№2-1136/2023
УИД №10RS0011-01-2022-018380-94
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2023 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чернобай Н.Л., при секретаре Хуттунен О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Носковой О.Н. к ОСФР по <адрес> о назначении досрочной страховой пенсии,
установил:
Иск заявлен по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в удовлетворении заявления в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Истица с решением ответчика не согласна, просит обязать его включить в стаж лечебной работы в соответствующем порядке исчисления период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности «<данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности «<данные изъяты>» в <данные изъяты>», период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды участия в семинарах, учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ сторона истца уточнила требования, дополнительно просила обязать ответчика включить в медицинский стаж в льготном исчислении (1 день как 2 дня) периоды работы с пациентами с новой короновирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на короновирусную инфекцию COVID-19 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ noДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Также просили учесть в специальный стаж периоды учебы с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ГБУЗ РК «Больница скорой медицинской помощи» и ГБУЗ РК «Городская поликлиника №2».
В судебном заседании истица не участвовала, ее представитель по доверенности Самсонов М.С. требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Каратай М.М., действующая по доверенности, в судебном заседании поддержала доводы решения ответчика.
Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, представили отзывы на иск, ГБУЗ РК «Городская поликлиника №2» в своем отзыве также пояснило, что в настоящее время ответчику представлены корректирующие сведения в отношении работы истицы с пациентами с установленным диагнозом COVID-19.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, обозрев материалы пенсионного дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что 16.08.2022 истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № истице отказано в установлении досрочной пенсии в связи с недостаточной продолжительностью специального стажа. Согласно решению ответчика стаж работы истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона составляет 27 лет 10 месяцев 06 дней, что меньше требуемого стажа – 30 лет.
В специальный стаж работы истице в соответствующем исчислении не учтены спорные периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком, медицинской сестры кардиологического отделения, медицинской сестры отделения анестезии и реанимации, нахождение на курсах повышения квалификации, поскольку учет данных периодов не предусмотрен Правилами № и №, «кардиологическое и отделение анестезии и реанимации не предусмотрены Постановлениями № и №. Также спорный период работы истицы с пациентами с новой короновирусной инфекцией COVID-19 не подтвержден документально.
В соответствии с ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон №400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу ч.ч.3, 4 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
16.07.2014 принято Постановление Правительства РФ 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», которое вступило в силу с 1 января 2015 г. (далее – Список №665).
В соответствии с п.1 Списка №665 при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее – Список №464);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее – Список и Правила №1066);
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516 (далее – Правила №516);
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления таких периодов работы, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 (далее – Список и Правила №781).
В судебном заседании установлено, что истица с ДД.ММ.ГГГГ осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в медицинских учреждениях по специальности медсестра. В период работы в <адрес> в качестве палатной медсестры кардиологического отделения истица находилась в отпуске по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем. Полагает, что данный период должен был быть учтен ответчиком в специальный стаж.
Между тем, вышеназванными Постановлением №464 и Правилами №781 зачет такого периода в стаж лечебной работы не предусмотрен. Также, в силу п.27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Поскольку отпуск по уходу за ребенком был предоставлен истице в период работы после 1992 года (в 1994 году), указанный период не подлежит включению в специальный стаж.
Период работы истицы с 1993 по 2002 годы в ГБУЗ РК «Больница скорой медицинской помощи» в качестве палатной/процедурной медсестры кардиологического отделения, медицинской сестры отделения анестезии и реанимации учтен ответчиком в специальный стаж в календарном исчислении. Сторона истца полагает, что вправе претендовать на льготное исчисление стажа осуществления лечебной деятельности.
Согласно обозначенным выше нормативным актам (Спискам, Перечням и Правилам №464, №781, №1066) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеет средний медицинский персонал отделений (палат) хирургического профиля стационаров, где год работы засчитывается в специальный стаж работы как год и 6 месяцев.
Лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
Согласно Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев, таким правом пользуются медицинские сестры палатные отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений
Таким образом, поскольку кардиологическое отделение не предусмотрено назваными положениями, требования истицы в части периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежат удовлетворению.
