Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-257/2021 (3а-2286/2020;) ~ М-1360/2020 от 07.12.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара                                  10 марта 2021 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Лёшиной Т.Е.,

при секретаре судебного заседания – Князькиной А.С.,

с участием административного истца Дунаевой О.В., представителя заинтересованного лица Финансового управляющего Дремова Е. А.– Щеголевой И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-257/2021 по административному исковому заявлению Дунаевой О.В. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

Дунаева О.В. обратилась в Самарский областной суд с административным иском, в котором просит восстановить срок для подачи административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером равной рыночной стоимости по состоянию на 23 декабря 2016 года в размере 5 999 546 рублей, земельного участка с кадастровым номером равной рыночной стоимости по состоянию на 23 декабря 2016 года в размере 56 450 545 рублей, земельного участка с кадастровым номером равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 года в размере 28 656 160 рублей, земельного участка с кадастровым номером равной рыночной стоимости по состоянию на 23 декабря 2016 года в размере 1 469 470 рублей, земельного участка с кадастровым номером равной рыночной стоимости по состоянию на 23 декабря 2016 года в размере 5 942 686 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником указанных выше земельных участков, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер действительной рыночной стоимости, определенной в Отчетах об оценке, тем самым затронуты ее права и обязанности как плательщика земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости участков.

С учетом изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в судебном порядке.

Административный истец в судебном заседании административное исковое заявление поддержала, по доводам, в нем изложенным.

Представитель заинтересованного лица по доверенности Щеголева И.И. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представители административных ответчиков - Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, заинтересованных лиц - Администрации Ставропольского района г. Тольятти Самарской области, Администрации Ставропольского района сельского поселения Узюково Ставропольского района Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области, УФНС России по Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен.

В письменных пояснениях филиал ФКП Росреестра по Самарской области оставил разрешение требований на усмотрение суда, указывая на то, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2020 № 935 "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области" по состоянию на 01.01.2020.

Правительство Самарской области в письменных возражениях просило в удовлетворении заявленных требований отказать.

Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области в письменных возражениях просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Финансовый управляющий Дунаевой О.В. Дремов Е.А. предоставил суду отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что с административным исковым заявлением согласен в полном объеме.

Иные участвующие в деле лица письменных возражений либо отзывов в адрес суда не направили.

В соответствии со ст. ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав административного истца, представителя административного истца и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования Дунаевой О.В. подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату по состоянию, на которую установлена его кадастровая стоимость.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

Установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о следующих земельных участках:

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 75 542 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для объектов жилой застройки, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>;

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 710785 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для объектов жилой застройки, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>;

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 368 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для объектов жилой застройки, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>;

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 2653 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для объектов жилой застройки, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>;

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 10729 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для объектов жилой застройки, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.

Дунаева О.В. является собственником указанных земельных участков, что подтверждается выписками из ЕГРН о зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10.02.2021 г.

В соответствии с удельными показателями кадастровой стоимости земель населенных пунктов, утвержденными постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области», кадастровая стоимость спорных земельных участков определена в следующих размерах:

- земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 23 декабря 2016 года в размере 19 171 048,76 рублей, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 20.11.2020г.;

- земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 23 декабря 2016 года в размере 180 383 017,3 рублей, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 20.11.2020г.;

- земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2013 года в размере 92 853 760 рублей, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 20.11.2020 г., ответом ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области от 12.02.2021 г.;

- земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 23 декабря 2016 года в размере 5 730 639,18 рублей, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 20.11.2020г.

- земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 23 декабря 2016 года в размере 23 175 283,74 рублей, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 20.11.2020г.

Согласно статье 24.18 Федерального закона РФ от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в комиссии или в суде, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2020 № 935 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области, в том числе спорных земельных участков. Постановление вступило в законную силу с 01.01.2021.

Таким образом, кадастровая стоимость спорных земельных участков установленная в соответствии с удельными показателями, установленными постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года № 610 является архивной.

На основании п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).

Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Дело о пересмотре кадастровой стоимости подлежит рассмотрению по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Как разъяснено в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Установление архивной кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера земельного налога.

Поскольку при оплате земельного налога подлежит применению, в том числе оспариваемая архивная кадастровая стоимость земельного участка, которая является базой для исчисления земельного налога, то у административного истца по настоящее время сохраняется право применить результаты пересмотра архивной кадастровой стоимости.

