Дело № 2-755/2021
УИД 33RS0019-01-2021-000910-79
Решение
Именем Российской Федерации
16 июля 2020 года г.Суздаль
Суздальский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего Кондратьевой О.А.,
с участием помощника Суздальского межрайонного прокурора Савиной М.А.,
представителя ответчика Шарагина А.И.,
при секретаре Бутове В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суздальского межрайонного прокурора к Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Спасское» об обязании совершить определенные действия,
установил:
Суздальский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Спасское» (далее СПК «Спасское») об обязании в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать площадку для хранения навоза в соответствии с требованиями СанПин 2.1.3684-21, в обоснование требований указал следующее. Основным видом деятельности ответчика является разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока. СПК «Спасское» в процессе деятельности осуществляет обращение с отходами животноводства, образующимися от основного вида экономической деятельности. Суздальской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного и санитарно- эпидемиологического законодательства в деятельности ответчика, которой были выявлены нарушения: СПК «Спасское» при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании навоза крупного рогатого скота складирует его не в специальном месте, оборудованном водонепроницаемой площадкой с твердым покрытием, а на открытом земельном участке с кадастровым номером ###, что способствует его попадание в почву. Данное обстоятельство угрожает загрязнением водных объектов, порчей земель, нарушением баланса экокультуры, причинением вреда здоровью граждан и окружающей среде, что явилось основанием к обращению в суд с данным иском.
Помощник Суздальского межрайонного прокурора Савина М.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика СПК «Спасское» Шарагин А.И в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований Суздальского межрайонного прокурора, с учетом значительных материальных расходов на строительство площадки для хранения навоза просил предоставить срок для её оборудования до 01.09.2023.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации, в ст.11 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и в абз.2 ст.8 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека и ответственности за нарушение законодательства в указанной сфере.
Согласно ст. 42 Федерального закона № 7-ФЗ при осуществлении деятельности в сфере сельского хозяйства должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, а также должно осуществляться нормирование в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ запрещается, в частности сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Частью 1 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно п. 1 ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Целями охраны земель в соответствии со ст. 12 ЗК РФ являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В силу ч. 1 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации запрещается сброс и захоронение в водные объекты отходов производства и потребления.
Согласно п. 4.1 Ветеринарно-санитарных правил подготовки к использованию в качестве органических удобрений навоза, помета и стоков при инфекционных и инвазионных болезнях животных и птицы, утвержденных Минсельхозпродом России 4 августа 1997 года № 13-7-2/1027, жидкий, полужидкий навоз и навозные стоки накапливают и хранят в специальных навозохранилищах секционного типа. Подстилочный навоз, твердую фракцию жидкого навоза и компосты обрабатывают и хранят на площадках с твердым покрытием.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 введены в действие Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий».
Главой XI СанПиН 2.1.3684-21 установлены санитарно-эпидемиологические требования к отходам животноводства (навоза) и птицеводства (помета).
Согласно п.п. 268, 270, 271 СанПиН 2.1.3684-21 транспортирование жидкого навоза необходимо осуществлять способом, исключающим загрязнение среды обитания человека. При размещении твердой фракции навоза или помета в пределах водосборных площадей хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должны предусматриваться водонепроницаемые площадки с твердым покрытием, имеющие уклон в сторону водоотводящих канав. Выделяющаяся из навоза или помета жидкость вместе с атмосферными осадками должна собираться и направляться в жижесборник для обеззараживания.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц СПК «Спасское» является действующим юридическим лицом, с одним из видов деятельности- торговля оптовая сельскохозяйственным сырьем и живыми животными (л.д.16-19).
В ходе судебного разбирательства установлено, что СПК «Спасское» в процессе деятельности осуществляет обращение с отходами животноводства, образующимися от основного вида экономической деятельности.
Проверкой, проведенной Суздальской межрайонной прокуратурой 12 марта 2021 выявлено несоблюдение СПК «Спасское» требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации иди обезвреживании отходов животноводства: навоз крупного рогатого скота складируется не в специальном месте, оборудованном водонепроницаемой площадкой с твердым покрытием, а на открытом земельном участке с кадастровым номером ###.
16 марта 2021 года межрайонной прокуратурой в адрес председателя СПК «Спасское» было вынесено представление об устранении требований природоохранного законодательства и санитарно- эпидемиологического законодательства, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены (л.д.8-11).
Согласно ответу общества от 23 апреля 2021 года, СПК «Спасское» намерено предпринять действия для выполнения требований прокуратуры: заказать проект и получить разрешение на строительство в срок до 01.09.2021 (л.д.12).
Поскольку допущенные ответчиком нарушения могут повлечь порчу земель, причинение вреда здоровью граждан и окружающей среде, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования Суздальского межрайонного прокурора к СПК «Спасское» об обязании оборудовать площадку для хранения навоза в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21.
Вместе с тем суд, с учетом объема работ и материальных затрат, необходимых для оборудования площадки для хранения навоза в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, считает возможным установить срок для оборудования указанной площадки в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Прокурор исходя из положений, закрепленных в пп.4 п.1 статьи 333.36, пп.4 п.1 статьи 333.35, пп.9,19 п.1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем суд считает необходимым взыскать с ответчика судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 6 000 рублей в бюджет Суздальского района Владимирской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░ 1 (░░░░) ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.1.3684-21.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 6 000 (░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░ 2021 ░░░░.