Дело № 2-573/2024
УИД 33RS0014-01-2024-000302-82
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 марта 2024 года
Муромский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи |
Петрухина М.В. |
при секретаре |
Долговой М.С., |
с участием истца Сиреневой И.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сиреневой И. Ю., действующей в интересах собственников помещений многоквартирного жилого дома, к НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» о возложении обязанности по производству работ, взыскании судебной неустойки,
установил:
Сиренева И.Ю., действующая в интересах собственников многоквартирного жилого дома, обратилась в суд с иском к НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» и, впоследствии уточнив исковые требования, просила:
1) обязать НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» в месячный срок с момента вступления решения в законную силу выполнить работы по капитальному ремонту системы теплоснабжения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Владимирская обл., гор. Муром, ул. Первомайская, дом 84, в строгом соответствии с проектной документацией 31.19 «Капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем (теплоснабжение) многоквартирного жилого дома по адресу: Владимирская область, г. Муром, ул. Первомайская, дом 84», прошедшей государственную экспертизу проекта: установить чугунные радиаторы МС-140; установить стальные водогазопроводные трубы 20x2,8 мм; установить стальные водогазопроводные трубы 15x2,8 мм; установить стальные водогазопроводные трубы 25x3,2 мм; выполнить боковое проектное присоединение радиаторов к общедомовым стоякам; выполнить антикоррозийное покрытие стальных трубопроводов краской БТ-177; выполнить покрытие трубопроводов масляной краской по грунту ГФ-021. Денежные средства, израсходованные на приобретение радиаторных комплектов 3/4 в количестве 70 шт., 1/2 - в количестве 140 шт., муфт для подключения к батареям 20x1/2 в количестве 280 шт., 25x3/4 в количестве 140 шт., 20x1/2 в количестве 12 шт., а также на разборку старой изоляции в количестве 30% от общего объема, возвратить на расчетный счет дома;
2) взыскать с НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» в пользу собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: Владимирская обл., гор. Муром, ул. Первомайская, д. 84, неустойку в размере 3000 рублей за каждый день неисполнения вступившего в законную силу решения Муромского городского суда в соответствии со ст. 308,3 ГК РФ на расчетный счет управляющей компании ООО «Домоуправ»;
3) взыскать расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300,00 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указала, что в соответствии с региональной программой капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Владимирской области, НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» (далее - Фонд) производился капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения в многоквартирном доме по адресу: гор. Муром, ул. Первомайская, д. 84. Заказчиком работ выступала НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области». Согласно договору о проведении капитального ремонта № 131/2020 от 26 марта 2020 года, подрядчиком выполнения данных работ был ИП Ершов И. ВасИ.ч.
Проектно-сметную документацию на выполнение данных работ выполнил ИП Матвеев А. В., где предусматривалась полная замена магистральных трубопроводов, стояков системы отопления, выполнение теплоизоляции трубопроводов, полная замена отопительных приборов на новые чугунные радиаторы с боковым подключением приборов к общим стоякам. Данная проектная документация прошла государственную экспертизу и была рекомендована к выполнению
В 2020 году был проведен капитальный ремонт системы теплоснабжения в жилом доме № 84 поул. Первомайская г. Мурома.
Однако после введения в эксплуатацию сетей теплоснабжения по указанному адресу, в управляющую организацию стали поступать жалобы жителей вышеназванного дома об отсутствии тепла в их жилых помещениях.
Было установлено, что подрядчик ИП Ершов И.В. своим письмом № 106 от 25 августа 2020 года согласовал с проектной организацией ИП Матвеева А.В. изменения в проектно-сметную документацию на систему теплоснабжения многоквартирного жилого дома № 84 по ул. Первомайская в г. Муроме, касающиеся замены чугунных радиаторов МС-140 на биметаллические ECO ВМ 500-800, стальных ВГП труб 20x2,8 мм, 15x2,8 мм, 25x3,2 мм на трубыРРR армированные стекловолокном PN25 25x4,2 мм, PN25 20x3,4 мм, PN25 32x5,4мм соответственно, а также замену бокового проектного присоединения радиаторов к общедомовым стоякам на нижний способ подключения. Также в письме № 120 от 29 сентября 2020 года ИП Ершов просил проектную организацию ИП Матвеева А.В. дополнительно согласовать изменения в проектно-сметную документацию на систему теплоснабжения, касающиеся дополнительного включения радиаторных комплектов 3/4 в количестве 70 шт., 1/2в количестве 140 шт. Одновременно с этим просил дополнительно увеличить количество муфт для подключения к батареям 20x1/2 в количестве 280 шт., 25x 3/4 в количестве 140 шт., 20x1/2 в количестве 12 шт., а также разборку старой изоляции в количестве 30% от общего объема, на что также был получен утвердительный ответ.
После проведения капитального ремонта системы теплоснабжения жилого дома по адресу: г. Муром, ул.Первомайская дом №84 было выявлено отсутствие тепла в квартирах жителей дома.
В период с 02 ноября 2023 по 20 ноября 2023 года было проведено экспертное исследование № 16.5-02/23 АНО «Исследовательское бюро «Экспертиза и оценка».
Проведенным исследованием установлено, что фактически законченная капитальным ремонтом система теплоснабжения жилого дома частично не соответствует проектной документации. Деловые письма между ИП Ершовым И.В. и ИП Матвеевым А.В., по которым согласовывались изменение способа подключения отопительных приборов и замена материалов основных элементов системы отопления, не являются формой и основанием для согласования изменений проектной документации. Следовательно, изменение проектной документации в части способа подключения отопительных приборов и замена материалов основных элементов системы отопления не считается согласованной. Отсутствие положительного заключения повторной экспертизы после внесения изменений в проект и прохождения первоначальной экспертизы не соответствует п. 45 постановления Правительства РФ № 145 от 05.03.2007 г. «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», поскольку требуется повторная проверка части проектной документации и результатов инженерных изысканий, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией и результатами инженерных изысканий, в отношении которых была ранее проведена государственная экспертиза, включая оценку совместимости изменений, внесенных в результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, требованиям технических регламентов, и изменений, внесенных в проектную документацию, с частью проектной документацией, в которую указанные изменения не вносились. Данное требование отражено в ст. 52ГрК РФ. Внесенные поправки коснулись технических решений, влияющихна надежность и безопасность здания, поскольку отсутствие отопления в зимний период в жилом доме напрямую связано с надежностью здания, поскольку цикличные процессы способствуют разрушению строительных конструкций, а, следовательно, создают угрозу жизни и здоровью проживающих.
Отсутствие отопления указывает на то, что данные помещения многоквартирного дома нельзяотнести к жилым помещениям. Наличие плесени и влажности на внутренних поверхностях наружных стен жилого дома указывают на смещение точки росы внутрь помещения и отсутствие теплоизоляции.
Фактически исполненная система теплоснабжения жилого дома № 84 по ул. Первомайская в гор. Муроме, законченная капитальным ремонтом, была введена в эксплуатацию с отступлениями от проектныхрешений и норм НТД. Система теплоснабжения данного дома не отвечает требованиям п. 6 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Фонд капитального ремонта собственники помещений вышеуказанного дома формируют на счете регионального оператора.
Таким образом, ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по проведению капитального ремонта в силу закона несет региональный оператор НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области».
Истец Сиренева И.Ю., действующая в интересах собственников многоквартирного жилого дома, в судебном заседании настаивает на уточненных требованиях по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Представил возражения на исковое заявление, согласно которым с исковыми требованиями не согласен в полном объеме по следующим основаниям.
Выполнение работ по капитальному ремонту системы отопления многоквартирного дома № 84 по ул. Первомайской осуществлялось подрядной организацией ИП Ершов И.В. в соответствии с проектной документацией. Приемка выполненных работ состоялась 30 сентября 2020 года.