Однако, в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в должности медсестры палаты интенсивной терапии отделения анестезии и реанимации.
Как установлено в судебном заседании, подтверждено пояснениями работодателя истицы, несмотря на отсутствие в Перечне наименования отделения – «отделение анестезии и реанимации», характер и условия работы истицы соответствует характеру и условиям работы в отделении анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии. Медицинское учреждение соответствует п.6 Правил №781.
В связи с изложенным, требование истицы в отношении данных периодов является правомерным и подлежит удовлетворению.
В отношении периодов участия в семинарах, учебных отпусках суд приходит к следующему.
Согласно представленным в материалы дела уточняющим справкам учреждений, где работала истица, большую часть заявленных периодов составляют отпуска без сохранения заработной платы, которые не подлежат специальному учету в соответствии и с пенсионным, и с трудовым законодательством.
Между тем, в периоды прохождения обучения (повышения квалификации) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала медицинской сестрой в БСМП г.Петрозаводска и МУЗ «Городская поликлиника №1» г.Петрозаводска, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ медицинской сестрой отделения анестезии и реанимации БСМП г.Петрозаводска.
В соответствии со ст.187 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Согласно ст.196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
В соответствии с требованиями ст.54 Основ законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1 (действ. до 02.02.2012), повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием соблюдения условий трудового договора
Согласно ст.ст.69, 72 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.
Медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Таким образом, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации являются периодами трудовой деятельности. На период обучения за истицей сохранялось рабочее место, заработная плата, уплачивались страховые взносы.
В связи с изложенным, поскольку обозначенные периоды приравниваются к работе, с учетом характера выполняемой истицей работы до и после направления на курсы повышения квалификации (медицинская сестра) (медицинская сестра отделения анестезии и реанимации) они подлежит учету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в том же порядке, что и работа: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении.
Заявленные стороной истца периоды обучения <данные изъяты> учтены ответчиком в специальный стаж, соответственно, в разрешении судом не нуждаются.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст.55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с Постановлением правительства РФ от 06.08.2020 №1191 «О порядке исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациентам с новой короновирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на короновирусную инфекцию COVID-19 день работы медицинских работников по оказанию скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонии, в том числе, по отбору биологического материала пациентов для лабораторного исследования на наличие новой короновирусной инфекции COVID-19, а также по осуществлению медицинской эвакуации пациентов с подозрением на новую короновирусную инфекцию COVID-19 – как 2 дня.
В спорные периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала медицинской сестрой инфекционного кабинета ГБУЗ РК «ГП №2» с пациентами с новой короновирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на короновирусную инфекцию COVID-19. Работодателем истицы представлена суду справка, уточняющая характер работы истицы, а также табели учета рабочего времени. В отзыве на иск работодатель указал на то, что ДД.ММ.ГГГГ им представлены ответчику данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица Носковой О.Н., а именно, в сведениях о корректировке периодов работы застрахованного лица указан код «ВИРУС». Поступил результат проверки – без ошибок.
Оснований не доверять информации работодателя истицы у суда не имеется, ответчиком она не опровергнута. В связи с чем, требования истицы в данной части также подлежат удовлетворению.
Между тем, принимая во внимание ст.22 Федерального закона №400-ФЗ и недостаточность, с учетом частичного включения оспариваемых периодов, у истицы специального стажа, требуемого для досрочного назначения досрочной страховой пенсии, требование истицы в части назначения пенсии с даты обращения к ответчику, не подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить частично.
Обязать ОСФР по Республике Карелия (№) учесть Носковой О.Н. (<данные изъяты>)
в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в льготном порядке исчисления (работа в течение года как года и шести месяцев) периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включая период учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ);
в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в льготном порядке исчисления (день работы как два дня) периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ОСФР по Республике Карелия в пользу Носковой О.Н. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Н.Л. Чернобай
Мотивированное решение изготовлено 22.05.2023.