Дело № 2-3433/2024
64RS0046-01-2024-004578-12
Решение
Именем Российской Федерации
08.08.2024 г. Саратов
Ленинский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Гамидовой Т.Г.
с участием прокурора в лице старшего помощника прокурора Ленинского района г. Саратова Никитиной Н.А.
представителя государственного учреждения здравоохранения "Саратовская городская поликлиника № 9" Павловой А.В., действующей на основании доверенности от 10.01.2024,
при секретаре судебного заседания Громове А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах Бочариной И.В. к государственному учреждению здравоохранения «Саратовская городская поликлиника № 9», министерству здравоохранения Саратовской области о возложении обязанности организовать обеспечение лечебным питанием,
установил:
прокуратура Ленинского района г. Саратова обратилась в суд в интересах Бочариной И.В. к ГУЗ «СГП № 9», министерству здравоохранения Саратовской области с уточненными требованиями, просила обязать министерство здравоохранения Саратовской области организовать обеспечение инвалида 2 группы Бочарину И.В. лечебным питанием – сухой смесью «<данные изъяты>» из расчета потребности 156 упаковок в год и специализированным лечебным питанием – эмульсией «<данные изъяты>" (84 мл в сутки) из расчета потребности 122 банки в год вплоть до отмены специализированного лечебного питания; возложить обязанность на ГУЗ «СГП № 9» своевременно выписывать Бочариной И.В. рецепты на специализированное лечебное питание и обеспечивать на постоянной основе специализированным лечебным питанием.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что во исполнение поручения прокуратуры Саратовской области от 22.04.2024 проведена проверка по обращению Бочариной И.В., в ходе которой установлено, что Бочарина И.В. является <данные изъяты>, набор социальных услуг на 2024 год сохранен, наблюдается в ГУЗ «СГП № 9» с 2015 г. с диагнозами, относящимися к жизнеугрожающим и хроническим прогрессирующим редким (орфанным) заболеваниям, приводящим к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента – № и сопутствующим заболеванием. Бочарина И.В. осмотрена 04.07.2023 врачом-эндокринологом ГУЗ «СГП № 9», выписан и 06.07.2023 обеспечен рецепт ан эмульсию «<данные изъяты>» 250 мл № 60 (обеспечена до 04.01.2024). Врачом-генетиком ГУЗ «СОДКБ» 03.10.2023 Бочариной И.В. рекомендовано использование в питании среднецепочечных жирных кислот в виде эмульсии «<данные изъяты>" 84 мл в сутки (потреность – 122 банки в год); прием специализированного лечебного питания «<данные изъяты>» 150 г в сутки (потребность 156 упаковок в год). Эмульсия «<данные изъяты>» внесена ГУЗ «СГП № 9» в основную заявку в программе Ефарма на 2024 г. Врачебной комиссией ГУЗ «СГП № 9» 27.12.2023 рассмотрены рекомендации генетика ГУЗ «СОДКБ» от 03.10.2023 и принято решение о назначении Бочариной И.В. специализированного лечебного питания торговое наименование «<данные изъяты>». ГУЗ «СГП № 9» 09.01.2024 направлена дополнительная заявка на выделение специализированного лечебного питания «<данные изъяты>» Бочариной И.В. в лекарственный отдел министерства здравоохранения Саратовской области. В истекшем периоде 2024 г. разнарядом от министерства здравоохранения Саратовской области на эмульсию «<данные изъяты>» для Бочариной И.В. в ГУЗ «СГП № 9» не поступало. При осмотре врачом-эндокринологом 01.04.2024 Бочариной И.В. выписан и обеспечен рецепт на специализированое лечебное питание «<данные изъяты>» № 24 (обеспечена до 19.07.2024). Принимая во внимание, что Бочарина И,В. с января по март и с 20.07.2024 по 30.07.2024 не обеспечивалась специализированным лечебным питанием – сухой смесью «<данные изъяты>», а с 05.01.2024 не обеспечена эмульсией «<данные изъяты>», истец обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования, по доводам, изложенным в иске, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ГУЗ "СГП № 9" в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, указала, что медицинское учреждение вправе разрешать вопросы назначения и выписывания лекарственных препаратов и медицинских изделий по торговым наименованиям, что находится в компетенции врачебной комиссии медицинской организации, а также формировать заявки в уполномоченный орган по программам льготного, дополнительного лекарственного обеспечения. При отсутствии закупки указанного лечебного питания даже при наличии рецепта материальный истец не будет обеспечена требуемым питанием. Именно на министерство возложены обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами, лечебным питанием и медицинскими изделиями определенных групп населения, к числу которых относится истец. С учетом изложенного просила суд в иске к ГУЗ "СГП№ 9" отказать.
Министерство здравоохранения Саратовской области представителя в судебное заседание не направило, представило возражения на иск, в которых, ссылаясь на отсутствие у Бочариной И.В. права на бесплатное получение специализированных продуктов лечебного питания как непоименованное в перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», просил в иску отказать.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).
Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 323-ФЗ).
Согласно ст. 4 Закона № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 19 Закона № 323-ФЗ).
В ст. 29 указанного Закона определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29).
Пунктом 2 ч. 3 ст. 80 Закона № 323-ФЗ определено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
В силу ч. 15 ст. 37 Закона 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (ч. 2 ст. 48 Закона № 323-ФЗ).
Статьей 44 Закона № 323-ФЗ регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями.
Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет» (ч. 2 ст. 44 Закона № 323-ФЗ).
Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в ч. 2 ст 44 Закона № 323-ФЗ, утверждается Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 44 Закона № 323-ФЗ).
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 81 Закона № 323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Обеспечение граждан лекарственными препаратами осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации, в рамках территориальной программы лекарственными препаратами, не включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов или в соответствующий стандарт медицинской помощи, осуществляется в случае наличия у пациента медицинских показаний по решению врачебной комиссии медицинской организации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Бочарина И.В. является <данные изъяты>, набор социальных услуг на 2024 год сохранен, наблюдается в ГУЗ «СГП № 9» с 2015 г. с диагнозами, относящимися к жизнеугрожающим и хроническим прогрессирующим редким (орфанным) заболеваниям, приводящим к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента – № и сопутствующим заболеванием.
Из материалов дела усматривается, что Бочарина И.В. осмотрена 04.07.2023 врачом-эндокринологом ГУЗ «СГП № 9», выписан и 06.07.2023 обеспечен рецепт на эмульсию «<данные изъяты>» 250 мл № (обеспечена до 04.01.2024).
Кроме того, 03.10.2023 врачом-генетиком ГУЗ «СОДКБ» Бочариной И.В. рекомендовано использование в питании среднецепочечных жирных кислот в виде эмульсии «<данные изъяты>" 84 мл в сутки (потреность – 122 банки в год); прием специализированного лечебного питания "<данные изъяты>" 150 г в сутки (потребность 156 упаковок в год).
Материалами дела подтверждается, что эмульсия «<данные изъяты>» внесена ГУЗ «СГП № 9» в основную заявку в программе Ефарма на 2024 г.
Врачебной комиссией ГУЗ «СГП № 9» 27.12.2023 рассмотрены рекомендации генетика ГУЗ «СОДКБ» от 03.10.2023 и принято решение о назначении Бочариной И.В. специализированного лечебного питания торговое наименование «<данные изъяты>».
Принимая во внимание принятое решение ГУЗ «СГП № 9» 09.01.2024 направлена дополнительная заявка на выделение специализированного лечебного питания «<данные изъяты>» Бочариной И.В. в лекарственный отдел министерства здравоохранения Саратовской области.
В ходе рассмотрения дела также установлено, что в истекшем периоде 2024 г. разнарядок от министерства здравоохранения Саратовской области на эмульсию «<данные изъяты>» для Бочариной И.В. в ГУЗ «СГП №» не поступало.
Из представленных документов также усматривается, что при осмотре врачом-эндокринологом 01.04.2024 Бочариной И.В. выписан и обеспечен рецепт на специализированное лечебное питание «<данные изъяты>» № 24 (обеспечена до 19.07.2024).
Таким образом, в ходе рассмотрения дела нашли подтверждение доводы о том, что Бочарина И.В. с января по март и с 20.07.2024 по 30.07.2024 не обеспечивалась специализированным лечебным питанием – сухой смесью «<данные изъяты>», а с 05.01.2024 не обеспечена эмульсией «<данные изъяты>».
В судебном заседании установлено, что рецепты на специализированное питание были выписаны Бочариной И.В. в ходе рассмотрения дела, в подтверждение чего представлены их копии.
Разрешая требования истца, суд принимает во внимание, что в силу ч. 15 ст. 37 Закона назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (п. 2 ч. 3 ст. 80 Закона).
Следовательно, одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
При таких обстоятельствах требования истцов подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Принимая во внимание совокупность представленных сведений об обеспечении Бочариной И.В. необходимыми медицинскими изделиями и состояние здоровья гражданина, суд приходит к выводу о необходимости обращения решения суда к немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 198 ГПК РФ, суд
решил:
обязать министерство здравоохранения Саратовской области ИНН 6455046666, ОГРН 1076450011440 организовать обеспечение <данные изъяты> Бочарину И.В.. лечебным питанием в соответствии с решением врачебной комиссии – сухой смесью «<данные изъяты>» из расчета потребности 156 упаковок в год и специализированным лечебным питанием – эмульсией «<данные изъяты>» (84 мл в сутки) из расчета потребности 122 банки в год вплоть до отмены специализированного лечебного питания.
Возложить обязанность на государственное учреждение здравоохранение «Саратовская городская поликлиника № 9» ИНН 6453052953 впредь своевременно в соответствии с решением врачебной комиссии выписывать Бочариной И.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., рецепты на специализированное лечебное питание - сухую смесь «<данные изъяты>» из расчета потребности 156 упаковок в год и эмульсии «<данные изъяты>» (84 мл в сутки) из расчета потребности 122 банки в год вплоть до отмены специализированного лечебного питания.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме – 15.08.2024 через Ленинский районный суд г. Саратова.
Судья подпись