Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-396/2020 ~ М-337/2020 от 15.09.2020

дело <число>

21RS0<число>-18

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

<адрес> ЧР.    06 октября 2020 года

Козловский районный суд ФИО1 Республики в составе

судьи Порфирьева В.Г.

при секретаре ФИО4, с участием

пом. прокурора <адрес> ФИО1 Республики ФИО5,

представителя ответчика – администрации <адрес> ЧР по доверенности- ФИО9,

истца ФИО2

рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> ФИО1 Республики в защиту интересов ФИО2 к администрации <адрес> ФИО1 Республики об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью, не ниже установленных социальных норм,

установил:

<адрес> ФИО1 Республики обратился в суд в интересах ФИО2 с вышеуказанным иском к администрации <адрес> ФИО1 Республики.

В обоснование требований истцом указано, что прокуратурой <адрес> ФИО1 Республики проведена проверка по обращению ФИО2, <дата> г.р., о нарушении его жилищных прав администрацией <адрес> ФИО1 Республики, в ходе которой установлено следующее.

Постановлением администрации <адрес> <число> от <дата> ФИО2 включен в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Установлено, что в возрасте до 18 лет ФИО2 остался сиротой: мать - ФИО6 отказалась от ребенка (заявление об отказе родительских прав от <дата>, заверенное главным врачом ЦРБ им. ФИО7), отца у него нет.

В настоящее время ФИО2 <дата> года рождения, достиг совершеннолетия и возникли реальные основания для предоставления ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Вместе с тем, несмотря на то, что у ФИО8 возникли реальные основания для предоставления ему жилого помещения, администрацией <адрес> не приняты меры к обеспечению его жилым помещением, тем самым нарушены его жилищные права со стороны органа местного самоуправления.

На основании изложенного, ссылаясь на нормы законодательства, прокурор просит суд обязать администрацию <адрес> ФИО1 Рреспублики предоставить ФИО2, <дата> г.р., уроженцу <адрес> ФИО1 Республики, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ЧР ФИО5, исковые требования прокурора поддержала по изложенным в заявлении основаниям, просила его удовлетворить.

Истец ФИО2 исковые требования прокурора поддержал, и просил их удовлетворить.

Ответчик - представитель администрации <адрес> ФИО1 Республики, ФИО9, в судебном заседании исковые требования не признала, и просит в их удовлетворении отказать. Считает что в случае предоставление жилого помещения в настоящее время ФИО2, который находится в списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда для приобретения жилых помещений, не в числе первых, повлечет за собой нарушение законных прав и интересов других лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями, которые в списке очередности, находятся перед ФИО2 При этом предоставление всем лицам названной категории жилых помещений, не возможно ввиду отсутствия достаточного бюджетного финансирования.

Представители третьих лиц - Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ФИО1 Республики, Министерства финансов ФИО1 Республики извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

Судом с учетом вышеизложенного, с учетом мнения сторон, на основании ст. 167 ГПК РФ, принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителей третьих лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от <дата> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Согласно п. 1 ст. 8 Закона (в редакции Федерального закона от <дата> № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом п. 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй п. 1).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий п. 1).

Согласно п. 3 ст. 8 приведенного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Пунктом 8 ст. 8 Закона установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ФИО1 Республике регулируются Законом ФИО1 Республики «О регулировании жилищных отношений» от <дата> <число>.

Частью 2 ст. 23.1 Закона ФИО1 Республики от <дата> <число> «О регулировании жилищных отношений» установлено, что детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории ФИО1 Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном ФИО1 Республики.

В соответствии с ч. 12 ст. 23.1 Закона ФИО1 Республики от <дата> <число> «О регулировании жилищных отношений» полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом ч. 2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями ФИО1 Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета ФИО1 Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ФИО1 Республики наделяются государственными полномочиями ФИО1 Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом ч. 2 настоящей статьи, в соответствии с законом ФИО1 Республики о наделении органов местного самоуправления в ФИО1 Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.

Из содержания вышеприведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце 1 п. 1 ст. 8 ФЗ от <дата> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Установлено, что в возрасте до 18 лет ФИО2 остался без попечения родителей: мать - ФИО6 отказалась от ребенка (заявление об отказе родительских прав от <дата>, заверенное главным врачом ЦРБ им. ФИО7), отца у него нет. В настоящее время ФИО2 исполнилось 19 лет (<дата>), и возникли реальные основания для предоставления ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Следовательно, в соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО2 относился к категории детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, а затем - лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

ФИО2 какого-либо жилого помещения на праве собственности не имеет, следовательно, он нуждается в улучшении жилищных условий и должен быть обеспечен жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления. Однако до настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда ему не предоставлено.

Доводы представителя ответчика, о том, что истец находится в списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда для приобретения жилых помещений не в числе первых, а внеочередное предоставление жилья истице повлечет за собой нарушение прав других лиц названной категории являются несостоятельными, поскольку исходя из вышеприведенных положений действующего законодательства с момента включения в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а затем - лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилья и достижения совершеннолетия у ответчика возникла обязанность по предоставлению последнему жилого помещения.

Из содержания положений п. 1 ст. 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 109.1 ЖК РФ следует, что основанием возникновения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных является наличие следующих фактов: нуждаемость лиц названной категории в жилом помещении, достижение возраста 18-ти лет, окончание срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по заявлению таких лиц завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.

При этом ни Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни Закон ФИО1 Республики от <дата> <число> «О регулировании жилищных отношений» не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Формирование субъектом РФ сводного списка указанной категории лиц означает планирование числа лиц, нуждающихся в жилых помещениях, и призвано обеспечить жилыми помещениями лиц названной категории незамедлительно по мере наступления основания для представления жилья, а не с целью формирования очередности в обеспечении жильем исходя из времени включения в такой список.

При этом право граждан на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в жилье, и времени принятия их на такой учет. В связи с этим жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться немедленно после наступления предусмотренных законом обстоятельств.

Следовательно, названным решением суда права иных лиц вышеуказанной категории, состоящих в списке для обеспечения специализированным жилым помещением, не нарушаются.

Ссылка представителя ответчика на отсутствие финансирования обязательств по предоставлению лицам названной категории жилых помещений также не может являться основанием для отказа в иске, поскольку обеспечение жилым помещением названной категории граждан не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требование прокурора обязать администрацию <адрес> ФИО1 Республики однократно предоставить ФИО2 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта на территории <адрес>, размером не ниже социальной нормы, подлежит удовлетворению.

В силу п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

Следовательно, стороны по делу освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск и.о. прокурора <адрес> ФИО1 Республики в защиту прав и законных интересов ФИО2 к администрации <адрес> ФИО1, удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> Республики предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью, не ниже установленных социальных норм.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд ФИО1 Республики в течение месяца со дня вынесения его в окончательной форме, путем подачи жалобы через Козловский районный суд ФИО1 Республики.

Cудья В.<адрес>.

Мотивированное решение составлено <дата>.

2-396/2020 ~ М-337/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Козловский районный суд Чувашской Республики
Судья
Порфирьев Владимир Геннадьевич
Дело на странице суда
kozlovsky--chv.sudrf.ru
15.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.09.2020Передача материалов судье
17.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.10.2020Судебное заседание
12.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2020Дело оформлено
23.11.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее