УИД 48RS0010-01-2023-001215-74 Гражданское дело №2-1195/2023
Решение
Именем Российской Федерации
25 сентября 2023 года г. Грязи
Грязинский городской суд Липецкой области в составе
председательствующего судьи Пресняковой Е.В.,
при секретаре Федоровой К.Г.,
с участием помощника Грязинского межрайонного прокурора Бугаковой Д.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Грязинской межрайонной прокуратуры Липецкой области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Государственному областному учреждению здравоохранения «Грязинская ЦРБ» о понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Грязинской межрайонной прокуратуры обратился в суд с иском к ГУЗ «Грязинская ЦРБ» о понуждении оборудовать Яманский фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) недостающим медицинским оборудованием в соответствии с действующим Стандартом. В обоснование заявленных требований прокурор указал следующее. Грязинской межрайонной прокуратурой Липецкой области была проведена проверка соблюдения ГУЗ «Грязинская ЦРБ» требований законодательства об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению. В ходе проведенной проверки было установлено отсутствие в Яманском ФАП, расположенном по адресу: <адрес>, в нарушение требований Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению следующего оборудования: электрокардиограф портативный 3- или 6- канальным; весы напольные для взрослых; ростомер; спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками); тонометр транспальпебральный для измерения внутриглазного давления. Отсутствие указанного медицинского оборудования в фельдшерско-акушерском пункте, предусмотренного Стандартом, является нарушением прав граждан на охрану здоровья, доступность и качество оказания медицинской помощи.
Прокурор просит обязать ГУЗ «Грязинская ЦРБ» оснастить Яманский фельдшерско-акушерский пункт, расположенный по адресу: <адрес>, недостающим в соответствии с требованиями Стандарта медицинским оборудованием: электрокардиографом портативным 3- или 6- канальным в количестве 1 шт.; весами напольными для взрослых в количестве 1 шт.; ростомером в количестве 1 шт.; спирометром (портативный с одноразовыми мундштуками) в количестве 1 шт.; тонометром транспальпебральным для измерения внутриглазного давления в количестве 1 шт.
Определением суда к участию в деле привлечено Управление здравоохранения Липецкой области.
В судебном заседании помощник Грязинского межрайонного прокурора Бугакова Д.Н. поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика, ГУЗ «Грязинская ЦРБ» в письменном заявлении просит рассмотреть данное дело в его отсутствие; против удовлетворения требований не возражает.
Представитель третьего лица Управления здравоохранения по Липецкой области о месте и времени судебного разбирательства извещён надлежащим образом; представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав прокурора, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Положениями статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», закреплены основные принципы охраны здоровья: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Статьями 10, 29, 33, 37 данного закона определена доступность и качество медицинской помощи, предусматривающие организацию оказания медицинской помощи по принципу приближённости к месту жительства, месту работы или обучения; наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации и другими; в том числе органы, входящие в государственную систему здравоохранения( федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы; исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и т.д.); первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдением за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения, первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием; оказывается на основании положения об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации, организации социального обслуживания и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации (статья 9 Закона №323-ФЗ).
Приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года №543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», утверждено одноименное Положение. Пунктами 9, 10 указанного Положения предусмотрено оказание первичной медико-санитарной помощи, которая оказывается фельдшерами, акушерами, другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров здоровья.
Пунктом 2 Правил организации деятельности Фельдшерско-акушерского пункта, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 №543н установлено, что фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения).
ФАП организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населённых пунктах с малой численностью населения и (или) находящихся на значительном удалении от медицинских организаций, в том числе фельдшерско-акушерских пунктов, либо при наличии водных, горных и иных преград, а также в случае преимущественного (более 40%) проживания в них лиц старше трудоспособного возраста.
Приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года №543-н утвержден стандарт оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта) медицинским оборудованием и инвентарем.
В соответствии со статьями 9.2, 6 Федерального закона от 12 января 1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения…, финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом расходов на содержание недвижимого имущества.
В силу статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, формирует и утверждает государственные (муниципальные)задания (подпункты 5, 6, 9 пункта 1).
Государственное учреждение здравоохранения «Грязинская центральная районная больница» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного приказом управления здравоохранения Липецкой области от 21 декабря 2015 года №1806.
Согласно пункту 1.6 ГУЗ «Грязинская ЦРБ» является бюджетным учреждением; учредитель – Липецкая область (п.1.7).
Для выполнения уставных целей ГУЗ «Грязинская ЦРБ» в своем составе имеет структурные подразделения, в том числе, Яманский фельдшерско-акушерский пункт, расположенный по адресу: <адрес>, (подпункт 8 пункта 3.2 Устава).
Недостающее в Яманском ФАП оборудование, предусмотренное Стандартом, отражено в информационном письме от 21 июня 2023 года, направленном в адрес прокурора ГУЗ «Грязинская ЦРБ».
Согласно Приложению №1 к лицензии №ЛО-48-01-002193 от 11 декабря 2020 года на осуществление медицинской деятельности ГУЗ «Грязинская ЦРБ» (Яманский ФАП) определены виды услуг – при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: вакцинации (проведению профилактических прививок), сестринскому делу в педиатрии.
Как следует из положений Устава ГУЗ «Грязинская ЦРБ» является некоммерческой организацией, ее учредитель и собственник имущества – Липецкая область, полномочия и функции учредителя от имени Липецкой области осуществляет Управление здравоохранения Липецкой области, финансовое обеспечение выполнения учреждением государственного задания осуществляется в виде субсидий из бюджета Липецкой области. Учреждение имеет обособленное имущество и самостоятельный баланс.
Управление здравоохранения Липецкой области по отношению к подведомственному медицинскому учреждению ГУЗ «Грязинская ЦРБ» является главным распорядителем средств областного бюджета, в том числе в системе здравоохранения и обязано обеспечить финансирование мероприятий по надлежащему оказанию первичной медико-санитарной помощи, в том числе по надлежащему оснащению структурных подразделений ГУЗ «Грязинская ЦРБ» в соответствии со Стандартом оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта).
Самостоятельная имущественная ответственность ГУЗ «Грязинская ЦРБ» по своим обязательствам не освобождает управление здравоохранения Липецкой области как отраслевой орган от обязанности по финансовому обеспечению деятельности подведомственного ему учреждения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности предъявленных прокурором требований и об их удовлетворении.
Определяя срок устранения нарушения суд полагает возможным учитывая, что ответчик является бюджетным учреждением, приобретение медицинского оборудования требует внесения изменений в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения, определить срок до 01 июля 2024 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░» (░░░ 4802003719) ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 3-░ ░░░ 6-░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░.; ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░.; ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░.; ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░.; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.