Капитальный ремонт системы теплоснабжения данного многоквартирного дома выполнен в соответствии проектно-сметной документацией (далее - ПСД), согласованной с представителями администрации округа Муром, собственниками жилых помещений и управляющей компанией.
В процессе выполнения работ были согласованы следующие изменения: замена металлических стояков отопления в жилых помещениях и чугунных радиаторов МС-140, предусмотренные проектно-сметной документацией на армированные полипропиленовые трубы и биметаллические радиаторы марки BM-500-80, торговой марки «Lammin», замена муфтовых шаровых кранов на фланцевые шаровые краны. Все изменения внесены в соответствии со строительными нормами и правилами, согласно СП 60.13330.2012 "Отопление, вентиляция и кондиционирование". Стальные трубы Ду15, 20, 25 мм по внутреннему сечению соответствуют армированным полипропиленовым трубам PN25 O25, 32, 40 мм, соответственно. Количество секций радиаторов, предусмотренных ПСД скорректированы с учетом разницы теплоотдачи заменяемых радиаторов.
Комиссией, организованной Фондом 08 февраля 2024 года, установлено наличие циркуляции теплоносителя через узел учета тепловой энергии по показаниям тепловычислителя (установленному в ИТП данного МКД) в объеме 8,811 тонн/час.
Учитывая вышеприведённые обстоятельства, фактический расход теплоносителя на вводе в тепловой пункт данного многоквартирного дома, не соответствует требуемому для обеспечения нормируемой температуры в жилых помещениях.
Для обеспечения расчетного расхода теплоносителя для данного многоквартирного дома (в качестве эксперимента) теплоснабжающей организацией выполнено временное отключение циркуляции сетевой воды на входе в здание многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Муром, ул. Пролетарская д. 19, а также отключение многоквартирного дома в количестве 11 шт. по ул. Экземплярского.
Данные действия позволили увеличить циркуляцию теплоносителя через систему отопления многоквартирного дома № 84 по ул. Первомайская до значений 12,5489 т/ч. По окончании эксперимента, все временно отключенные потребители были вновь подключены.
Также при комиссионном обследовании температура наружного воздуха составляла -13°С. Согласно показателям температурного графика, утвержденного ООО «Владимиртеплогаз», температура сетевой воды в подающем трубопроводе должна составлять Т1= 73°С, в обратном Т2=52°С. На момент обследования показатели подающего трубопровода Т1 составляли 47,29°С, отводящего 39,89°С.
Для обеспечения требуемого количества теплоносителя многоквартирного дома № 84 по ул. Первомайской рекомендовано ресурсоснабжающей организации увеличить объем проходящей сетевой воды через потребителя с температурой теплоносителя согласно утвержденному температурному графику теплоснабжения. ИП Ершову И.В. было рекомендовано произвести промывку радиатора отопления в квартире № 53. При промывке радиаторов отопления в данной квартире через спускные краны в присутствии представителя администрации и собственника помещения было установлено, что в системе грязь. После проведенных мероприятий, с помощью тепловизора был зафиксирован факт прогрева радиатора отопления. Грязь в приборах отопления может быть в результате некачественной промывки системы отопления управляющей компанией ООО «Домоуправ» перед началом отопительного сезона.
Для качественного и эффективного обогрева многоквартирного дома № 84 по ул. Первомайской рекомендовано ООО «Домоуправ» произвести полную промывку системы отопления данного дома.
Третьи лица ИП Матвеев А. В., ИП Ершов И. ВасИ.ч, представитель третьего лица ООО «Домоуправ» в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, не просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, возражений по иску не представили.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и третьих лиц в порядке заочного производства.
Выслушав объяснения истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Согласно ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Такие взносы в соответствии с ч.1 ст.170 ЖК РФ формируют фонд капитального ремонта.
