Дело №2-454/2024
УИД 52RS0028-01-2024-000440-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Володарск 13 мая 2024 года
Володарский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Моисеева С.Ю.,
при секретаре Бабаевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Володарского района Нижегородской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Володарского муниципального округа Нижегородской области, МБОУ средняя школа № 4 об обязании к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Истец прокурор Володарского района Нижегородской области обратился в суд иском к Администрации Володарского муниципального округа Нижегородской области, МБОУ средняя школа № 4 мотивировав тем, что прокуратурой Володарского района проведена проверка исполнения МБОУ средняя школа № 4 требований законодательства об антитеррористической защищенности.
Указал, что в ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки установлено, что находящееся в оперативном управлении здание МБОУ средняя школа № 4, расположенное по адресу: <адрес>, не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Также указал, что в целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ директору МБОУ средняя школа № 4 внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушение не устранено.
Полагает, что указанное нарушение приводит к нарушению требований, предъявляемых к системам защиты и охраны детей, находящихся в учреждении, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении.
Просит обязать администрацию Володарского муниципального округа Нижегородской области, МБОУ средняя школа № 4 выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности здания МБОУ средняя школа № 4, расположенного по адресу: <адрес>, а именно: оборудовать здание системой оповещения и управления эвакуацией (автономной системой экстренного оповещения лиц о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации).
Истец в лице старшего помощника прокурора Володарского района Нижегородской области Игнатова С.С. заявленные требования поддержал, просил установить срок для исполнения решения суда 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Ответчик Администрация Володарского муниципального округа Нижегородской области явку своего представителя не обеспечил, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик МБОУ средняя школа № 4 явку своего представителя не обеспечила, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав истца, изучив материалы дела, установив и оценив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово - экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ, иными нормативными фазовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Согласно п. 3 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена ответственность образовательной организации за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции. К компетенции образовательного учреждения относятся материально – техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с градостроительными и местными нормами и требованиями, осуществляемыми в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» под терроризмом понимается идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с применением насилия и (или) иными формами противоправных действий.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и зашита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.
В целях противодействия терроризму и экстремизму необходима реализация эффективных мер, направленных на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникшие террористические угрозы, минимизацию и ликвидацию последствий их проявлений, осуществление комплексного подхода к профилактике терроризма и экстремизма, выявление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствующих возникновению проявлений терроризма и экстремизма. К числу мер по противодействию терроризма относится создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), которыми установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно- технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий).
В соответствии с п. 5 требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий) ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).В соответствии с п. 17 требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий) антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (пп. «д» п. 24 требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий)).
Указанные требования распространяются и на объекты (территории), отнесенные к первым трем категориям опасности в соответствии с пунктами 25 - 27 требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий).
В соответствии с п. 31 требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий) система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.
Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Володарского района Нижегородской области, проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования.
Проведенной проверкой установлено, что МБОУ средняя школа № 4 осуществляет образовательную деятельность. При этом, здание МБОУ средняя школа № 4 расположенное по адресу: <адрес>, не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
ДД.ММ.ГГГГ в целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района директору МБОУ средняя школа № 4 внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
На основании п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-Ф3) к вопросам местного значения муниципального округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора Володарского района Нижегородской области в части обязания оборудовать здание системой оповещения и управления эвакуацией (автономной системой экстренного оповещения лиц о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации).
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В связи с тем, что требование о возложении обязанности на ответчиков совершить определенные действия не связаны с передачей имущества или денежных сумм, и такие действия могут быть совершены только ответчиками, суд, учитывая какие мероприятия необходимо выполнить, полагает необходимым установить ответчикам срок для исполнения решения суда - в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Указанный срок по мнению суда, будет являться разумным и достаточным для исполнения решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Володарского района Нижегородской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию Володарского муниципального округа Нижегородской области, МБОУ средняя школа № 4 выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности здания МБОУ средняя школа № 4, расположенного по адресу: <адрес>, а именно: оборудовать здание системой оповещения и управления эвакуацией (автономной системой экстренного оповещения лиц о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации).
Установить срок для исполнения решения суда в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Нижегородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Володарский районный суд Нижегородской области.
Судья С.Ю. Моисеев
Резолютивная часть объявлена 13 мая 2024 года
Полный текст решения изготовлен 20 мая 2024 года