Дело № 2-600/2024
УИД 74RS0037-01-2024-000289-11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 марта 2024 года город Сатка
Саткинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Чумаченко А.Ю.,
при секретаре Хавановой А.В.
с участием прокурора Кычевой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Саткинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Бердяушского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Саткинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Бердяушского городского поселения, в котором просит обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать специализированный жилищный фонд в виде жилых помещений маневренного фонда на территории Бердяушского городского поселения Саткинского муниципального района.
В обоснование иска указывает, что городской прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Саткинского муниципального района требований жилищного законодательства. Проверкой установлено, что на территории Бердяушского городского поселения не создан специализированный жилищный фонд в виде жилых помещений маневренного фонда. Отсутствие маневренного жилищного фонда создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, проживающих на территории городского поселения, при возникновении обстоятельств, указанных в ст. 95 ЖК РФ. Выполнение ответчиком обязанности по созданию маневренного фонда прямо предусмотрено законом и не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе нуждаемости и необходимости в конкретный период времени.
В судебном заседании прокурор настаивал на исковых требованиях в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации Бердяушского городского поселения в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В частности, пунктами 3, 6 статьи 14 указанного Федерального закона установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
К компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания (пункты 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ).
Пунктом 3 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся также жилые помещения маневренного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов, отнесенных к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, который установлен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ).
Порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду устанавливают Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденные в соответствии со статьями 92 и 100 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42 (далее - Правила).
В силу пункта 12 Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно ст. 95 Жилищного кодекса РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:
граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;
граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Таким образом, из совокупного толкования приведенных выше требований закона судом установлено, что маневренный фонд должен образовываться по решению органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, путем перевода жилых помещений из других видов фонда специализированных жилых помещений при возникновении предусмотренных жилищным законодательством обстоятельств. В случае возникновения чрезвычайных обстоятельств перевод жилых помещений из других видов фонда специализированных жилых помещений в маневренный фонд должен быть осуществлен в кратчайший срок.
Городской прокуратурой установлено, что на территории Бердяушского городского поселения Саткинского муниципального района не создан специализированный жилищный фонд в виде жилых помещений маневренного фонда.
Доказательств наличия свободных жилых помещений, которые возможно использовать под маневренный жилищный фонд, ответчиком в материалы дела не представлено.
Отсутствие маневренного жилищного фонда создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, проживающих на территории городского поселения, при возникновении обстоятельств, указанных в статье 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку назначение маневренного жилого фонда состоит в том, чтобы при возникновении определенных обстоятельств, в том числе непредвиденного, чрезвычайного характера оперативно предоставить для временного проживания пригодное жилое помещение, гражданам, оставшимся без жилья.
Выполнение органом местного самоуправления обязанности по созданию маневренного жилищного фонда прямо предусмотрено законом и не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
В связи с изложенным, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если судом принято решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия и указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, учитывая мнение сторон, то обстоятельство, что необходимо выделение денежных средств на осуществление действий, требуемых прокурором, считает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 68, 197-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Саткинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Бердяушского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области удовлетворить.
Обязать Администрацию Бердяушского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области (ИНН 7417002758) в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать специализированный жилищный фонд в виде жилых помещений маневренного фонда на территории Бердяушского городского поселения Саткинского муниципального района.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Председательствующий (подпись) А.Ю. Чумаченко
Мотивированное решение составлено 29 марта 2024 года.
Верно:
Судья А.Ю. Чумаченко
Секретарь А.В. Хаванова