Исходя из положений статей 170, 175 и 178 ЖК РФ формирование фонда капитального ремонта осуществляется собственниками жилых помещений в многоквартирных домах по выбору либо на специальном счете в кредитной организации, либо на счете регионального оператора - юридического лица, созданного в форме фонда. При формировании фонда капитального ремонта на специальном счете владельцем счета по выбору собственников жилых помещений выступает: товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, управляющая организация, а также региональный оператор.
В судебном заседании установлено, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Владимирская обл., гор. Муром, ул. Первомайская, дом 84, обслуживается управляющей компанией ООО «Домоуправ», что подтверждается приказами Управления жилищной политики администрации округа Муром №№ УЖП-544 и УЖП-514 от 11 ноября 2022 года и 13 ноября 2023 года, соответственно.
В соответствии с региональной программой капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Владимирской области, НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» производился капитальный ремонт системы теплоснабжения указанного многоквартирного жилого дома.
В соответствии с договором о проведении капитального ремонта № 131/2020, заключенным 26 марта 2020 года, заказчиком работ выступала НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области», исполнителем - ИП Ершов И.В. (подрядчик)
Согласно п. 1.1 указанного договора подрядчик обязуется выполнить своими или привлеченными силами и средствами строительно-монтажные работы при проведении капитального ремонта внутридомовых инженерных систем теплоснабжения в многоквартирном доме по адресу: Владимирская обл., гор. Муром, ул. Первомайская, дом 84, в соответствии с условиями настоящего договора, действующими требованиями национальных стандартов и сводов правил, проектно-сметной документацией, предоставляемой заказчиком в сроки, предусмотренные настоящим договором, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения строительно-монтажных работ, принять их результат и оплатить обусловленную настоящим договором цену.
Согласно п. 2.1 весь комплекс (объем) строительно-монтажных работ, предусмотренных настоящим договором, осуществляется подрядчиком в соответствии с календарным графиком производства работ.
В соответствии с приложением № 2 к договору, с учетом дополнительного соглашения от 25 августа 2020 года, срок выполнения вышеуказанных работ продлен до 15 сентября 2020 года.
Согласно п. 9.2 договора № 131/2020, гарантийный срок на результат работ устанавливается продолжительностью 5 лет с момента подписания акта о приемке результатов оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме рабочей комиссией.
В 2019 году ИП Матвеевым А.В. была подготовлена проектно-сметная документация на выполнение капитального ремонта внутридомовых инженерных систем (теплоснабжение) многоквартирного жилого дома по адресу: Владимирская обл., гор. Муром, ул. Первомайская, дом 84.
В 2020 году в данном жилом доме был проведен капитальный ремонт системы теплоснабжения.
В связи с поступившим обращением жителей дома № 84 по ул. Первомайской в гор. Муроме по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества, 21 декабря 2023 года Инспекцией государственного жилищного надзора Владимирской области было принято решение о проведении выездной проверки в отношении ООО «Домоуправ».
Актом выездной проверки от 28 декабря 203 года установлено, что по результатам измерений температура воздуха в жилых комнатах квартир №№ 50, 51, 53 и 56 соответствовала нормативным значениям, отопительные приборы прогреты равномерно, кроме радиатора в квартире № 53. Установленный факт может свидетельствовать о затруднении циркуляции теплоносителя по стояку.
С учетом изложенного, 28 декабря 2023 года ООО «Домоуправ» выдано предписание № 555-01-02 об устранении нарушений обязательных требований.
Экспертным исследованием № 16.5-02/23 от 20 ноября 2023 года, выполненным АНО «Исследовательское бюро «Экспертиза и оценка» установлено, что фактически законченная капитальным ремонтом система теплоснабжения жилого дома № 84 по ул. Первомайской в гор. Муроме, частично не соответствует проектной документации 31.19 «Капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем (теплоснабжение) многоквартирного жилого дома по адресу: Владимирская обл., гор. Муром, ул. Первомайская, дом 84». Деловые письма между организациями, по которым согласовывались изменение способа подключения отопительных приборов и замена материалов основных элементов системы отопления, не являются формой и основанием для согласования изменений проектной документации. Следовательно, изменение проектной документации в части способа подключения отопительных приборов и замена материалов основных элементов системы отопления не считается согласованной.
Возражая против удовлетворения заявленных исковых требований, ответчик в своих письменных возражениях ссылается на выполнение строительно-монтажных работ в соответствии с проектно-сметной документацией, согласованной с представителями администрации округа Муром, собственниками жилых помещений и управляющей компанией. Кроме того, ответчик ссылается на то, что фактический расход теплоносителя на вводе в тепловой пункт данного многоквартирного дома, не соответствует требуемому для обеспечения нормируемой температуры в жилых помещениях, в связи с чем, 08 февраля 2024 года был составлен акт, в котором предложено ИП Ершову И.В. осуществить демонтаж прибора отопления (радиатора) в квартире № 53 с целью его промывки.
Данные доводы суд находит несостоятельными в силу следующего.
В соответствии с п. 45 постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 (ред. от 15.09.2023) "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", экспертной оценке при проведении повторной государственной экспертизы подлежит часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией и (или) результатами инженерных изысканий, в отношении которых была ранее проведена государственная экспертиза, за исключением случаев, установленных в пункте 45(1) настоящего Положения.
Таким образом, для применения при строительстве капитального объекта может использоваться только проектная документация, информация о которой содержится в заключении государственной экспертизы.
Действительно, из материалов дела усматривается, что НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» проводила согласования предложенных изменений в проектно-сметную документацию, о чем имеются сопроводительные письма от 25 августа 2020 года, от 29 сентября 2020 года, от 09 октября 2020 года.
Вместе с тем, внесенные изменения в проектно-сметную документацию не утверждены в установленном законом порядке.
Учитывая вышеизложенное, поскольку внесенные ответчиком изменения в проектную документацию затрагивают характеристики надежности и безопасности многоквартирного жилого дома, необходимо повторное прохождение государственной экспертизы проектной документации в целях проверки соответствия возможности применения данных проектных решений.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 166 ЖК РФ Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя, в том числе: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения.
Фонд капитального ремонта собственники помещений вышеуказанного дома формируют на счете регионального оператора.
В соответствии с ч. 1 ст. 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются: 1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; 2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета; 3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; 5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 6) иные предусмотренные данным кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
В соответствии с п.п. 3, 4, 5 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ, региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме.
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом, установлена ч. 5 ст. 178 и ч. 1 ст. 188 ЖК РФ.
Согласно ч. 5 ст. 178 ЖК РФ убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 188 ЖК РФ убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств в соответствии с настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Вместе с тем ч. 6 ст. 182 ЖК РФ установлена ответственность регионального оператора за действия привлеченного им для осуществления капитального ремонта подрядчика.
В соответствии с положениями данной нормы региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Из приведенных выше норм права следует, что жилищным законодательством установлены разные виды ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме: ответственность за неисполнение своих обязательств (часть 5 статьи 178, часть 1 статьи 188 Жилищного кодекса Российской Федерации), при которой региональный оператор отвечает за собственное противоправное поведение как сторона, нарушившая обязательство, и ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (часть 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации), при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ (Определение от 28.06.2018 N 1553-0) ч.б ст.182 ЖК РФ, обеспечивающая надлежащее исполнение обязательств регионального оператора перед собственниками помещений при проведению капитального ремонта служит элементом целостного правового механизма защиты прав и законных интересов собственников помещений, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, достижению справедливого баланса интересов участников отношений по капитальному ремонту многоквартирных домов, социальной справедливости и не может рассматриваться как нарушающая права регионального оператора.
В соответствии с пунктом 11 части 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.
Согласно ст.1-1 Закона Владимирской области от 06.11.2013 N 121-03 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Владимирской области" в целях обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в МКД на территории Владимирской области в установленном порядке создается региональный оператор. Постановлением губернатора Владимирской обл. от 15.04.2013 N 427 создана НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области" (региональный оператор, фонд).
Таким образом, ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по проведению капитального ремонта в силу закона несет региональный оператор НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области».
До настоящего времени работы по капитальному ремонту системы теплоснабжения спорного многоквартирного жилого дома в соответствии с проектной документацией 31.19 «Капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем (теплоснабжение) многоквартирного жилого дома по адресу: Владимирская область, г. Муром, ул. Первомайская, дом 84», ответчиком не выполнены.
24 ноября 2023 года ООО «Домоуправ» в адрес ответчика направлена претензия (исх. № 2115) с требованием устранить выявленные несоответствия системы теплоснабжения многоквартирного жилого дома по адресу: Владимирская область, г. Муром, ул. Первомайская, дом 84, и выполнить работы, предложенные экспертом, в течение 14 календарных дней. До настоящего времени ответ на претензию не поступил.
На основании вышеизложенного, суд находит исковые требования Сиреневой И.Ю., действующей в интересах собственников помещений многоквартирного жилого дома, к НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» о возложении обязанности по производству работ подлежащими удовлетворению.
Пунктом 1 статьи 308.3 ГК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
В этой связи суд находит подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании судебной неустойки в размере 3000 руб. с 02.09.2024 года по день фактического исполнения решения суда путем её перечисления на расчетный счет управляющей организации в случае неисполнения решения суда в части выполнения работ.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина, уплаченная при обращении в суд с настоящим иском, в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Сиреневой И. Ю. (паспорт (номер)), действующей в интересах собственников помещений многоквартирного жилого дома, к НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» (ИНН 3329999430) о возложении обязанности по производству работ, взыскании судебной неустойки удовлетворить.
Обязать НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» (ИНН 3329999430) в срок до 01.09.2024 года выполнить работы по капитальному ремонту системы теплоснабжения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Муром, ул. Первомайская, дом 84, в соответствии с проектной документацией «Капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем (теплоснабжение) многоквартирного жилого дома по адресу: Владимирская область, г.Муром, ул. Первомайская, дом 84» (шифр проекта 31.19), а именно:
- установить чугунные радиаторы МС-140;
- установить стальные водогазопроводные трубы 20x2,8мм;
- установить стальные водогазопроводные трубы 15x2,8мм;
- установить стальные водогазопроводные трубы 25x3,2мм ;
- выполнить боковое проектное присоединение радиаторов к общедомовым стоякам;
- выполнить антикоррозийное покрытие стальных трубопроводов краской БТ-177;
- выполнить покрытие трубопроводов масляной краской по грунту ГФ-021.
Обязать НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» (ИНН 3329999430) возвратить денежные средства, израсходованные на приобретение радиаторных комплектов 3/4 в количестве 70 шт., 1/2 - в количестве 140 шт., муфт для подключения к батареям 20 х 1/2 в количестве 280 шт., 25 х 3/4 в количестве 140 шт., 20 x 1/2 в количестве 12 шт., а также на разборку старой изоляции в количестве 30% от общего объема на расчетный счет многоквартирного дома.
В случае неисполнения решения суда в части выполнения работ взыскивать с НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» (ИНН 3329999430) в пользу собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: Владимирская область, г.Муром, ул. Первомайская, дом 84, судебную неустойку в размере 3000 руб. с 02.09.2024 года по день фактического исполнения решения суда путем её перечисления на расчетный счет управляющей организации - ООО «Домоуправ» (ИНН 3334014336, КПП 333401001, р/с (номер) Владимирское отделение №8611 ПАО Сбербанк, БИК 041708602, к/с 30101810000000000602).
Взыскать с НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» (ИНН 3329999430) в пользу Сиреневой И. Ю. (паспорт (номер)) в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины 300 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий М.В. Петрухин
Мотивированное заочное решение изготовлено 28 марта 2024 года.