Дело №2-4004/2023
26RS0002-01-2023-005552-65
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ставрополь |
30 октября 2023 года |
Ленинский районный суд города Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Афанасовой Е.К.,
при секретаре Прониной И.С.,
с участием: представителя ответчика – Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Г.Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда г. Ставрополя гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в Изобильненском районе к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании условий водопользования, умаляющие права граждан, обязании обеспечить потребителей водой питьевого качества централизованного водоснабжения,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в Изобильненском районе обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании условий водопользования, умаляющие права граждан, обязании обеспечить потребителей водой питьевого качества централизованного водоснабжения.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что в территориальный отдел управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в Изобильненском районе поступила информация из администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края о состоянии водоснабжения <адрес обезличен>. Население поселка <адрес обезличен> пользуются технической водой, вода без очистки и обеззараживания подается по трубопроводу из <данные изъяты> водохранилища в накопительный резервуар, затем подается по улицам <адрес обезличен>. Водопроводная вода «техническая вода» используется населением <адрес обезличен> для питьевых и хозяйственно-бытовых целей. По поступившей информации из АИГО СК отсутствуют сведения о собственнике объекта, о кадастровом номере объекта, о схеме водоснабжения. Также отсутствует организация, которая должна обслуживать указанный объект. Список улиц, где осуществляется подача воды: <адрес обезличен>. По поступившей информации из АИГО СК подвоз питьевой воды не осуществляется ввиду отсутствия заявок жителей <адрес обезличен>. Также нет сведений из администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края по проведению мероприятий по улучшению качества воды централизованного водоснабжения населения, используемого эту воду для питьевых и хозяйственного - бытовых целей. Отсутствует план (программа) мероприятий по обеспечению качественной питьевой водой населения <адрес обезличен>. Не представлены сведения администрацией Изобильненского городского округа Ставропольского края о техническом состоянии водопроводных сетей <адрес обезличен>, процент износа их. В <адрес обезличен> нарушены санитарно-эпидемиологические требования к питьевому водоснабжению населения, население использует воду без водоподготовки и обеззараживания. Схемы системы водоснабжения и водоподготовки по населенному пункту <адрес обезличен> по запросу не представлены, отсутствуют. Территориальный отдел управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в Изобильненском районе направлял информации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения во исполнение закона РФ № 52-ФЗ ст. 19, в администрацию Изобильненского городского округа Ставропольского края по обеспечению населения Изобильненского городского округа Ставропольского края качественной питьевой водой, о том, что использование воды без водоподготовки и обеззараживания создает угрозу здоровью и жизни людей. Но до настоящего времени не принимаются действенные меры по приведению водоснабжения (водопроводной воды) в соответствие с санитарными правилами, что создает угрозу здоровью населения и может привести к вспышке желудочно-кишечных заболеваний среди населения, в т.ч. <адрес обезличен>. Ответчик в результате ненадлежащего исполнения законодательства, направленного на охрану здоровья, ставит под угрозу жизнь и здоровье населения поселка <адрес обезличен>. На основании изложенного, просит признать условия водопользования, ущемляющие права граждан в отношении неопределенного круга лиц: жителей поселка <адрес обезличен>; обязать ответчика Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края провести следующие мероприятия: обеспечить потребителей, жителей поселка <адрес обезличен> в необходимых количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей населения водой питьевого качества централизованного водоснабжения, подобрать схему подготовки воды питьевого качества, выполнить разработку проекта сметной документации строительства очистных сооружений и водопроводных сетей, обозначить источник финансирования для выполнения мероприятий, направленных на обеспечение жителей поселка <адрес обезличен> водой питьевого качества, построить очистные сооружения и водопровод.
Представитель истца – представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в Изобильненском районе в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие истца, дополнительно представил письменные пояснения, из которых усматривается следующее. Согласно информации полученной из администрации Изобильненского городского округа от <дата обезличена> за <номер обезличен> <адрес обезличен> имеет водопроводную сеть, связывающую <данные изъяты> водохранилище и накопительный резервуар, откуда вода по трубам поступает во дворы (вода техническая), то есть в действительности водопроводная сеть имеется, но используется для подачи технической воды. Решение Изобильненского районного суда о возложении на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского обязанности обеспечить жителей <адрес обезличен> водой нецентрализованного значения никак не связывает иск Управления Роспотребнадзора по обеспечению жителей питьевой водой централизованного системой. Подача заявки Министерством Ставропольского края и принятие Региональной тарифной комиссией Ставропольского края акта об установлении тарифа на подвоз воды в населенный пункт <адрес обезличен> сами по себе не привели к разрешению вопроса местного значения касающегося надлежащего водоснабжения питьевой водой жителей <адрес обезличен>. Согласно представленной информации, фактически подвоз питьевой воды на территорию указанного населенного пункта не осуществляется, со ссылкой на отсутствие заявок, о чем указано в письме администрации Изобильненского городского округа, предпринятыми мерами вопрос об обеспечении питьевой водой объективно не разрешен. Уполномоченными органами не предприняты исчерпывающие меры для надлежащего осуществления полномочий по организации водоснабжения населения, поскольку предоставленная ответчиком информация не свидетельствует об устранении нарушений прав граждан на благоприятные условия проживания. Необходимый результат для обеспечения жителей <адрес обезличен> питьевой водой, ответчиком не достигнут. На основании вышеизложенного и ввиду того, что в иске Управления идет речь об обеспечении жителей <адрес обезличен> в необходимых количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей населения водой питьевого качества централизованного водоснабжения, просит суд удовлетворить иск Управления Роспотребнадзора Ставропольского края к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края в полном объеме.
Представитель ответчика Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского кря Г.Н.С. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просил отказать, представил письменные возражения на исковое заявление, в котором указано следующее. Согласно схеме водоснабжения и водоотведения муниципального образования Изобильненский городской округ Ставропольского края на период до 2030 года, утвержденной приказом министерства жилищно- коммунального хозяйства Ставропольского края от <дата обезличена> <номер обезличен>, на территории <адрес обезличен> отсутствует централизованное водоснабжение. Федеральным законом N° 416-ФЗ в части 9 статьи 7 предусмотрено, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года №644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения. Согласно пунктам 71 и 74 указанных Правил, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Таким образом, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий деятельность по организации водоснабжения, самостоятельно, с учетом целесообразности и допустимости определяет способ осуществления водоснабжения, будь то организация как централизованного, так и нецентрализованного (в том числе путем подвоза воды) водоснабжения. Данный вывод подтвержден апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого от <дата обезличена> по делу <номер обезличен>, апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от <дата обезличена> по делу <номер обезличен>. В целях исполнения требований федерального и регионального законодательства, министерством предприняты меры по организации нецентрализованного водоснабжения путем подвоза воды в <адрес обезличен>. В целях организации подвоза воды населению <адрес обезличен>, не обеспеченного централизованным водоснабжением, было направлено обращение в адрес региональной тарифной комиссии Ставропольского края (далее - РТК) об установлении тарифа на подвоз воды. На основании указанного обращения, РТК на 2023 год установлен тариф на подвоз воды для ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», в том числе для <адрес обезличен>. Указанное постановление имеется на сайте ресурсоснабжающей организации, на котором также указан номер диспетчерской службы производственно-технического подразделения «Изобильненское», с помощью которого можно обратиться к гарантирующей организации для заключения договора на подвоз воды в соответствии с установленным для конкретного населенного пункта тарифом. Помимо изложенного, вопрос обеспечения спорного населенного пункта водоснабжением уже выступал предметом спора в судах общей юрисдикции. Определением Пятого Кассационного суда общей юрисдикции по делу <номер обезличен> от <дата обезличена> Решение Изобильненского ранним суда Ставропольского края от <дата обезличена> оставлено в силе. На Министерство возложена обязанность обеспечить нецентрализованное водоснабжение в <адрес обезличен> с использованием нецентрализованной сети водоснабжения или подвоз питьевой воды. Дополнительно пояснил, что истец указывает на водопроводную сеть, связанную с <данные изъяты> водохранилищем, вместе с тем в <данные изъяты> нет организации, которая осуществляет регулируемую деятельность даже по осуществлению технического водоснабжения, нет тарифа на техническое водоснабжение. Вся вода, которая поступает по трубам, она не регулируется, и объекты водоснабжения являются бесхозяйными (бесконтрольными), и не отвечают требованиям централизованного водоснабжения.
Представитель третьего лица – администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица, направил в адрес суда отзыв на исковое заявление, согласно которому указал следующее. В <адрес обезличен> значится количество дворов - <данные изъяты>, проживает <данные изъяты> человек. Жители поселка пользуются технической водой, поступающей из <данные изъяты> водохранилища в емкость (бочку), а затем по трубам во дворы. Люди используют данную воду для полива огородов, в хозяйстве и т.д. Подвоз питьевой воды не осуществляется ввиду отсутствия заявок. Длина подводящей сети к поселку - 1 300 метров, диаметр трубы – 110 мм, насосная станция - 1 ед., напорно-регулирующий резервуар чистой воды - 1 ед. Количество абонентов, готовых подключиться к централизованной системе водоснабжения, с учетом платы за подключение абонента и платы за потребление ресурсов (питьевой воды), согласно утвержденным тарифам, <данные изъяты> человек, количество дворов - <данные изъяты>. Решением Изобильненского районного суда от <дата обезличена> (Дело <номер обезличен>) удовлетворено административное исковое заявление прокурора Изобильненского района в интересах неопределенного круга лиц к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании незаконным бездействия Министерства ЖКХ СК, выразившееся в непринятии мер по организации водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах: <адрес обезличен> и <адрес обезличен>. Суд обязал Министерство ЖКХ СК в течение 4 месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить нецентрализованное водоснабжение в вышеуказанных населенных пунктах с использованием нецентрализованной системы водоснабжения или подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ от 29.07.2013г № 664 до обеспечения централизованного водоснабжения. Апелляционным определением Ставропольского краевого суда от <дата обезличена> (Дело <номер обезличен>) вышеуказанное решение Изобильненского районного суда было отменено, однако, кассационным определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции (Дело <номер обезличен>) от <дата обезличена>, по кассационному представлению прокурора Ставропольского края, апелляционное определение Ставропольского краевого суда от <дата обезличена> отменено и оставлено в силе решение Изобильненского районного суда от <дата обезличена>. Просит вынести решение на усмотрение суда.
На основании положений ст. 167 ГПК РФ, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, дав оценку представленным доказательствам, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании на основании представленных материалов установлено, что в <адрес обезличен> централизованное водоснабжение.
Согласно ответу из администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края от <дата обезличена> <номер обезличен> следует, что в <адрес обезличен> проживают <данные изъяты> человек. Жители поселка пользуются технической водой, поступающей из <данные изъяты> водохранилища в емкость (бочку), а затем по трубам во дворы. Данная вода используется для полива огорода, хозяйственных нужд и т.д. Подвоз питьевой воды не осуществляется ввиду отсутствия заявок.
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от <дата обезличена> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения.
В силу пункту 4.3 части 1 статьи 17 приведенного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее по тексту – Закон о водоснабжении и водоотведении) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п. 2); утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (п. 5); согласование инвестиционных программ (п. 6); иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (п. 10).
Таким образом, органы местного самоуправления городского округа обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.
На территории Ставропольского края подлежали применению данные положения федерального законодательства до принятия 20 декабря 2018 г. Закона Ставропольского края N 113-кз "О перераспределении полномочий по решению отдельных вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и органами государственной власти Ставропольского края", на основании статей 2 и 3 которого полномочия по организации водоснабжения населения осуществляются Правительством Ставропольского края непосредственно либо через уполномоченный им орган исполнительной власти Ставропольского края, которым в соответствии с подпунктом 15.1 пункта 10.6 постановления Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2014 г. N 545-п "Об утверждении Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края" является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края. Министерству с 1 января 2019 г. переданы полномочия по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, согласно закону Ставропольского края, переданы Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края
Согласно пункту 4 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении, водоснабжение абонентов осуществляется с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения.
В соответствии с частью 9 статьи 7 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения регулируются Правилами холодного водоснабжения и водоотведения утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года N 644 (далее - Правила холодного водоснабжения).
Согласно пункту 71 Правил холодного водоснабжения в случае отсутствия на территории (части территории) поселения централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Нецентрализованная система холодного водоснабжения - это сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц (пункт 13 статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении").
Органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры. Поверхностные воды для нецентрализованного холодного водоснабжения (в части снабжения питьевой водой) могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий (пункт 72).
Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 73 Правил).
При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению N 3 (пункт 74 Правил).
Таким образом, действующее законодательство, возлагая на обязанность по организации в границах сельского поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, выбор варианта организации водоснабжения относит к исключительной компетенции органа местного самоуправления, и в случае отсутствия технической возможности организовать централизованное водоснабжение, орган местного самоуправления обязан организовать водоснабжение иными способами. При этом выбор такого способа реализации указанных обязанностей не может быть предрешен судом.
Как следует из представленных материалов, водопроводная сеть, связанная с Сингелеевским водохранилищем, относится к нецентрализованной системе холодного водоснабжения, поскольку фактически является сооружением, технологически не связанным с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенным для пользования ограниченного круга лиц.
В связи с этим, следует отметить, что решением Изобильненского районного суда Ставропольского края от <дата обезличена>, оставленного без изменения кассационным определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от <дата обезличена>, на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края возложена обязанность обеспечить нецентрализованное водоснабжение в ряде населенных пунктов, в том числе в <адрес обезличен>, с использованием нецентрализованной систем водоснабжения или подвоз питьевой воды в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ от 29.07.2013 №664.
Контроль за надлежащим исполнением ответчиком возложенной на него решением Изобильненского районного суда Ставропольского края от <дата обезличена> обязанности по организации нецентрализованного водоснабжения в <адрес обезличен> осуществляется в рамках исполнительного производства в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", и предполагает возможность применения к ответчику мер к понуждению исполнения решения суда.
С учетом изложенных обстоятельств, применительно к приведенным нормам права, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в Изобильненском районе к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании условий водопользования, умаляющие права граждан, обязании обеспечить потребителей водой питьевого качества централизованного водоснабжения – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Ставрополя в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 06 ноября 2023 года.
Судья |
Афанасова Е.К. |