Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-276/2024 ~ М-174/2024 от 17.05.2024

                                                                                                                         №2-276/2024 УИД 44RS0014-01-2024-000503-77

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 августа 2024 г.                                                                                                          п. Островское

Островский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего Сапоговой Т.В., с участием

помощника прокурора Островского района Костромской области Гречишкиной А.Г.,

представителя ответчика – ОГБУЗ «Островская РБ» Житкова А.В., действующего на основании доверенности,

при секретаре Мартынове Р.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску прокурора Островского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к ОГБУЗ «Островская районная больница» об обязании принять меры к оснащению помещения здравоохранения отделкой влагостойкими материалами, санитарной комнаты палатного отделения ОГБУЗ «Островская РБ» устройствами для сушки суден, клеенок, дополнительным стоматологическим кабинетом для приема детского населения у врача – стоматолога, в установленный срок,

    установил:

Прокурор Островского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Островский районный суд с иском к ОГБУЗ «Островская РБ» об обязании принять меры к оснащению помещения здравоохранения отделкой влагостойкими материалами, обеспечивающими возможность проведения влажной чистки и дезинфекции на всю высоту помещения; санитарной комнаты палатного отделения ОГБУЗ «Островская РБ» устройствами для сушки суден, клеенок, дополнительным стоматологическим кабинетом для приема детского населения у врача –стоматолога, в срок 2 года со дня вступления решения суда в законную силу.

Исковые требования прокурор обосновывает тем, что прокуратурой Островского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере здравоохранения в ходе которой в деятельности ОГБУЗ «Островская РБ» выявлены нарушения.

В ходе проверки установлено, что целью и предметом деятельности ОГБУЗ «Островская РБ» является обеспечение удовлетворения потребностей обслуживаемого населения района, в том числе, детского, в первичной медико-санитарной помощи, квалифицированной стационарной и поликлинической (консультативной) помощи, а также скорой медицинской помощи.

В соответствии с лицензией ЛО-44-01-001191 от 28.10.2020г., выданной Департаментом здравоохранения Костромской области, ОГБУЗ «Островская РБ» осуществляет медицинскую деятельность, при этом допускает факты ненадлежащего оснащения необходимым оборудованием кабинетов.

В нарушение п.п. 4.3.2., 4.3.3., 4.4.9., 4.26.4. СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» помещение ванной комнаты стационарного блока не оснащено отделкой влагостойкими материалами, обеспечивающими возможность проведения влажной очистки и дезинфекции на всю высоту помещения; санитарная комната палатного отделения не обеспечена устройствами для сушки суден, клеенок; отсутствует отдельный стоматологический кабинет для приема детского населения.

05.03.2024г. главному врачу ОГБУЗ «Островская РБ» прокурором Островского района внесено представление, которое рассмотрено, нарушения не устранены.

Выявленные нарушения посягают на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан, в том числе несовершеннолетних, и создают существенную угрозу охраняемым общественным отношениям при оказании им медицинской помощи.

    В обоснование исковых требований прокурор ссылается на положения ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п.п. 4.3.2., 4.3.3., 4.4.9., 4.26.4. СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг».

В судебном заседании помощник прокурора Островского района Гречишкина А.Г. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным иске.

Представитель ответчика ОГБУЗ «Островская РБ» Житков А.В. в судебном заседании исковые требования признал частично. Суду пояснил, что 01.02.2024г. заключен муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту здания поликлиники ОГБУЗ «Островская РБ». Работы по капитальному ремонту запланированы на 2025 год. Выделение субсидий на проведение капитального ремонта осуществляется через департамент здравоохранения Костромской области. ОГБУЗ «Островская РБ» имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, вид услуг (выполнение работ) "стоматология детская" данной лицензией не предусмотрен, должность врача –стоматолога в штате Островской РБ отсутствует. Денежными средствами для исполнения требований учреждение не располагает, имеет кредиторскую задолженность более 16 млн. рублей. Кроме того, необходимо учесть с п. 3(1) постановления Главного санитарного врача РФ от 24.12.2020 N 44 "Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20, в соответствии с которым объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу указанного постановления, эксплуатируются в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой они были построены.

Третьи лица департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, департамент финансов Костромской области, департамент здравоохранения Костромской области о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, направив ходатайство о рассмотрении дела без участия представителей.

    В отзыве на иск представитель департамента имущественных и земельных отношений Костромской области указал на то, что в соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона Костромской области от 24.04.2008г. № 301-4-ЗКО «О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Костромской области» финансовое обеспечение бюджетного учреждения осуществляется его учредителем в виде субсидий из областного бюджета. Учредителем ОГБУЗ «Островская РБ» является департамент здравоохранения Костромской области. В соответствии с положением о департаменте имущественных и земельных отношений Костромской области № 96 от 29.05.2015г. департамент осуществляет от имени администрации Костромской области управление и распоряжение государственным имуществом Костромской области., не закрепленными за унитарными предприятиями Костромской области, областными государственными учреждениями в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством, за исключением полномочий, осуществляемых администрацией Костромской области.

      Здание (поликлиника) общей площадью 971,1кв.м. кадастровый ; здание (лечебный корпус), общей площадью 892 кв.м., кадастровый номер 44:15120111:83, расположенные по адресу: Костромская область, п. Островское, ул. Больничная д. 9а закреплены на праве оперативного управления за ОГБУЗ «Островская районная больница», о чем в ЕГРН внесены записи о регистрации от 10.062009г. № 44-44-01/017/2009- 489, от 30.10.2014 № 44-44-01/024/2014-199.

    Право собственности Костромской области на указанные объекты зарегистрировано в ЕГРН 31.10.2013г. , 10.05.2016 .

    Таким образом, обладатели права оперативного управления самостоятельно должны нести расходы на содержание закрепленного за ними на праве управления имущества.

В отзыве на иск представитель департамента здравоохранения Костромской области указал, что департамент здравоохранения Костромской области является главным распорядителем и получателем средств областного бюджета в соответствии с п. 59, подп. 1 п.61, п.62 Положения о департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007г. № 546 «О департаменте здравоохранения Костромской области». Порядок определения объема и условий из областного бюджета субсидий на иные цели бюджетным учреждениям Костромской области, в отношении которых департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции и полномочия учредителя утвержден постановлением администрации Костромской области от 12.04.2021г. №169-а. Одним из основных условий выделения учреждению денежных средств (субсидий) является представление учредителю (департаменту здравоохранения Костромской области) сметы на выполнение капитального ремонта зданий, помещений и сооружений, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления, пояснительной записки с описанием технического состояния, планируемого к проведению ремонта и обоснованием затрат на производство работ, копий правоустанавливающих документов на здания, помещения и сооружения.

    В отзыве на иск представитель департамента финансов Костромской области указал, что бюджетное учреждение обязано соблюдать требования в сфере здравоохранения. ОГБУЗ «Островская РБ» имеет самостоятельность в финансово-хозяйственной деятельности, самостоятельно отвечает по принятым обязательствам, осуществляет организацию необходимых для нужд бюджетного учреждения работ, заключает соответствующие гражданско-правовые договоры.

Полномочия департамента здравоохранения Костромской области установлены в Положении о департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденном постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007г. № 546 «О департаменте здравоохранения Костромской области».

Согласно п. 59, пп.1 п.61, п.62 указанного Положения департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание департамента и реализацию возложенных на него функций, выступает от имени Костромской области учредителем подведомственных предприятий и организаций в сфере здравоохранения, контролирует финансово-хозяйственную деятельность подведомственных организаций.

Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета, утверждает государственные (муниципальные) задания.

Таким образом, на учредителя возложена обязанность формировать и утверждать государственные задания для Учреждения в соответствии с основными видами деятельности, а само финансовое обеспечение выполнения данного задания осуществляется в виде субсидий из областного бюджета с учетом расходов на содержание недвижимого имущества (за исключением когда недвижимое имущество сдано в аренду с согласия учредителя).

С учетом п. 4.3 Устава, п. 5 ст.123.22 Гражданского кодекса РФ бюджетное учреждение, приобретя самостоятельность в финансово-хозяйственной деятельности, самостоятельно отвечает по принятым обязательствам. Это означает, что учреждение осуществляет организацию необходимых для нужд бюджетного учреждения работ, заключает соответствующие гражданско -правовые договоры, обязанность соблюдать требования в сфере здравоохранения возложена именно на Учреждение.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ                       «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемиологических мероприятий, и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ на юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

В соответствии с требованиями ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ                       «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

    Согласно ст.4 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей.

Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется, в том числе путем установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях (ст.6 ФЗ №323-ФЗ от 21.11.2011г.).

На охрану жизни и здоровья населения, обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных, неинфекционных заболеваний и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к выполнению работ и предоставлению гостиничных, медицинских, бытовых, социальных услуг, услуг в области культуры, спорта, организации досуга, развлечений, продаже товаров производственно-технического назначения для личных и бытовых нужд (далее - услуги), а также к используемым хозяйствующими субъектами зданиям, сооружениям, помещениям, оборудованию и транспортным средствам направлены СП 2.1.3678-20, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года N 44.

Данные правила обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, предоставляющими услуги населению на территории Российской Федерации, перечисленными в пункте 1.1 настоящих правил (пункт 1.2).

Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений при осуществлении деятельности хозяйствующими субъектами, оказывающими медицинские услуги установлены гл. IV СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг".

    К внутренней отделке помещений медицинских организаций предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:

- п. 4.3.2. СП 2.1.3678-20 в душевых, ванных в помещениях разборки и хранения грязного белья, временного хранения отходов отделка должна обеспечивать влагостойкость на всю высоту помещения. Для покрытия пола применяют водонепроницаемые материалы;

- п. 4.3.3. СП 2.1.3678-20 предусмотрено, что материалы, из которых изготовлены потолки, должны обеспечивать возможность проведения влажной очистки и дезинфекции; элементы потолков должны быть фиксированы без возможности сдвигания при уборке.

    Согласно п. 4.4.9. СП 2.1.3678-20 санитарные комнаты палатных отделений должны быть оборудованы устройствами для обработки и сушки суден, клеенок.

    К медицинским организациям, оказывающим стоматологические услуги, предъявляются санитарно-эпидемиологические требования: для организации стоматологического приема детей выделяются отдельные кабинеты. Не допускается использование кабинетов взрослого приема для приема детей. Для организации приема детей оборудуют отдельный туалет с унитазом и раковиной (п. 4.26.4.).

Согласно п.1.1. Устава ОГБУЗ «Островская РБ» Учреждение является некоммерческой организацией, созданной субъектом Российской Федерации для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере здравоохранения.

Согласно п. 1.8, п. 1.9 Устава Учреждение является юридическим лицом, бюджетным учреждением и обладает обособленным имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства или департаменте финансов Костромской области печать с изображением своего полного наименования, бланки со своим наименованием вывеску установленного образца и другие реквизиты. Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности выступает истцом и ответчиком в суде.

Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет департамент здравоохранения Костромской области (п. 1.5 Устава).

Целью и предметом деятельности Учреждения является обеспечение удовлетворения потребностей обслуживаемого населения района в первичной медико-санитарной помощи, квалифицированной стационарной и поликлинической (консультативной) помощи, а также скорой медицинской помощи ( п. 2.2. Устава).

Для достижения целей, указанных в п. 2.2. Устава Учреждение осуществляет следующие виды деятельности: медицинскую деятельность, фармацевтическую деятельность, деятельность, связанную с использованием источников деятельности излучения (генерирующих) деятельность, связанную с обращением наркотических средств и психотропных веществ.

Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности (п. 1.10 Устава).

Согласно п. 4.1 Устава имущество за Учреждением закрепляется органом по управлению имуществом на праве оперативного управления и является государственной собственностью Костромской области.

За ответчиком ОГБУЗ «Островская РБ» на праве оперативного управления закреплено: лечебный корпус, назначение: нежилое здание, 2 –этажное, общей площадью 892 кв.2, лит Б1, б1; нежилое здание, назначение: нежилое, 2-этажное, общей площадью 971,1 кв.м. инв. № 763, лит. Ш, находящиеся по адресу: Костромская область, п.Островское, ул.Больничная д.9а. Право оперативного управления на указанные объекты зарегистрировано в ЕГРН, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выписками из ЕГРН.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ, ОГБУЗ «Островская РБ» (ОГРН 1024402633419, ИНН 4421002360) имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности                                  (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») ЛО-41-01140-44/00361969 от 28.10.2020г., действует бессрочно.

Согласно лицензии ЛО-41-01140-44/00361969 от 28.10.2020г. ОГБУЗ «Островская РБ» оказывает виды работ /услуг при осуществлении медицинской деятельности:

при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги):

при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях: по лечебному делу;

при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: неотложной медицинской помощи.

Учитывая вышеизложенное, на ответчике ОГБУЗ «Островская РБ» лежит обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации помещений, зданий, сооружений находящихся в оперативном управлении при осуществлении медицинской деятельности и оказании медицинских услуг по адресу: Костромская область, Островский район, п. Островское, ул. Больничная д. 9а.

В судебном заседании установлено, что на основании приказа прокурора Костромской области от 19.01.2022г. №6/7, указания прокурора Костромской области от 16.12.2020г №184/7 исполняющим обязанности прокурора Островского района Костромской области принято решение №29 от 13.05.2024г. о проведении проверки с целью установления соблюдения законодательства в сфере здравоохранения в отношении ОГБУЗ «Островская РБ» по адресу: Костромская область, Островский район, п. Островское, ул. Больничная д. 9а.

Из Акта проверки от 16.05.2024г. следует, что ходе проверки установлено, что в нарушение п. 4.3.2., п.4.3.3., п. 4.26.4, п. 4.4.9 санитарных правил СП 2.1.3678-20 в ОГБУЗ «Островская РБ» по адресу: Костромская область, п. Островское, ул. Больничная, д.9а в помещении ванной комнаты стационарного блока не выполнена отделка влагостойкими материалами, обеспечивающими возможность проведения влажной очистки и дезинфекции на всю высоту помещения; санитарная комната палатного отделения не обеспечена устройствами для обработки и сушки суден, клеенок; отсутствует отдельный стоматологический кабинет для приема детского населения.

Прокурором Островского района Костромской области в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" главному врачу ОГБУЗ «Островская РБ» 05.03.2024г. было внесено представление № 16-2024/Прдп41-2420340019 об устранении законодательства в сфере здравоохранения. Данное представление не оспорено, незаконным не признавалось.

В ответе на представление главный врач ОГБУЗ «Островская РБ» указал, что ведется работа по оценке и расчету необходимых затрат. В санитарной комнате установлена емкость для дезинфекции суден и клеенок. Решается вопрос о проведении капитального ремонта здания поликлиники, в рамках которого предусмотрено выделение отдельного оборудованного стоматологического кабинета.

Из Акта проверки прокуратуры Островского района Костромской области от 01.07.2024г., фотоснимков к нему следует, что на дату проверки ОГБУЗ «Островская РБ» по адресу: Костромская область, п. Островское, ул. Больничная, д. 9а в ванной комнате стационарного блока отделка влагостойкими материалами, обеспечивающими возможность проведения влажной очистки и дезинфекции на всю высоту помещения не выполнена; санитарная комната палатного отделения не обеспечена устройствами для сушки суден, клеенок; в ОГБУЗ «Островская РБ» оказывающем стоматологические услуги отсутствует отдельный кабинет для приема детского населения.

Согласно информации департамента здравоохранения Костромской области в рамках реализации региональной Программы «Модернизация первичного звена здравоохранения» в ОГБУЗ «Островская РБ» запланирован капитальный ремонт поликлиники на 2025 год. Заявок по выделению средств на проведение капитального ремонта в департамент здравоохранения Костромской области от ОГБУЗ «Островская РБ» не поступало.

    ОГБУЗ «Островская РБ» является действующим учреждением системы здравоохранения и обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Таким образом, оценивая вышеприведенные нормы права, исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что ответчик ОГБУЗ «Островская РБ самостоятельно обязано нести расходы на содержание закрепленного за ними на праве оперативного управления имущества, в том числе по оснащению помещения ванной комнаты стационарного блока отделкой влагостойкими материалами, обеспечивающими возможность проведения влажной очистки и дезинфекции на всю высоту помещения; санитарной комнаты палатного отделения ОГБУЗ «Островская РБ» устройствами для сушки суден, клеенок. В связи с чем, суд признает исковые требования прокурора Островского района Костромской области к ОГБУЗ «Островская РБ» в данной части обоснованными.

    Доводы представителя ответчика о том, что выполнить заявленные в иске требования учреждение может лишь при возложении на департамент здравоохранения Костромской области обязанности расходов, путем выделения субсидий для устранения указанных в иске нарушений требований законодательства в сфере здравоохранения, суд отклоняет как необоснованные по следующим основаниям.

Полномочия департамента здравоохранения Костромской области установлены в Положении о департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденном постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007г. № 546 «О департаменте здравоохранения Костромской области» департамент здравоохранения Костромской области.

Согласно п. 59, пп.1 п.61, п.62 указанного Положения департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание департамента и реализацию возложенных на него функций, выступает от имени Костромской области учредителем подведомственных предприятий и организаций в сфере здравоохранения, контролирует финансово-хозяйственную деятельность подведомственных организаций.

Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета, утверждает государственные (муниципальные) задания.

    В силу п. 7 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы, на оплату работ и услуг по содержанию имущества, включая расходы на техническое обслуживание и ремонт основных средств, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до четырехсот тысяч рублей за единицу.

Данную сумму стоимость работ не превышает. Ответчик ОГБУЗ «Островская РБ» являясь бюджетным учреждением в силу п.5 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ приобретя самостоятельность в финансово-хозяйственной деятельности самостоятельно отвечает по приятым обязательствам.

    Доводы ОГБУЗ «Островская РБ» о том, что у учреждения имеется кредиторская задолженность более 16 млн. рублей, учреждению не хватает поступивших денежных средств, поскольку они в первую очередь расходуются на заработную плату и выплату страховых взносов, оплату медикаментов, питание, нельзя признать обоснованными, поскольку право выбора распределения поступающих денежных средств принадлежит учреждению.

Из ответа департамента здравоохранения Костромской области следует, что обращения ОГБУЗ «Островская РБ» о выделении денежных средств для выполнения санитарных требований не поступало.

Доводы представителя ответчика о том, что положения пункта 3(1) постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020г. № 44 "Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20"Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг" суд отклоняет как необоснованные, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права.

    Согласно п.1.2 ранее действующих СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N58 Санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации.

Аналогичные требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность были предусмотрены п. 4.5. главы 4, п. 5.10 главы I указанных СанПиН 2.1.3.2630-10, согласно которым в помещениях с влажностным режимом (душевых, ванных залах и пр.), в "грязных" помещениях (помещения разборки и хранения грязного белья, временного хранения отходов и других) отделка должна обеспечивать влагостойкость на всю высоту помещения; санитарные комнаты палатных отделений должны быть оборудованы устройствами для обработки и сушки суден, клеенок.

    Таким образом, ранее действующими СанПиН 2.1.3.2630-10 также было предусмотрены обязательные требования в части отделки в помещениях с влажностным режимом (душевых, ванных залах и пр.), материалами, обеспечивающими влагостойкость на всю высоту помещения и оборудование санитарных комнат палатных отделений устройствами для обработки и сушки суден, клеенок.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Островского района Костромской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОГБУЗ «Островская РБ» об обязании оснащения помещения ванной комнаты стационарного блока отделкой влагостойкими материалами, обеспечивающими возможность проведения влажной очистки и дезинфекции на всю высоту помещения; санитарной комнаты палатного отделения ОГБУЗ «Островская РБ» устройствами для сушки суден, клеенок, подлежащими удовлетворению, поскольку выявленные нарушения посягают на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан, неопределенного круга лиц, и создают существенную угрозу охраняемым общественным отношениям при оказании им медицинской помощи.

С учетом требований ч.2 ст. 206 ГПК РФ, положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", суд считает разумным и достаточным срок для исполнения возложенной обязанности в течение двух лет с даты вступления в законную силу решения суда.

В части заявленных исковых требований о возложении обязанности на ОГБУЗ «Островская РБ» устранения законодательства в сфере здравоохранения путем выделения дополнительного стоматологического кабинета для приема детского населения, суд приходит к следующему.

Обязанности медицинских организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья закреплены ст.79 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан».

На основании п.2 ст.79 данного Закона медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи.

    В силу пункта 46 статьи 12 Закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").

Медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по Перечню работ, услуг, составляющих медицинскую деятельность, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (п. 4 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 01 июня 2021 года N 852).

В Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2021 года N 852) входят виды работ/услуг «Стоматология детская» и подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Согласно лицензии ЛО-41-01140-44/00361969 от 28.10.2020г. ОГБУЗ «Островская РБ» оказывает виды работ /услуг при осуществлении медицинской деятельности: при оказании первичной, доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по стоматологии, стоматологии ортопедической.

Лицензией ЛО-41-01140-44/00361969 от 28.10.2020г. ОГБУЗ «Островская РБ» не предусмотрено выполнение работ (оказание услуг), составляющих медицинскую деятельность «стоматология детская».

Из пояснений представителя ответчика следует, что в штатном расписании ОГБУЗ «Островская РБ» нет врача стоматолога детского, прием детского населения для оказания стоматологических услуг детскому населению учреждение не проводит.

Прокурор, обращаясь в суд с иском, указывает в обоснование иска на то, что ОГБУЗ «Островская РБ» оказывает стоматологические услуги, однако отсутствует отдельный кабинет для приема детского населения.

В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено суду доказательств того, что ответчиком выполняются работы (оказание услуг), составляющих медицинскую деятельность «стоматология детская», а также доказательств того, что ОГБУЗ «Островская РБ» из-за отсутствия отдельного кабинета для приема детского населения для оказания стоматологических услуг не функционирует и не оказывает медицинскую помощь населению.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что отсутствие отдельного кабинета для приема детского населения при оказании стоматологических услуг, не является следствием бездействия либо несоответствующих закону действий данного учреждения здравоохранения.

В связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска в данной части.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Островского района Костромской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОГБУЗ «Островская РБ» (ОГРН 1024402633419, ИНН 4421002360) удовлетворить частично.

Обязать ОГБУЗ «Островская РБ» принять меры к оснащению в течение двух лет с даты вступления в законную силу решения суда:

-помещения ванной комнаты стационарного блока отделкой влагостойкими материалами, обеспечивающими возможность проведения влажной чистки и дезинфекции на всю высоту помещения;

-санитарной комнаты палатного отделения ОГБУЗ «Островская РБ» устройствами для сушки суден, клеенок.

В удовлетворении исковых требований об оснащении ОГБУЗ «Островская РБ» дополнительным стоматологическим кабинетом для приема детского населения у врача –стоматолога, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Костромского областного суда через Островский районный суд в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

Судья -                                                                            Сапогова Т.В.

2-276/2024 ~ М-174/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
прокурор Островского района Костромской области
Ответчики
ОГБУЗ "Островская районная Больница"
Другие
Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области
Департамент здравоохранения Костромской области
Департамент финансов Костромской области
Суд
Островский районный суд Костромской области
Судья
Сапогова Tатьяна Витальевна
Дело на сайте суда
ostrovsky--kst.sudrf.ru
17.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.05.2024Передача материалов судье
20.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2024Судебное заседание
01.07.2024Судебное заседание
05.07.2024Судебное заседание
05.08.2024Судебное заседание
09.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2024Дело оформлено
12.09.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее