Гражданское дело № 2-574/2024
55RS0005-01-2023-006119-02
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 января 2024 года город Омск
Первомайский районный суд города Омска
под председательством судьи Базыловой А.В.,
при секретаре Корененко А.Б., помощнике Хаджиевой С.В., осуществлявшей подготовку дела к судебному разбирательству,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Омского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов РФ, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ООО «АгроРегион» об устранении нарушений,
установил:
Омский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов РФ, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ООО «АгроРегион» об устранении нарушений, указа в обоснование на то, что Омской межрайонной природоохранной прокуратурой в связи с рассмотрением обращения гражданина с привлечением специалистов Министерства природных ресурсов и экологии Омской области в декабре 2023 года проведена проверка соблюдения федерального законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха в деятельности ООО «АгроРегион».
Общество осуществляет деятельность по обработке зерновых культур, в ходе которой эксплуатируются источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух: котельная, склад каменного угля и золошлаков, зерносушилки, работающие на печном топливе, зерносклады, лаборатории, транспортные средства, на территории, расположенной по адресу: <адрес>.
Вопреки требованиям закона инвентаризация стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух Обществом не проведена.
Таким образом, Общество осуществляет деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при не установленном в надлежащем порядке перечне действующих источников загрязняющих веществ, видов загрязняющих веществ, разрешенных предельно-допустимых концентраций, что приводит к отсутствию со стороны Учреждения экологического контроля, а также оценки соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха надзорными органами.
В нарушение требований законодательства объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - эксплуатируемая территория Общества, расположенная по адресу: <адрес>, не поставлена на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и не зарегистрирована в государственном реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду.
Заявка о постановке объекта, оказывающего воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащая сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от Общества не поступала.
Проверкой установлено наличие 11 пылегазоулавливающих установок (ГОУ) (действующих 3 шт.), которые предназначены для очистки зерна на производственной территории Общества.
Кроме того, проверкой установлено отсутствие паспортов ГОУ, программ проведения технического обслуживания, технического осмотра. Руководство (инструкцию) по эксплуатации ГОУ не разработано, должностное лицо ООО «АгроРегион», ответственное за эксплуатацию ГОУ и ведение паспорта ГОУ, не определено.
Факты совершения вышеприведенных нарушений подтверждаются материалами проверки, информацией Министерства природных ресурсов и экологии Омской области по результатам выездной проверки.
Таким образом, ООО «АгроРегион» нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьей 42 Конституции РФ и гарантированные государством.
На основании изложенного, просит суд:
Обязать ООО «АгроРегион», ОГРН №, ИНН №, место нахождения: <адрес>, провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, эксплуатируемых на производственной площадке, расположенной по адресу: ул. 28-я Северная, д. 2А, г. Омск, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать ООО «АгроРегион», ОГРН №, ИНН №, место нахождения: <адрес>, подать заявку о постановке производственной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, получить выписку из регионального реестра объектов негативного на окружающую среду о включении производственной территории ООО «АгроРегион» в соответствующий реестр объектов негативного воздействия на окружающую среду, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать ООО «АгроРегион», ОГРН №, ИНН №, место нахождения: <адрес>, разработать и утвердить паспорта, на эксплуатируемые газоочистные установки, программу проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы газоочистных установок и планово-предупредительного ремонта, руководство (инструкцию) по эксплуатации газоочистных установок в соответствии с действующим законодательством, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать государственную пошлину с ответчика.
Представитель истца помощник Омского межрайонного природоохранного прокурора Урусов Р.Ю. требования заявленные поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что нарушения ответчиком не устранены до настоящего времени.
Ответчик ООО «АгроРегион» надлежащим образом извещалось судом о дне и месте судебного разбирательство, в суд не явилось, представителя в суд не направило, возражений суду на заявленные требования не предоставило.
В силу ст. 233 ГПК РФ, учитывая позицию представителя истца, не возражавшего против рассмотрения дела в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, пришел к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарного законодательства.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, учета природных и социально-экономических особенностей территорий при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, приоритета сохранения естественных экологических систем, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды.
На основании ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами.
Пунктом 11 ст. 69 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрено, что юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном данным Федеральным законом, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, о снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Пунктом 6 данной статьи предусмотрено, что сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность.
На основании ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 16.1 Федерального закона № 96-ФЗ эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена.
Правила эксплуатации установок очистки газа утверждены приказом Минприроды России от 15.09.2017 № 498, которыми предусмотрены обязательные для соблюдения требования по охране атмосферного воздуха при эксплуатации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установок очистки газа (далее - газоочистная установка, ГОУ).
Пунктом 18 Правил установлено, что хозяйствующий субъект, эксплуатирующий ГОУ, должен разработать и утвердить паспорт ГОУ, программу проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта, руководство (инструкцию) по эксплуатации ГОУ, а также определить должностное лицо, ответственное за эксплуатацию ГОУ и ведение паспорта ГОУ.
В соответствии с п. 19 Правил программа технического обслуживания, технического осмотра и проверки показателей работы ГОУ и плановопредупредительного ремонта (далее - программа) должна составляться согласно требованиям, установленным руководством (инструкцией) по эксплуатации с учетом технического состояния ГОУ, исходя из необходимости обеспечения проектной очистки и (или) обезвреживания выбросов.
Пунктами 31 и 32 Правил предусмотрено, что паспорт ГОУ составляется на основании документации изготовителя ГОУ или проектной (конструкторской) документации ГОУ и (или) результатов пусконаладочных работ ГОУ; утверждены сведения, которые должен содержать паспорт ГОУ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Омской межрайонной природоохранной прокуратурой в связи с рассмотрением обращения гражданина с привлечением специалистов Министерства природных ресурсов и экологии Омской области в декабре 2023 года проведена проверка соблюдения федерального законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха в деятельности ООО «АгроРегион».
Общество осуществляет деятельность по обработке зерновых культур, в ходе которой эксплуатируются источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух: котельная, склад каменного угля и золошлаков, зерносушилки, работающие на печном топливе, зерносклады, лаборатории, транспортные средства, на территории, расположенной по адресу: <адрес>
В нарушение требований законодательства инвентаризация стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «АгроРегион» не проведена.
То есть ООО «АгроРегион» осуществляет деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при не установленном в надлежащем порядке перечне действующих источников загрязняющих веществ, видов загрязняющих веществ, разрешенных предельно-допустимых концентраций, что приводит к отсутствию со стороны Учреждения экологического контроля, а также оценки соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха надзорными органами.
В нарушение вышеприведенных требований законодательства объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду – эксплуатируемая территория Общества, расположенная по адресу: <адрес>, не поставлена на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и не зарегистрирована в государственном реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду.
Заявка о постановке объекта, оказывающего воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащая сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от Общества не поступала.
Проверкой установлено наличие 11 пылегазоулавливающих установок (ГОУ) (действующих 3 шт.), которые предназначены для очистки зерна на производственной территории Общества.
Вместе с тем проверкой установлено отсутствие паспортов ГОУ, программ проведения технического обслуживания, технического осмотра. Руководство (инструкцию) по эксплуатации ГОУ не разработано, должностное лицо ООО «АгроРегион», ответственное за эксплуатацию ГОУ и ведение паспорта ГОУ, не определено.
Факты совершения вышеприведенных нарушений подтверждаются материалами проверки, информацией Министерства природных ресурсов и экологии Омской области по результатам выездной проверки.
Таким образом, ООО «АгроРегион» нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьей 42 Конституции РФ и гарантированные государством.
Доказательств отсутствия вышеуказанных нарушений в силу ст. 56 ГПК РФ ответчиком суду не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований истца в полном объеме, при этом считает необходимым в силу положений ст. 206 ГПК РФ возложить на ответчика устранить нарушения в срок в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Указанный срок суд считает достаточным для устранения нарушения в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
В силу положений ст. 103 ГПК РФ с ответчика в пользу бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199, 234-237 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Омского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов РФ, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ООО «АгроРегион» об устранении нарушений удовлетворить.
Обязать ООО «АгроРегион», ОГРН №, ИНН № место нахождения: <адрес>А, <адрес>, 644034, провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, эксплуатируемых на производственной площадке, расположенной по адресу: <адрес>А, <адрес>, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать ООО «АгроРегион», ОГРН №, ИНН №, место нахождения: <адрес>А, <адрес>, 644034, подать заявку о постановке производственной площадки, расположенной по адресу: <адрес>А, <адрес>, на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, получить выписку из регионального реестра объектов негативного на окружающую среду о включении производственной территории ООО «АгроРегион» в соответствующий реестр объектов негативного воздействия на окружающую среду, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать ООО «АгроРегион», ОГРН №, ИНН №, место нахождения: <адрес>А, <адрес>, 644034, разработать и утвердить паспорта, на эксплуатируемые газоочистные установки, программу проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы газоочистных установок и планово-предупредительного ремонта, руководство (инструкцию) по эксплуатации газоочистных установок в соответствии с действующим законодательством, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ООО «АгроРегион», ОГРН №, ИНН №, в бюджет города Омска государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: Базылова А.В.
Решение изготовлено в окончательной форме 05 февраля 2024 года.