№2-1324/2022
УИД № 21RS0024-01-2023-000825-13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 мая 2023 года г. Чебоксары
Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Филипповой К.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Пильщиковой К.А.,
при участии:
от истца – Андреева Н.Г. (доверенность ДД.ММ.ГГГГ <адрес>4),
от третьего лица МБУ «Управление жилфондом г. Чебоксары» - Горланова Н.Г. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ №),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Озеровой М.Н. к администрации города Чебоксары Чувашской Республики о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности,
установил:
Озерова М.Н. (далее как истец) обратилась в суд с иском
к администрации <адрес> Республики (далее как ответчик)
о включении в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ, жилого помещения - квартиры площадью 13,1 кв.м. с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес> и признании права собственности в порядке наследования на указанную квартиру.
Исковые требования обоснованы тем, что истец является наследником по закону, принявшим наследственное имущество после смерти своей сестры Ишмуратовой А.Н.. Истица в установленные сроки обратилась к нотариусу для принятия наследства, однако, свидетельство о праве на наследство не выдавалось, поскольку сведения о регистрации права собственности на квартиру отсутствуют. ФИО4 подала заявление о приватизации, однако оформить договор на передачу жилого помещения в собственность не успела. Иных наследников не имеется, в связи с чем просит признать за ней право собственности.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, обеспечив явку представителя. Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, просил удовлетворить, одновременно пояснив, что срок для принятия наследства истцом не пропущен, поскольку истец является наследником второй очереди и в установленный статьей 11 54 Гражданского кодекса Российской Федерации срок обратилась в суд с заявлением о принятии наследства.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителя не направил, письменных пояснений не представил.
Представитель третьего лица МБУ «Управление жилфондом <адрес>»
в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска, поскольку с момента смерти Ишмуратовой А.Н. прошло белее 10 лет, истцом пропущен срок принятия наследства.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора администрация Калининского района г.Чебоксары, ФИО2, ФИО3, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представителя не направили, письменных пояснений не представили.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 28 января 1999 года администрацией Калининского района ФИО4 на основании решения жилищной комиссии выдан ордер на жилую площадь в общежитии на индивидуальное пользование комнатой № в <адрес> по улице 50 лет <адрес>ю 12 кв.м. (л.д.39).
Согласно приложению № от 06 февраля 2006 года после инвентаризации жилых помещений комната № признана комнатой № (л.д.40).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратилась в МУП «Бюро технической инвентаризации и приватизации жилищного фонда» г. Чебоксары с заявлением о передаче в личную собственность занимаемой ею комнаты по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ Ишмуратова А.Н. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти серии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным отделом ЗАГС администрации <адрес> (л.д.38).
После смерти Ишмуратовой А.Н. открыто наследственное дело.
Из материалов наследственного дела № следует, что наследником второй очереди по закону после смерти ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ, является ее сестра ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Иных наследников не имеется.
Свидетельство о праве на наследство по закону нотариусом не выдавалось.
Согласно выписке из ЕГРН право собственности на жилое помещение площадью 13,1 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес> зарегистрировано за муниципальным образованием «г.Чебоксары – столица Чувашской Республики».
Истец, ссылаясь, что в установленный законом срок обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону ей отказано, обратилась в суд с настоящим иском.
Абзацем вторым пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно пункту 1 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1152 и статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Исходя из положений статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято как путем подачи наследником нотариусу заявления о принятии наследства (о выдаче свидетельства о праве на
наследство), так и путем осуществления наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства.
В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По смыслу преамбулы и статей 1, 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом соблюдение установленного данным Законом порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
В соответствии с разъяснениями, содержащимся в абзаце 3 пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу, необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
Таким образом, возможность включения жилого помещения в наследственную массу по требованию наследника допускается лишь в том случае, когда гражданин (наследодатель), желавший приватизировать жилое помещение, подал заявление о приватизации и все необходимые для этого документы, не отозвал его, но умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности.
Другие способы выражения наследодателем воли на приватизацию жилого помещения (выдача доверенностей на приватизацию, получение части документов для приватизации, устные заявления в разговорах с родственниками и знакомыми о необходимости и желании приватизировать жилое помещение и т.п.) без его обращения при жизни с соответствующим заявлением и необходимыми документами в уполномоченный орган, правового значения не имеют и основанием для включения в наследственную массу после смерти наследодателя занимаемого им по договору социального найма жилого помещения являться не могут.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 статьи 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
По делу установлено, что ФИО4 при жизни изъявила желание приватизировать жилое помещение площадью 13,1 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в которое вселена на основании ордера на жилую площадь в общежитии №, и не отозвала свое заявление, однако не успела оформить договор передачи жилого помещения в свою личную собственность, и не смогла завершить процедуру государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество по независящим от нее причинам в связи со смертью.
В силу приведенных норм материального права при установленных судом обстоятельствах, поскольку при жизни Ишмуратова А.Н. изъявила желание приватизировать жилое помещение, указанное имущество подлежит включению в наследственную массу умершей Ишмуратовой А.Н.
Отсутствие документов, свидетельствующих о регистрации права собственности, не может являться основанием для исключения имущества из состава наследства, поскольку в состав наследства входят принадлежащие на день открытия наследства вещи, иное имущество, имущественные права и обязанности наследодателя, в том числе и юридически не оформленные при жизни наследодателя.
Учитывая, что спорная квартира подлежит включению в наследственную массу умершей Ишмуратовой А.Н., истец в установленный законом срок обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, требования истца о признании права собственности на квартиру в порядке наследования по закону также подлежат удовлетворению.
Судом обсуждались доводы третьего лица МБУ «Управление жилфондом г. Чебоксары» о том, что истец обратилась к нотариусу по истечении срока принятия наследства и отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права и опровергаемый материалами дела.
Так, пунктом 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Лица, для которых право наследования возникает только вследствие непринятия наследства другим наследником, могут принять наследство в течение трех месяцев со дня окончания срока, указанного в пункте 1 указанной статьи (пункт 3 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Истец является наследником второй очереди, следовательно, срок принятия ею наследства составляет три месяца со дня окончания шестимесячного срока принятия наследства наследниками первой очереди, т.е. 24 января 2013 года, и истекает 24 апреля 2013 года. Истец обратилась к нотариусу 11 апреля 2013 года, т.е. в установленный законом срок.
Следует отметить, что распоряжение ответчиком указанной квартирой, а именно вселение в нее Перова А.О., Перова Р.О., нельзя признать добросовестным, поскольку ответчику было известно об обращении ФИО4 в МУП «Бюро технической инвентаризации и приватизации жилищного фонда»
г. Чебоксары с заявлением о передаче в личную собственность занимаемой ею комнаты по адресу: <адрес>, что является основанием для включения указанного имущества в наследственную массу после ее смерти. С требованием о признании указанного имущества выморочным ответчик не обращался.
Таким образом, требования истца о включении в состав наследства, открывшегося после смерти Ишмуратовой А.Н., умершей ДД.ММ.ГГГГ, жилого помещения - квартиры площадью 13,1 кв.м. с кадастровым номером 21:01:030107:652, расположенной по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, и признании права собственности в порядке наследования на указанную квартиру подлежат удовлетворению как основанные на законе и обоснованные материалами дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Включить в наследственную массу, открывшуюся после смерти Ишмуратовой А.Н., умершей ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение - квартиру с площадью 13,1 кв.м. с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>
Признать за Озеровой М.Н. (паспорт <данные изъяты>) право собственности на жилое помещение - квартиру с площадью 13,1 кв.м. с кадастровым номером №, расположенную по адресу: Чувашская Республика, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья К.В. Филиппова
Мотивированное решение составлено 15 мая 2023 года.