УИД 56RS0004-01-2023-000421-52
Дело № 2–346/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Александровка 11 декабря 2023 года
Александровский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего - судьи Беймлера П.Ю.,
при секретаре Зарицком Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению главы администрации Добринского сельсовета Александровского района Оренбургской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Глава администрации Добринского сельсовета Александровского района Оренбургской области Мозалов П.П. обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества, в обосновании которого указано, что 2 июня 2023 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области на учет в качестве бесхозяйных приняты объекты недвижимого имущества (водопроводные сети), о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены соответствующие записи. Со дня постановки имущества на учет никто не заявлял о своих правах на указанное имущество.
Просил суд признать за муниципальным образованием Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества:
- сооружение - водопроводную сеть с кадастровым номером №, протяженностью 4625 метра, расположенную по адресу: <адрес>;
- сооружение - водопроводную сеть с кадастровым номером №, протяженностью 3500 метра, расположенную по адресу: <адрес>.
В судебное заседание представители заявителя – администрации Добринского сельсовета и заинтересованного лица - администрации Александровского района Оренбургской области, не явились. О времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили, заявитель просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Суд в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на территории Добринского сельсовета Александровского района Оренбургской области находятся объекты недвижимого имущества: сооружения - водопроводная сеть с кадастровым номером №, протяженностью 4625 метра, адрес: <адрес> и- водопроводная сеть с кадастровым номером №, протяженностью 3500 метра, расположенная по адресу: <адрес>.
Вышеуказанные объекты недвижимого имущества – водопроводные сети отсутствуют в реестре муниципального имущества Александровского района Оренбургской области (уведомление об отказе № 006 в выдаче выписки из реестра муниципального имущества Александровского района Оренбургской области № 544 от 10 февраля 2023 года - л.д.16); процедуру учета в качестве государственного (федерального) имущества, предусмотренную постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 года № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» не проходили и не включены в реестр федерального имущества, находящегося на территории Оренбургской области (сообщение ТУ Росимущества в Оренбургской области № 56-НБ-02/1029 от 17 февраля 2023 года - л.д.17); процедуру учета в реестре государственного имущества Оренбургской области не проходили (уведомление об отсутствии информации в реестре государственного имущества Оренбургской области № ЮМ-12-22/4050 от 22 февраля 2023 года - л.д.14).
Как следует из информации, предоставленной ГБУ «Госкадоцентр Оренбургской области» № 483 от 16 февраля 2023 года - в архиве ГБУ «Госкадоцентр Оренбургской области» отсутствует техническая документация на вышеуказанные объекты недвижимости (л.д.15).
Объект недвижимости с кадастровым номером № – иное сооружение (водопроводная сеть), протяженностью 4625 м., 1970 года завершения строительства, правообладатель – администрация муниципального образования Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости 2 июня 2023 года (выписка из ЕГРН от 2 июня 2023 года - л.д. 9-13).
Объект недвижимости с кадастровым номером № – иное сооружение (водопроводная сеть), протяженностью 3500 м., 2018 года завершения строительства, правообладатель – администрация муниципального образования Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости 2 июня 2023 года (выписка из ЕГРН от 2 июня 2023 года - л.д. 9-13).
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что вышеуказанный объект недвижимого имущества не имеет собственника, то есть является бесхозяйным недвижимым имуществом. Доказательств обратного в материалах дела не имеется и суду не представлено.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно пункту 10.1 статьи 1 ГрК РФ линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Исходя из положений п.10.1 ст.1 ГрК РФ водопроводная сеть относится к линейным объектам.
Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
На основании части 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с положениями части 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Как следует из положений статьи 4 Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области», перечень вопросов местного значения сельского поселения, муниципального района, городского округа определен Федеральным законом № 131-ФЗ. За сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, закрепляются вопросы, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7, 7.1,7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ.
В соответствии пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений отнесены вопросы организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В части 5 статьи 8 вышеуказанного закона указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случаев выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что заявитель обязан организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию сооружений водоснабжения и водоотведения, в том числе бесхозяйных систем водоснабжения и водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоснабжения и водоотведения.
Как следует из материалов дела, объекты недвижимого имущества, указанные в заявлении, приняты на учет Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области как бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
Указанные объекты является социально значимыми и используются для водоснабжения населения. Однако данные объекты не зарегистрированы и не имеют законного собственника.
Отсутствие законного собственника влечет невозможность обеспечения сохранности данных социально значимых объектов, угрозу безопасности жизни и здоровья граждан, а также угрозу причинения ущерба окружающей среде.
Иные собственники неизвестны. В течении трех месяцев с момента постановки объектов на учет как бесхозяйных, никто своих прав на данные объекты не заявил.
Спор о праве отсутствует.
По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйными недвижимыми вещами на учет, заявитель в соответствии со статьей 225 ГК РФ обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на эти объекты, указывая на отсутствие собственника на данные объекты.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что указанные объекты недвижимого имущества не имеют собственника, приняты на учет как бесхозяйные объекты недвижимого имущества в установленном порядке, по истечении трех месяцев со дня его постановки на учет своих прав на данный объект никто не заявил.
С учетом данных обстоятельств, суд считает возможным признать право собственности на указанные бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
На основании части 2 статьи 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимые вещи не имеет собственника или собственник недвижимых вещей неизвестен и они приняты на учет в установленном порядке, принимает решение о признании на них права муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах, суд находит заявление главы администрации Добринского сельсовета Александровского района Оренбургской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
заявление удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области право муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества:
- сооружение - водопроводную сеть с кадастровым номером №, протяженностью 4625 метра, расположенную по адресу: <адрес>;
- водопроводную сеть с кадастровым номером №, протяженностью 3500 метра, расположенную по адресу: <адрес>.
Настоящее решение является основанием для государственного кадастрового учета и регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости за муниципальным образованием Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья П.Ю. Беймлер
Мотивированное решение составлено 14 декабря 2023 года.