоскопов;
- в кабинете доврачебного приема анализатора доплеровского сердечно-сосудистой-деятельности плода, малогабаритного, патронажной сумки (тонометр, сантиметровая лента, медицинский термометр, стетоскоп акушерский или анализатор допплеровский сердечнососудистой деятельности плода, малогабаритный, бланки направлений);
- в кабинете врача-психотерапевта (медицинского психолога или психолога) бактерицидного облучателя/очистителя воздуха/устройства для обеззараживания и (или) фильтрации воздуха и (или) дезинфекции поверхностей, кушетки психоаналитическая (кресла функционального);
- в кабинете психопрофилактической подготовки беременных к родам набора игрового инвентаря;
- в операционной аппарата наркозно-дыхательного набора для катетеризации центральных вен; планшета для определения группы крови;
- нарушение п. 6 Правил организации деятельности оториноларингологического кабинета медицинской организации к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю «оториноларингология», утвержденного приказом Минздрава России от 12.11.2012 №905н Приложения №3), в части отсутствия в оториноларингологическом кабинете необходимого оборудования: сканера ультразвукового для носовых пазух (эхосинускопа); прибора для регистрации отоакустической эмиссии; набора для трахеотомии с трахеостомическими трубками;
- нарушение стандарта оснащения отделения (кабинета) инфекционных заболеваний медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь (Приложение № 3 к Порядку оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2012 г. №69н), в части отсутствия в кабинете инфекционных заболеваний: тонометра для измерения артериального давления, мешка Амбу.
7.3. В ходе проведения проверки ГБУЗ МО «ЧОБ» выявлены нарушения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности, установленные пп. «а» п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности:
В ходе проверки методом случайной выборки, были проанализированы медицинские карты пациентов с целью оценки комплекса мероприятий, проводимых в условиях ПСО ГБУЗ МО «ЧОБ» при оказании медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения в соответствии с требованиями Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утверждённого приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 № 928н (далее - Порядок № 928н), выявлены следующие нарушения:
- п. 27 Порядка №н, в части нарушения маршрутизации при госпитализации пациента с ОНМК не был осуществлен перевод в палату (блок) реанимации и интенсивной терапии, где пациент должен находится не менее 24 часов (№ на имя пациента Р.Н.В. в представленной копии медицинской документации отсутствует подтверждающая информация);
- п. 28 Порядка № 928н, в части не проведения пациенту в условиях палаты (блока) реанимации и интенсивной терапии в течение 3 часов с его момента поступления дуплексного сканирования экстракраниальных отделов брахиоцефальных сосудов и дуплексного сканирования транскраниального (медицинские карты: № 3233/1-23 на имя пациента С.Н.Н., № 1590/1-23 на имя пациента Р.Н.В., № 3549/1-23 на имя пациента Н.В.В., в представленной копии медицинской документации отсутствует подтверждающая информация);
- п. 29 Порядка № 928н, в части не проведения пациенту в условиях палаты (блока) реанимации и интенсивной терапии в течение всего срока его пребывания ранней медицинской реабилитации (№ 3233/1-23 на имя пациента С.Н.Н., № 1590/1-23 на имя пациента Р.Н.В., № 3549/1-23 на имя пациента Н.В.В., в представленной копии медицинской документации отсутствует подтверждающая информация);
- п. 33 Порядка № 928н, в части не проведения пациенту комплекса мероприятий, направленных на восстановление нарушенных вследствие ОНМК функций нервной системы, бригадой специалистов ПСО, включающей врача лечебной физкультуры, врача по медицинской реабилитации, врача-физиотерапевта, логопеда, инструктора по лечебной физкультуре, медицинского психолога, социального работника и, при наличии медицинских показаний, иных специалистов с первого дня оказания медицинской помощи в условиях ПСО (медицинские карты: № 3233/1-23 на имя пациента С.Н.Н., № 1590/1-23 на имя пациента Р.Н.В., № 3549/1-23 на имя пациента Н.В.В., в представленной копии медицинской документации отсутствует подтверждающая информация);
- п. 34 Порядка № 928н, в части отсутствия сведений о проведении консилиума с определением тактики ведения и медицинской реабилитации пациента после окончания срока лечения (медицинские карты: № 3233/1-23 на имя пациента С.Н.Н., № 1590/1-23 на имя пациента Р.Н.В., № 3549/1-23 на имя пациента Н.В.В., в представленной копии медицинской документации отсутствует подтверждающая информация).
Методом случайной выборки, были проанализированы медицинские карты пациентов, с целью оценки комплекса мероприятий, проводимых в условиях кардиологического отделения ГБУЗ МО «ЧОБ» при оказании медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями в соответствии с требованиями Порядка оказания медицинской помощи больным с сердечнососудистыми заболеваниями утверждённого приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 918н (далее - Порядка № 918н), при анализе выявлены следующие нарушения:
- п. 5 Порядка № 918н в части отсутствия проведения на всех этапах оказания медицинской помощи кардиологическим больным реабилитационных мероприятий (в условиях кардиологического отделения ГБУЗ МО «ЧОБ» пациенту не проводилась медицинская реабилитация (№ 3304/1-23 на имя пациента Т.З.М., № 3471/1-23 на имя пациента К.Т.Н., № 3295/1-23 на имя пациента С.Ж.А., № 3480/1-23 на имя пациента Ш.Х., № 3288/1-23 на имя пациента Л.Е.Г., №3391/1-23 на имя пациента К.В.В., № 3541/1-23 на имя пациента М.Н.Н. в представленной копии медицинской документации отсутствует подтверждающая информация).
Комиссией при выборочной проверке медицинских карт пациентов, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (далее - амбулаторная карта) и перенесших в прошлом инфаркт миокарда, другие формы хронической ишемической болезни сердца, в том числе в сочетании с сахарным диабетом и получающих первичную амбулаторную помощь в ГБУЗ МО «ЧОБ», выявлены случаи несоблюдения требований ч. 5 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Порядка № 918н, в части нарушения пп. 6.3. п. 6 Правил организации деятельности кардиологического кабинета к Порядку № 918н, ненадлежащего выполнения функций кардиологического кабинета, а именно несвоевременной постановки пациентов с перенесенным инфарктом миокарда на диспансерный учет:
-диспансерное наблюдение пациента П.Ю.Н. (амбулаторная карта № 49629), не было установлено в течение 3 рабочих дней после выписки пациента из стационара в связи с перенесенным инфарктом миокарда от 15.12.2022 и стентированием от 16.12.2022. Согласно сведениям из амбулаторной карты № 49629 - первый осмотр пациента в ГБУЗ МО «ЧОБ» после выписки из стационара после перенесенного острого инфаркта миокарда - 13.01.2023, при этом на диспансерное наблюдение пациент взят 04.07.2023, то есть через 6 месяцев после выписки из стационара.
- диспансерное наблюдение пациента Ц.В.И. (амбулаторная карта № 563901), не было установлено в течение 3 рабочих дней после выписки пациента из стационара в связи с перенесенным инфарктом миокарда от 11.03.2023. Согласно сведениям амбулаторной карты № 563901 - первый осмотр пациента в ГБУЗ МО «ЧОБ» после выписки из стационара с диагнозом: ИБС острый нижней инфаркт - 06.07.2023, ранее телемедицинская консультация врача-специалиста ГБУЗ МО Моники им. М.Ф. Владимирского от 02.05.2023, на диспансерное наблюдение пациент взят 26.05.2023, то есть через 2 месяца после выписки из стационара.
При анализе медицинской документации выявлены нарушения:
- п. 11 Порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденного приказом Минздрава России от 27.04.2021 № 404н (далее - Порядок №404н), в части проведения пациентам профилактического осмотра и диспансеризации без необходимого информированного добровольного согласия гражданина (его законного представителя) на медицинское вмешательство, оформленное в сроки прохождения пациентом профилактического медицинского осмотра и диспансеризации, дача которого является необходимым предварительным условием проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации;
- нарушение пп. «д» пп. 3 п. 17 Порядка №404 н, при приеме (осмотре) врачом-терапевтом по результатам первого этапа диспансеризации, не определены группы здоровья, группы диспансерного наблюдения, не определены медицинских показаний для осмотров (консультаций) и обследований в рамках второго этапа диспансеризации (медицинские карты № 111209 на имя пациента Т.Я-Н., № 67985 на имя пациента К.Т.Л.).
С целью оценки комплекса мероприятий, проводимых в условиях ГБУЗ МО «ЧОБ» при проведении медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, проанализированы записи в Журнале регистрации выданных медицинских заключений об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием (далее - Журнал), установлены нарушения:
- требований п. 22 Порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, в том числе внеочередного, и порядка оформления медицинских заключений по его результатам, форм медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинского заключения об отсутствии в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, утвержденного приказом Минздрава России от 26.11.2021 №1104н, в части ненадлежащего ведения Журнала, а именно: не проставляется серия, номер медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием.
При выборочной проверке Актов медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического и иного токсического) (№ 000188, 000189, 000191, 000192) установлено, что при положительном результате первого исследования выдыхаемого воздуха через 15-20 минут после первого исследования не проводится повторное исследование выдыхаемого воздуха, что является нарушением п. 11 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного приказом Минздрава России от 18.12.2015 № 933н.
Выявлены нарушения п. 10 ст. 10, ч. 1 ст. 36.2 Закона, п. 5 Правил организации медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, утвержденных приказом Минздрава России от 30.11.2017 №965н, в части отсутствия в ГБУЗ МО «ЧОБ» необходимого помещения, средств связи и оборудования для проведения консультаций (консилиумов врачей) для осуществления дистанционного взаимодействия медицинских работников между собой или дистанционного взаимодействия медицинских работников с пациентами и (или) их законными представителями.
Комиссия отмечает, что информационно-аналитические материалы по результатам проведенных телемедицинских консультаций администрацией ГБУЗ МО «ЧОБ» не предоставлены.
7.4. В ходе проведения проверки ГБУЗ МО «ЧОБ» выявлены нарушения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности, установленные пп. «в» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности:
- в нарушение п. 5 ч. 1 Порядка №29н (состав врачебной комиссии включаются врач-профпатолог, а также врачи-специалисты, прошедшие в установленном порядке повышение квалификации по специальности «профпатология» или имеющие действующий сертификат по специальности «профпатология»), у врачей-специалистов в составе врачебной комиссии отсутствуют документы о повышении квалификации по специальности «профпатология» и действующие сертификаты по специальности «профпатология».
При анализе копий документов об образовании медицинских сестер ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, участвующих в проведении медицинских осмотров предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых в соответствии с приказом ГБУЗ МО «ЧОБ » от 08.08.2023 № 447, комиссией установлено отсутствие удостоверения о прохождении обучения по 36-ти часовой «Программе подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств», утвержденной приказом Минздрава России от 14.07.2003 № 308 приложение № 8) в областных (краевых, республиканских, городских) наркологических диспансерах (больницах) с 2008 г. у ФИО13, ФИО14 и с 2012 г. у ФИО15, ФИО16
Истребованы копии документов об образовании и повышении квалификации медицинских сестер ГБУЗ МО «ЧОБ» ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, участвующих в проведении медицинских осмотров предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых. При этом установлено, что у них имеются удостоверения о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе «Организация и порядок проведения предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств» в объеме 72 ч., полученные в НОЧУ ДПО Международный Центр Профессионального Образования» в 2020 г., что не соответствует Программе подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств», утвержденной приказом Минздрава России от 14.07.2003 № 308 (приложение 8) в областных (краевых, республиканских, городских) наркологических диспансерах (больницах).
Комиссией проведен анализ медицинских карт пациентов, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (копии прилагаются), по результатам которого выявлено:
- в нарушение п. 9 Правил организации деятельности женской консультации к Порядку оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», утвержденному приказом Минздрава России от 20.10.2020 № 1130н (Приложение №1), проведение консультаций по вопросам психологической, социальной поддержке женщин, обращающихся по поводу прерывания нежеланной беременности пациенткам (карты № 4590 З.М.А., № 95117 С.Ю.А., № 33067 П.Ю.А.), в кабинете медико-социальной помощи в женской консультации проведены врачами (акушерами-гинекологами), не имеющими квалификационной подготовки по профилю «психотерапия», в соответствии с Квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденными приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н.
Кроме того, в ходе анализа истребованных копий документов об образовании сотрудников ГБУЗ МО «ЧОБ», получивших образование за пределами Российской Федерации после 1996г., комиссией было установлено следующее:
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, допускаются к медицинской деятельности или фармацевтической деятельности после признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, в порядке, установленном законодательством об образовании, сдачи экзамена по специальности в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получения сертификата специалиста, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации (действует до 01.01.2026).
С 1995 года действовал Порядок допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.1995 № 119.
В соответствии с пунктом 3 Порядка допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, допускались к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации после успешной сдачи специальных экзаменов в соответствующих учебных заведениях Российской Федерации.
Направление на сдачу специального экзамена (после установления эквивалентности документа об образовании) выдавалось Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
В случае успешной сдачи специального экзамена Росздравнадзором выдавался сертификат специалиста, дающий право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности по специальности в Российской Федерации.
В период с 2021 - 2022 гг. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2022 годах» устанавливался особый порядок допуска к профессиональной деятельности лиц, в соответствии с которым иностранные специалисты допускались к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации по определенной специальности.
В настоящее время лица, получившие медицинское, фармацевтическое или иное образование в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, допускаются к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» после признания полученных образования и (или) квалификации в порядке, установленном законодательством об образовании, установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья, в утвержденном им порядке соответствия полученных образования и (или) квалификации квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтических работникам, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и прохождения аккредитации специалиста, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
С 01.01.2023 действует приказ Росздравнадзора от 31.10.2022 № 10335 «Об утверждении порядка установления соответствия полученных в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, медицинского, фармацевтического или иного образования и (или) квалификации квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам».
В Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Московской области Чеховская областная больница» согласно представленным личным делам, осуществляют медицинскую деятельность специалисты, получившие образование в иностранных государствах:
ФИО1 - врач-оториноларинголог (диплом о высшем профессиональном образовании по специальности «Лечебное дело», <адрес> ДД.ММ.ГГГГ г.); свидетельство о прохождении интернатуры по специальности «Оториноларингология», <адрес> (2013 г.));
ФИО2 - врач-травматолог-ортопед (диплом о высшем профессиональном образовании по специальности «Лечебное дело», <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ г.); удостоверение о прохождении интернатуры по специальности «Травматология и ортопедия», <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ г.));
ФИО3 - врач-терапевт (диплом о высшем профессиональном образовании по специальности «Общая медицина», <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.); удостоверение о прохождении интернатуры по специальности «Терапия», <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ г.));
ФИО4 - врач-нейрохирург (диплом о высшем профессиональном образовании по специальности «Врачебное дело», Украина (ДД.ММ.ГГГГ г.); сертификат о прохождении интернатуры по специальности «Нейрохирургия», Украина (ДД.ММ.ГГГГ г.));
ФИО5 - врач-оториноларингог (диплом о высшем профессиональном образовании по специальности «Лечебное дело», <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ г.); свидетельство о прохождении интернатуры по специальности «Оториноларингология», <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ г.)).
В личных делах имеются сведения о наличии сертификата специалиста, выданного указанным специалистам, образовательными организациями Российской Федерации после прохождения дополнительного профессионального образования (в виде повышения квалификации, профессиональной переподготовки) по соответствующим программам (специальностям) и сдачи квалификационного экзамена.
Вместе с тем, специалисты, получившие образование в иностранных государствах:
ФИО5 и ФИО2 в Росздравнадзор для прохождения процедуры допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших образование в иностранных государствах и (или) процедуры установления соответствия полученных в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, медицинского, фармацевтического или иного образования и (или) квалификации квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам, не обращались;
Специалисты:
ФИО1 и ФИО3 обращались в Росздравнадзор с заявлением о направлении на сдачу экзамена по специальности и выдаче сертификата специалиста, однако информацией об успешной сдаче специального экзамена и выдаче сертификата специалиста Росздравнадзор не располагает;
ФИО4 - отсутствует протокол сдачи специального экзамена.
Следовательно, указанные специалисты осуществляют медицинскую деятельность с нарушением действующего законодательства Российской Федерации, допуска к медицинской деятельности не имеют, что является нарушением части 6 статьи 69 и пункта 4 части 1 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п.4 Положения о порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.1995 №119, пункта 4 Порядка установления соответствия полученных в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, медицинского, фармацевтического или иного образования и (или) квалификации квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам, утвержденного приказом Росздравнадзора от 31.10.2022 №10335 - у медицинских работников отсутствуют документы, дающие право занятия медицинской деятельностью на территории Российской Федерации: сертификат специалиста по соответствующей занимаемой ими должности (специальности), выданный Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения или протокол сдачи специального экзамена, для лиц, получивших медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, или свидетельство об аккредитации, выданное после установления Росздравнадзором соответствия полученных в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
7.5. В ходе проведения проверки ГБУЗ МО «ЧОБ» выявлены нарушения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности, установленные пп. «б» п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности:
Комиссии представлен приказ и.о. главного врача ГБУЗ МО «ЧОБ» ФИО17 от 22.02.2023 № 147 «Об организации и проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в ГБУЗ МО «ЧОБ» (далее - Приказ № 147), приложением № 1 к которому утвержден Порядок организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в ГБУЗ МО «ЧОБ» (далее - Порядок внутреннего контроля), а приложением № 14 утверждён Порядок работы Комиссии (Службы) по внутреннему контролю (далее - Порядок работы Комиссии).
В ходе проверки Комиссией установлено:
- в нарушение п. 6 Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, установленных приказом Минздрава России от 31.07.2020 № 785н (далее - Требований № 785н), в ГБУЗ МО «ЧОБ» отсутствует положение о порядке организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
- в нарушение п. 10 Требований № 785н, приказом по медицинской организации плановые проверки на IV квартал 2023 года в ГБУЗ МО «ЧОБ» не запланированы;
- в нарушение п. 11 Требований № 785н целевые (внеплановые) проверки проводятся не во всех случаях летальных исходов;
- в нарушение п. 20 Требований № 785н, отчеты по итогам проверок Комиссией ГБУЗ МО «ЧОБ» не составляются, что подтверждается протоколами опроса №1 и № 2 от 24.08.2023.
- в нарушение п. 22 Требований № 785н, в ГБУЗ МО «ЧОБ» сводные отчеты не реже 1 раза в полугодие, а также по итогам года не формируются, что подтверждается протоколами опроса №1 и №2 от 24.08.2023.
Согласно данным протокола опроса №2 от 24.08.2023 информация о результатах контроля доводится до сотрудников ГБУЗ МО «ЧОБ» при проведении совещаний, медицинского совета, у главного врача по отделениям при личной беседе с сотрудниками.
Система внутреннего контроля в ГБУЗ МО «ЧОБ» осуществляется на трех уровнях. Первый уровень контроля осуществляется заведующими отделениями, второй уровень осуществляется заместителем главного врача, третий уровень контроля осуществляет Врачебная комиссия.
В ходе проведения проверки проведен анализ медицинских карт пациентов, получающих медицинскую помощь в стационарных условиях, условиях дневного стационара, по результатам которого установлено, что внутренний контроль качества медицинской помощи проводится формально.
Так согласно карте внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, содержащейся в медицинской карте стационарного больного № 305-1-23 М.Л.Б., выставлен коэффициент качества медицинской помощи, равный 1,0 (своевременно, в полном объеме) по всем показателям.
Однако при анализе Комиссией Росздравнадзора вышеуказанной медицинской карты выявлено нарушение пп. «р» п. 2.2 Критериев, а именно: расхождение клинического диагноза и патолого-анатомического диагноза, подтвержденное в т.ч. протоколом № 6 заседания врачебной комиссии (подкомиссии) ГБУЗ МО «ЧОБ» КИЛИ от 25.05.2023.
Согласно карте внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, содержащейся в медицинской карте стационарного больного №1496-1-23 Б.М.Ф., выставлен коэффициент качества медицинской помощи, равный 1,0 по разделу «оформление медицинской документации» (Удовлетворительно, в полном объеме).
Вместе с тем, при анализе Комиссией Росздравнадзора вышеуказанной медицинской карты выявлено нарушение пп. «а», пп. «д» п. 2.2 Критериев, а именно: не заполнен раздел медицинской арты «исход заболевания», при первичном осмотре пациента не сформирован план лечения.
Согласно пояснительной записке за подписью главного врача ГБУЗ МО «ЧОБ» ФИО18 от 28.08.2023 №1983/исх, за 1-й квартал 2023 года в ГБУЗ МО «ЧОБ» пролечено 604 пациента гинекологического профиля. Контроль на уровне заместителя главного врача (второй уровень) проведен 40 пациентам, что составляет 6,6% от пролеченных пациентов данного профиля. На рассмотрение Врачебной комиссии (третий уровень) медицинские карты не предоставлялись.
Вместе с тем, согласно форме отчета по итогам работы по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности в ГБУЗ МО «ЧОБ», утвержденной Приложением № 10 к Приказу № 147, контролю на уровне заместителя главного врача (второй уровень) подлежат 10% законченных случаев.
Указанные нарушения свидетельствуют о недостаточном уровне проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности ответственными должностными лицами в ГБУЗ МО «ЧОБ».
В судебное заседание надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения административного дела законный представитель юридического лица ФИО18 не явился, с ходатайством об отложении слушания административного дела не обращался. Суд считает возможным рассмотреть административное дело без участия законного представителя юридического лица.
В судебном заседании защитник по доверенности ФИО7 согласился с правонарушением.
Вина юридического лица подтверждается следующими доказательствами, из которых следуют время, место и обстоятельства совершения правонарушения, а именно: протоколом по делу об административном правонарушении от 06 сентября 2023 года; решением о проведении внеплановой выездной проверки от 03 августа 2023 года № 333; решением о внесении изменений в решение о проведении внеплановой выездной проверки от 03 августа 2023 года № 333 от 14 августа 2023 года № 352; актом проверки от 01 сентября 2023 года № 333; предписанием об устранении выявленных нарушений от 01 сентября 2023 года; выпиской из ЕГРЮЛ; выпиской из Единого реестра лицензий автоматизированной информационной системы федеральной службы по надзор у в сфере здравоохранения
Юридическое лицо ГБУЗ МО «Чеховская областная больница» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ-осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
При назначении наказания суд учитывает отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность юридического лица обстоятельств. Сведений о том, что ранее ГБУЗ МО «Чеховская областная больница» привлекалось к административной ответственности, материалы административного дела не содержат.
Суд при назначении наказания учитывает также положения ч.ч. 2, 3 ст. 3.4 КоАП РФ, в соответствии с которой предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия \памятники истории и культуры\ народов РФ. Безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуация природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела 2 КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Статья 4.1.1 КоАП РФ предусматривает, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля \надзора\, муниципального контроля. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела 2 КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
Принимая во внимание обстоятельства совершения ГБУЗ МО «ЧОБ» административного правонарушения, от которого каких- либо тяжелых последствий не наступило, не причинило экономического ущерба интересам государства суд считает возможным за впервые совершенное административное правонарушение юридическое лицо- предупредить.
Руководствуясь ст. 29.9 ч. 1.1 п. 2 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
юридическое лицо- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Чеховская областная больница» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ и, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ, с применением ст. 4.1 ч. 3.2 КоАП РФ,- предупредить.
Постановление может быть обжаловано в Мособлсуд через Чеховский горсуд в течение 10 суток с момента его вынесения или получения копии постановления.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Чеховского городского суда: Л.В. Почукаева