Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-953/2023 ~ М-860/2023 от 25.08.2023

УИД: 66RS0052-01-2023-001173-46

    <данные изъяты>

    Гражданское дело № 2-953/2023

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    г. Сухой Лог Свердловской области                                                          26 сентября 2023 года

    Сухоложский городской суд Свердловской области в составе:

    председательствующего судьи Васьковой О.Н.,

    при секретаре Махневой Е.А.,

        с участием:

    помощника Сухоложского городского прокурора Лебедевой ФИО10,

    представителя ответчика, третьего лица – Кабановой ФИО11, действующей на основании доверенности,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

Сухоложского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 11» об устранении нарушений законодательства в сфере социальной защиты инвалидов,

установил:

Сухоложский городской прокурор, в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском в суд, просит возложить на ответчика обязанность устранить выявленные нарушения п.п. 5.1.13, 5.1.14-5.1.17, 6.1.1, 6.1.2, 6.1.5, 6.2.4, 6.2.8 СП 59.13330.2020, п.п. 5.2, 5.3 ГОСТ Р 51261-2022, обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных групп населения, в том числе детей-инвалидов к объекту образования, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта, расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование иска указанно, что в ходе проведения надзорных мероприятий в сфере исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности МБОУ ООШ №11 выявлены следующие нарушения: в нарушение п. 5.2 ГОСТ Р 51261-2022, п.п. 5.1.14-5.1.17, 6.1.1, 6.1.2 СП 59.13330.2020 в МБОУ «ООШ № 11» отсутствует пандус для обеспечения самостоятельного подъема ко входу в здание, поручни пандуса; в ходе осмотра входной группы здания установлено отсутствие боковых и центральных опорных поручней лестничного марша в соответствии с п. 5.3 ГОСТ Р 51261-2022, п. 5.1.13 СП 59.13330.2020; размер и габариты входной двери не соответствуют требованиям п. 6.1.5 СП 59.13330.2020 (не обеспечивают проезд инвалидной коляски через дверной проем); ширина дверных полотен в здании образовательной организации, выходов из помещений не соответствует п. 6.2.4 СП 59.13330.2020; дверные проемы в здании образовательной организации имеют пороги и перепады высот пола, что является нарушением п. 6.2.4 СП 59.13330.2020; в здании образовательной организации отсутствуют пандусы для обеспечения самостоятельного передвижения МГН по учреждению в нарушение пункта 6.2.8 СП 59.13330.2020. Указанное нарушает права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, в том числе права детей-инвалидов на получение образовательных услуг.

Ответчик МБОУ ООШ № 11 представил письменный отзыв на иск, согласно которому указал, что в 2023 году МБОУ ООШ № 11 разработан проект капитального ремонта здания, в который также включены работы по устройству пандуса для обеспечения самостоятельного подъема маломобильных групп населения к входу здания образовательной организации с оборудованными поручнями. Проект прошел государственную экспертизу. 22.06.2023 заявка на выделение денежных средств на капитальный ремонт образовательного чреждения на 2024-2026 годы направлена в Министерство образования и молодежной политики Свердловской области. Согласно локального сметного расчета стоимость ремонта крыльца центрального входа в здание школы, с устройством пандуса с поручнем составит 4 037 430 руб. Согласно плану мероприятий по составлению бюджета городского округа Сухой Лог на очередной финансовый год (2024) Управлением образования Администрации городского округа Сухой Лог будут представлены в Финансовое управление Администрации городского округа Сухой Лог плановые суммы, необходимые для выполнения мероприятий по устранению нарушений п.п. 5.1.13, 5.1.14-5.1.17, 6.1.1, 6.1.2, 6.1.5, 6.2.4, 6.2.8 СП 59.13330.2020, п.п. 5.2, 5.3 ГОСТ Р 51261-2022, обеспечению беспрепятственного доступа к объекту образования, возможности самостоятельного передвижения по территории объекта, расположенного по адресу: <адрес>. Считают возможным устранить недостатки в срок до 31.12.2025 (л.д.39-40).

Третье лицо Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог представило письменный отзыв на исковое заявление, аналогичное по содержанию отзыву МБОУ ООШ № 11 (л.д.43-45).

Третье лицо Администрация городского округа Сухой Лог в возражении на иск указали, что капитальный ремонт здания МБОУ ООШ № 11 запланирован на 2026 год. При проведении ремонтных работ будут проведены, в том числе, работы по установке пандусов, опорных поручней лестничного марша, работы по расширению дверных проемов в здании школы. Считают, что исковые требования в заявленном объеме не подлежат удовлетворению. Просили о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (л.д.64-65).

В судебном заседании помощник прокурора Лебедева ФИО12 поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика, третьего лица Кабанова ФИО13 поддержала доводы ранее представленного отзыва на иск, просила предоставить срок для устранения нарушений до 31.12.2025.

Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело при данной явке.

Суд, заслушав прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, изучив материалы дела, приходит к следующему.

    В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, в том числе, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу с ч. 1 ст. 15 названного закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Таким образом, в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодатель установил обязанности разных субъектов независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", жилые здания должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения до 01 января 2013 года были указаны в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года N 73, где в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам было предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий (пункт 3.9), в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для таких людей подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием (пункт 3.13), наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни (пункт 3.14).

С 01 января 2013 года введен в действие "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденный Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года N 605.

Действующий Свод Правил 59.13330.2012 предъявлял аналогичные требования к помещениям и их элементам.