Таким образом, административный истец вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении объектов недвижимости кадастровой стоимости в рыночном размере на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

По делу установлено, что сведения об архивной кадастровой стоимости спорных объектов внесены в ЕГРН 24.12.2016, 25.11.2013, заявление в суд подано 05.12.2020, то есть по истечении установленного законом срока для земельного участка с кадастровым номером , о восстановлении которого заявлено ходатайство.

Так как на дату подачи административного искового заявления в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, то с учетом конкретных обстоятельств дела суд приходит к выводу, что прежние результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости продолжают затрагивать права административного истца, как плательщика земельного налога, в связи с чем, считает причину пропуска срока обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости с кадастровым номером в суд уважительной и, при отсутствии иного способа защиты права, полагает возможным этот срок восстановить.

Административным истцом в обоснование требований представлены отчеты об оценке № 2020/11-11 от 30.11.2020 г., №2020/11-07 от 30 ноября 2020г., №202/11-10 от 30.11.2020 г., подготовленные ООО «Центр экспертизы и оценки».

Из отчетов усматривается, что объектами оценки являлись спорные земельные участки, итоговая величина рыночной стоимости которых на дату кадастровой оценки, определенная сравнительным подходом составила:

- земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 23 декабря 2016 года - 5 999 546 рублей,

- земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 23 декабря 2016 года - 56 450 545 рублей,

- земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2013 года - 28 656 160 рублей,

- земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 23 декабря 2016 года - 1 469 470 рублей,

- земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 23 декабря 2016 года в размере 5 942 686 рублей.

Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.

В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценка выполнена по состоянию на 01.01.2013, на 23.12.2016, то есть на даты определения кадастровой стоимости земельных участков.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в Отчетах об оценке выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельных участков основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчетам об оценке документами.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных земельных участков, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной экспертизы по инициативе суда не имеется.

С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в Отчетах об оценке выводам у суда не имеется.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной в Отчетах об оценке по состоянию на 01.01.2013, 23.12.2016, подлежат удовлетворению.

С учетом применения для целей налогообложения на территории Самарской области с 01.01.2021 г. результатов определения очередной государственной кадастровой оценки, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2020 N 935 "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области" установленная в рамках настоящего административного дела кадастровая стоимость земельных участков подлежит применению на период до указанной даты.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 05.12.2020, что следует отразить в резолютивной части решения.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск Дунаевой О.В. удовлетворить.

Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 75 542 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 23 декабря 2016 года в размере 5 999 546 рублей.

Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 710785 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 23 декабря 2016 года в размере 56 450 545 рублей.

Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 368 000 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 года в размере 28 656 160 рублей.

Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 2653 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 23 декабря 2016 года в размере 1 469 470 рублей.

Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 10729 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 23 декабря 2016 года в размере 5 942 686 рублей.

Датой обращения Дунаевой О.В. с заявлением в суд считать 05.12.2020.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 16.03.2021.

Судья:                             Т.Е. Лёшина

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(резолютивная часть)

Самара                                  10 марта 2021 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Лёшиной Т.Е.,

при секретаре судебного заседания – Князькиной А.С.,

с участием административного истца Дунаевой О.В., представителя заинтересованного лица Финансового управляющего Дремова Е. А.– Щеголевой И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-257/2021 по административному исковому заявлению Дунаевой О.В. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости,

руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск Дунаевой О.В. удовлетворить.

Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 75 542 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 23 декабря 2016 года в размере 5 999 546 рублей.

Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 710785 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 23 декабря 2016 года в размере 56 450 545 рублей.

Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 368 000 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 года в размере 28 656 160 рублей.

Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 2653 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 23 декабря 2016 года в размере 1 469 470 рублей.

Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 10729 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 23 декабря 2016 года в размере 5 942 686 рублей.

Датой обращения Дунаевой О.В. с заявлением в суд считать 05.12.2020.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

     Судья:                             Т.Е. Лёшина

3а-257/2021 (3а-2286/2020;) ~ М-1360/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дунаева О.В.
Ответчики
Правительство Самарской области (через Министерство имущественных отношений Самарской области)
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
УФНС России по Самарской области
Финансовый управляющий Дремов Евгений Анатольевич
Администрация Ставропольского района Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Администрация с.п.Узюково Ставропольского района Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Лёшина Т. Е.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
07.12.2020Регистрация административного искового заявления
08.12.2020Передача материалов судье
10.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
25.12.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2021Подготовка дела (собеседование)
14.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.02.2021Судебное заседание
24.02.2021Судебное заседание
10.03.2021Судебное заседание
16.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.06.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
30.06.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
20.07.2021Судебное заседание
04.08.2021Судебное заседание
16.08.2021Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее