дело № 2-205/2021
11RS0019-01-2021-000235-79
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
село Кослан 19 февраля 2021 года
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при помощнике судьи Кирушеве Д.А., с участием старшего помощника прокурора Удорского района Пашкиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Удорского района к администрации МР «Удорский» о признании решения администрации МР «Удорский» об отказе в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям незаконным в интересах Грибковой Т.А.
установил:
прокурор Удорского района, обратившись с иском в интересах Грибковой Т.А. к администрации МР «Удорский», указал, что в ходе проведения проверки по обращению Грибковой Т.А. по вопросу нарушения ее права на постановку на учёт для получения социальной выплаты на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, было установлено, что 30.11.2020 она обратилась в администрацию МР «Удорский» с заявлением о включении ее в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в г. Пскове. Постановлением администрации МР «Удорский» от 15.12.2020 № 1151 Грибковой Т.А. отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей за счет средств федерального бюджета, в связи с получением ею субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в 2007 году (приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 28.03.2007 № 268) Грибковой Т.А. предоставлена субсидия на приобретение жилого помещения по адресу: <Адрес>. Между тем при принятии решения администрацией МР «Удорский» не учтено, что полученная 28.03.2007 Гринковой Т.А. субсидия на приобретение жилья являлась целевой и представлялась в связи с отнесением ее к категории граждан, установленных Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», за пределами Республики Коми жилых помещений у Грибковой Т.А. не имеется. В связи с вышеизложенным, жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей до настоящего времени Грибкова Т.А. не обеспечена, жилищная субсидия на указанные цели Грибковой Т.А. не предоставлялись.
В судебном заседании участвующий прокурор доводы иска поддержал в полном объеме, просил суд признать постановление от 15.12.2020 №1151 администрации МР «Удорский» необоснованным; признать за Грибковой Т.А. право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям по категории «инвалиды», включив ее в список граждан, претендующих на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, с момента обращения, то есть 30 ноября 2020 года.
Грибкова Т.А., извещенная надлежащим образом в судебном заседании участия не приняла, в письменном заявлении с требованиями и доводами иска согласилась, просила иск удовлетворить в полном объеме, рассмотреть дело без ее участия.
Ответчик администрация МР «Удорский», извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, представителя в суд не направила, представила письменный отзыв на иск, согласно которому с исковыми требованиями не согласилась, просила в иске отказать, рассмотреть дело без участия их представителя.
Представитель третьего лица в лице Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми в письменном заявлении просила рассмотреть дело без участия их представителя, при этом указала, что предоставление субсидий (сертификатов) гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, проживающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 (далее - ведомственная целевая программа, Правила). Порядок постановки и учета граждан, имеющих право на получение социальных плат, регулируется Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным становлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 (далее - Положение). В статье 1 Федерального закона установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Минстрой Республики Коми с исковыми требованиями прокурора Удорского района не согласился, и просил отказать в удовлетворении искового заявления.
Выслушав прокурора, учитывая мнение участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Законодательством РФ предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение, которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ) установлены условия, предоставления за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, выезжающим из указанных районов и местностей не ранее 01 января 1992 года.
Согласно статье 1 Федерального закона № 125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом право на получение жилищных субсидий имеют:
- инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;
- инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Статьей 5 Федерального закона № 125-ФЗ установлено, что при определении норматива предоставления жилищных субсидий инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), за стаж работы принимается время их проживания в указанных районах и местностях со дня рождения.
При этом не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного
проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами
районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признаются граждане
при соблюдении следующих требований:
гражданин, выезжающий из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севераи приравненных к ним местностей, либо являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севераи приравненных к ним местностей, при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ;
гражданин, выехавший из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992, и (или) члены его семьи:
не являются нанимателями жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, или членами семьи собственника такого жилого помещения;
являются нанимателями таких жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками таких жилых помещен т или членами семьи собственника такого жилого помещения при условииобеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи мех ее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ;
гражданин, выезжающий (выехавший не ранее 01.01.1992) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не получали в установленном порядке иных предусмотренных законодательств )м Российской Федерации мер государственной поддержки в виде предоставления:
жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в собственность (за исключением жилых помещений, переданных в соответствии с Законом Российской Федерации от04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») или по договору социального найма;
бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
земельного участка, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для строительства жилого дома.
В целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» принято Постановление Правительства РФ от 10.12.2002 №879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Действующее с 01.01.2003 г. Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 г. №879 устанавливает порядок регистрации и учета граждан РФ, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на приобретение (строительство) жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что ГРибкова Т.А., <Дата> года рождения, уроженка <Адрес> Республики Коми, с 22.07.1980 года по 08.12.1995 проживала и была зарегистрирована по адресу: <Адрес>, ком. 18; в период с 08.12.1995 по настоящее время - по адресу: <Адрес>, кВ. 12. Данное жилое помещение является собственностью Грибковой Т.А. на основании свидетельства о государственной регистрации от 29.03.2007, выданной Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Коми на основании договора купли-продажи квартиры № 722 от 02.03.2007, общей площадью 51,3 кв.м., кадастровым номером 11:09:0401002:488.
Согласно имеющимся материалам дела, других жилых помещений в пользовании и собственности у Грибковой Т.А. не имеется, не оспаривалось указанное и сторонами.
Судом достоверно установлено, что ГРибкова Т.А., <Дата> г.р., является пенсионером по старости и инвалидом второй группы бессрочно.
По свидетельству о расторжении брака № 103 от 06.12.2012 расторгнут брак между ГРибковым В.В. и Грибковой Т.А..
Из сведений миграционного пункта ОМВД России по <Адрес> Грибкова Т.А. зарегистрирована по месту жительства с 08.12.1995 по адресу: <Адрес>.
По справке администрации СП «Кослан» Грибкова Т.А., <Дата> г.р., зарегистрирована и проживает по адресу: <Адрес>.
Согласно сведениям Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Республиканского учреждения технической инвентаризации и кадастровой оценки» у Грибковой Т.А., <Дата> г.р. отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объекты капитального строительства.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимости Грибкова Т.А., <Дата> г.р. принадлежит объект недвижимости на правах собственности: квартира по адресу: <Адрес>, площадью 51,3 кв.м., дата государственной регистрации права 29.03.2007, кадастровый номер 11:09:0401002:488.
Согласно сведениям Грибкова Т.А., <Дата> г.р. имеет индивидуальный лицевой счет 084-851-825 00 застрахованного лица, направленный на выплату страховых взносов для формирования страховой и накопительной пенсии.
30.11.2020 Грибкова Т.А. обратилась в администрацию МР «Удорский» с заявлением о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Постановлением администрации МР «Удорский» от 15.12.2020 № 1151, на основании протокола заседания жилищной комиссии администрации МР «Удорский» от 14.12.2020 №26, Грибковой Т.А. отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей за счет средств федерального бюджета в связи с несоответствием гражданина требованиям, указанным в статье 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство и создают условия для осуществления права на жилище.
Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
По смыслу названных положений Конституции Российской Федерации установление для граждан повышенных гарантий и компенсаций в связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях направлено на обеспечение справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно-климатических условиях, способствует удовлетворению их потребностей в жилье и позволяет таким гражданам решать проблему приобретения жилья в регионах с благоприятными для проживания и трудовой деятельности условиями.
Нормами законодательства, регулирующего правоотношения сторон (Федеральный закон от 17.08.1996 № 116-ФЗ,Федеральный закон от 25.07.1998 № 131-ФЗ,Федеральный закон от 25.10.2002 года № 125-ФЗ), установлено, что правом на получение жилищных субсидий обладают граждане, в том числе, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Таким образом, законодателем предусмотрены условия предоставления субсидий в зависимости от наличия у граждан жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Необходимость учета условий, влияющих на размер предоставляемой субсидии, определена законом.
Поскольку право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Грибковой Т.А. до настоящего времени не реализовывалось, принятое администрацией MP «Удорский» решение об отсутствии у нее оснований для постановки на такой учёт, является незаконным.
Иных оснований для отказа в постановке Грибковой Т.А. на учет на получение социальных выплат для приобретения жилья в виде государственного жилищного сертификата - жилищной субсидии (единовременной социальной выплаты) в рамках Федерального закона № 125-ФЗ не установлено. Все необходимые документы заявителем представлены, имеются в учетном деле Грибковой Т.А.
При таких обстоятельствах действия администрации муниципального района «Удорский» в части отказа Грибкова Т.А. в постановке на учёт граждан, имеющих права на получение жилищной субсидии является незаконными, в то же время исковые требования прокурора Удорского района в интересах Грибковой Т.А. законны и обоснованны, и подлежат удовлетворению.
В совокупности собранных и проанализированных доказательств, постановление руководителя администрации МР «Удорский» от 15.12.2020 № 1151 об отказе Грибковой Т.А. в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям является не обоснованным, в то же время с учетом имеющихся материалов, и установленных обстоятельств по делу, подлежит признанию за Грибковой Т.А. право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «инвалиды».
На основании изложенного исковые требования прокурора Удорского района в интересах Грибковой Т.А. о признании постановления от 15.12.2020 №1151 необоснованным, и признании за Грибковой Т.А. права на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям по категории «инвалиды», путем включения ее в список граждан, претендующих на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, с 30 ноября 2020 года подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление прокурора Удорского района в интересах Грибковой Т.А. к администрации МР «Удорский» о признании постановления от 15.12.2020 №1151 незаконным, и необоснованным, признании за Грибковой Т.А. права на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям по категории «инвалиды», удовлетворить.
Признать постановление руководителя администрации муниципального района «Удорский» от 15 декабря 2020 года №1151 об отказе Грибковой Татьяне Алексеевне в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, незаконным и необоснованным.
Признать за Грибоковой Т.А. право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям по категории «инвалиды», включив Грибкову Т.А., в список граждан, претендующих на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, с момента обращения, то есть с 30 ноября 2020 года.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через постоянное судебное присутствие в составе Усть-Вымского районного суда Республики Коми – в селе Кослан Удорского района Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись А.Н. Жданов
Мотивированное решение составлено к 12 часам 26 февраля 2021 года.