С момента введения в действие СП 59.13330 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" признаны не подлежащим применению СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденный Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года N 605.

В соответствии с требованиями пункта 5, пунктами 5.1.14 - 5.1.17 СП 59.13330.2020 у внешних лестниц для подъема маломобильных групп населения следует предусматривать пандусы при перепаде высот от 0,014 м до 6,0 м. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м; верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика). Ширина марша пандуса (расстояние между поручнями ограждений пандуса) с движением в одном направлении должна быть в пределах от 0,9 до 1,0 м. Поверхность пандуса должна быть нескользкой с учетом требований 5.1.11.

В соответствии с пунктом 6.1.1 СП 59.13330.2020 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.

В силу пункта 6.1.2 СП 59.13330.2020 в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус.

ГОСТ Р 51261-2022 «Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарные для маломобильных групп населения. Типы и общие технические требования» закрепляет общие требования для вспомогательных стационарных опорных устройств для маломобильных групп населения (далее - МГН), устанавливаемых в общественных зданиях, сооружениях, на территориях общего пользования и предназначенных для использования пользователями, имеющими стойкие или временные нарушения статодинамических функций и ограничения способности самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, перемене положения тела и в покое. Стандарт определяет типы стационарных опорных устройств и устанавливает общие технические требования к ним (конструкции, материалам, установке и условиям эксплуатации).

В соответствии с пунктом 5.2.1 ГОСТ Р 51261-2022 пандусы необходимо оборудовать поручнями, удовлетворяющими требованиям пункта 5.1 настоящего стандарта и требованиям пунктов 5.2.2 - 5.2.8.

Пунктом 5.3 ГОСТ Р 51261-2022 установлены требования, предъявляемые к поручням лестниц.

В силу пункта 5.1.13 СП 59.13330.2020 с двух сторон одно- и многомаршевых внешних лестниц следует предусматривать непрерывные по всей их длине ограждения и поручни в соответствии с ГОСТ Р 51261. Высоту поручня определяют от его верхней части до поверхности проступи ступеней и принимают 0,9 м. Края поручней со стороны пешеходных путей должны быть расположены в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части внешней лестницы. При расчетной ширине прохожей части внешней лестницы 4 м и более следует предусматривать центральные двусторонние поручни. Они могут выполняться с разрывом в плане на горизонтальных площадках. Перед нижним и верхним маршами внешней лестницы следует предусматривать завершающие части поручней, которые должны быть горизонтальными и выступать за границы лестничных маршей на 0,3 м. В стесненных условиях допускается выполнять завершающие части поручней под углом 90° во внешнюю сторону. Форма завершающих частей поручней должна быть травмобезопасной: с плавным завершением вниз, в сторону ограждения или стены и т.п.

07.06.2023 проверкой установлено, что в нарушение п. 5.2 ГОСТ Р 51261-2022, п.п. 5.1.14-5.1.17, 6.1.1, 6.1.2 СП 59.13330.2020, в МБОУ «ООШ № 11» отсутствует пандус для обеспечения самостоятельного подъема ко входу в здание, поручни пандуса; в ходе осмотра входной группы здания установлено отсутствие боковых и центральных опорных поручней лестничного марша в соответствии с п. 5.3 ГОСТ Р 51261-2022, п. 5.1.13 СП 59.13330.2020; размер и габариты входной двери не соответствуют требованиям п. 6.1.5 СП 59.13330.2020 (не обеспечивают проезд инвалидной коляски через дверной проем); ширина дверных полотен в здании образовательной организации, выходов из помещений не соответствует п. 6.2.4 СП 59.13330.2020; дверные проемы в здании образовательной организации имеют пороги и перепады высот пола, что является нарушением п. 6.2.4 СП 59.13330.2020; в здании образовательной организации отсутствуют пандусы для обеспечения самостоятельного передвижения маломобильных групп населения по учреждению в нарушение пункта 6.2.8 СП 59.13330.2020. Факт выявления указанных нарушений подтверждается актом осмотра от 07.06.2023 (л.д.14-15) и приложенной фототаблицей к нему (л.д.16-25).

С учетом установленных обстоятельств, суд считает требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

    Срок для устранения выявленного нарушения, с учетом финансирования ответчика, стоимости устранения выявленных нарушений, суд считает разумным и достаточным установить – до 31.12.2025.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

    Исковое заявление Сухоложского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 11» об устранении нарушений законодательства в сфере социальной защиты инвалидов – удовлетворить.

    Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 11» (ИНН 6633011766) обязанность в срок до 31.12.2025 устранить выявленные нарушения п.п. 5.1.13, 5.1.14-5.1.17, 6.1.1, 6.1.2, 6.1.5, 6.2.4, 6.2.8 СП 59.13330.2020, п.п. 5.2, 5.3 ГОСТ Р 51261-2022, обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных групп населения, в том числе детей-инвалидов к объекту образования, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта, расположенного по адресу: <адрес>.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца, с подачей жалобы через Сухоложский городской суд.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

    Судья Сухоложского городского суда

    Свердловской области                                                                     О.Н. Васькова

2-953/2023 ~ М-860/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сухоложский городской прокурор
Ответчики
МБОУ ООШ № 11
Суд
Сухоложский городской суд Свердловской области
Судья
Васькова Оксана Николаевна
Дело на сайте суда
suholozhsky--svd.sudrf.ru
25.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.08.2023Передача материалов судье
30.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.09.2023Судебное заседание
03.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.11.2023Дело оформлено
08.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее