Дело № 2-582/2023
УИД 75RS0021-01-2023-000910-22
Категория дела 2.211
решение
именем Российской Федерации
04 декабря 2023 года с. Улеты
Улетовский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Гарголло А.Ю.
при секретаре Цыдыпове Б.Б.
с участием представителя истца помощника прокурора Улетовского района Кожемякиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Улетовского района Забайкальского края, действующего в интересах ФИО1 к Министерству здравоохранения Забайкальского края, государственному учреждению здравоохранения «Улетовская центральная районная больница» о возложении обязанности по возмещению расходов, понесенных при самостоятельном приобретении лекарственных препаратов,
установил:
истец прокурор Улетовского района Забайкальского края, действуя в защиту интересов ФИО1, Маленьких О.А., обратился в Улетовский районный суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. Прокуратурой Улетовского района по обращению Маленьких Оксаны Александровны в интересах ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения проведена проверка, в ходе которой установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения родился недоношенным от третей беременности, вторых родов, на сроке 35-36 недель, с массой 1770гр, рост 41см, по Апгар 5-7 б, в асфиксии сред, ст., находился на ИВЛ. ДЗ:. неонатальная пневмония тяжелой степени. ВЖК 1ст. Вентрикулит, Гепатит. Неонаталная гипогликемия. Из перинатального центра переведен в КДКБ, ДЗ: ВУИ неуточненной этиологии с поражением легких (пневмония), гепатит, вентрикулит. ВЖК, судорожный синдром. Получал антибактериальную терапию, нейрометаболическую. Регулярно наблюдался у невролога. Получал лечение: Глиатилин по схеме, парафиновые аппликации, мидокалм. 24 ноября 2021 года гастроэнтерологом выставлен диагноз: ГЭР. Рекомендовано: смесь Альфареамино, Мотилиум 10 дн, Фосфалогель 10 дн. 24 ноября 2021года неврологом выставлен диагноз: ППЦНС тяжелой степени. Спастический тетрапарез, с преобладанием в ногах. Рекомендовано: Церебролизин 15 дн, Цераксон 1 месяц, парафин вдоль позвоночника и сапожки 10 дн, массаж, иглорефлексотерапия, Мидокалм. Курсы реабилитации в «Академии здоровья». С 20 апреля по 29 апреля 2022 года пройдено стационарное лечение в КДКБ, отделении неврологии. Выставлен диагноз: ДЦП спастический тетрапарез с преобладанием в нижних конечностях с умеренно-выраженными двигательными нарушениями, ГЭРБ 4 степени. Получал лечение: физио: Электрофорез с эуфиллином вдоль позвоночника № 10, Пиридоксина гидрохлорид, тиамина хлорид в/м, толперизон в таблетках. Рекомендовано оформление на МСЭ. Толперизон 1 мес, магнеВб 1 месяц, эзомепразол 1 мес, фосфалогель 1 мес, домперидон (мотилиум) 1 мес, антирефлюксная смесь. 29 августа 2022 года неврологом выставлен диагноз:ДЦП. Назначено лечение Глиатилин 1,5 в/м, 1 р/д, 10 дней, затем капсулы Глиатилин 0,4 по 1 к 2 р/д, 1 мес. 14 сентября 2022 года гастроэнтерологом выставлен диагноз: легкая белково-энергетическая недостаточность. Соматогенная задержка роста. ГЭР 4 ст. Рекомендована смесь Клинутрен, препараты: Нексиум, Фосфалогелэ, Домперидон (мотилиум). Маленьких О.А., являясь законным представителем ФИО1 2021 года рождения обратилась к врачу педиатру ГУЗ Улетовская ЦРБ 15 сентября 2022 года для выдачи назначенных лекарств. Согласно сведениям ГУЗ Улетовская ЦРБ в 2022г специалистами направлены заявки в Министерство здравоохранения Забайкальского края 04 сентября, 06октября; 10 ноября на обеспечение ребенка ФИО1 лекарственными препаратами, в том числе входящими в перечень ЖНВЛП: Глиатилин (Холина альфосцерат), Нексиум. Как следует из информации, предоставленной Министерством здравоохранения Забайкальского края, заявка на обеспечение ФИО1 лекарствами в 2022 году поступила только 28 ноября 2022 года. Таким образом, Маленьких О.А. вынуждена была приобрести назначенные врачами специалистами лекарственные препараты за свой счет: Фосфалюгель на сумму 2240 рублей 76 копеек; Нексиум на сумму 10360 рублей 40 копеек; всего на сумму 12601 рублей 16 копеек. Отказ в обеспечении этими препаратами до отмены терапии по медицинским показаниям нарушает право ФИО1 на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством, поскольку данный препарат назначен ФИО1 по жизненным показаниям, получение которого является его неотъемлемым правом и оно не может быть поставлено в зависимость от финансирования. Указывает, что обеспечение лекарственными препаратами, а также контроль за обеспечением граждан необходимыми препаратами, является обязанностью Министерства здравоохранения Забайкальского края, исполнение которой возложено на него действующим законодательством, а обязанностью ГУЗ «Улетовская ЦРБ» является осуществление выдачи лекарственных препаратов. Просит возложить на Министерство здравоохранения Забайкальского края, государственное учреждение здравоохранения «Улетовская центральная районная больница» обязанность по возмещению Маленьких О.А., 1988 года рождения денежных средств за самостоятельно приобретенные лекарства в сумме 12601,16 руб.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Кожемякина А.С. ранее заявленные исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении обстоятельствам, на их удовлетворении настаивала.
Истец Маленьких О.А. о дате, времени и месте рассмотрения дела извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, в представленном суду заявлении просила о рассмотрении дела без своего участия.
Ответчики Министерство здравоохранения Забайкальского края, государственное учреждение здравоохранения «Улетовская центральная районная больница» о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, об уважительности причин неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания а также о рассмотрении дела без участия своего представителя перед судом не ходатайствовал; позицию относительно заявленных исковых требований не выразили.
В соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения дела была заблаговременно размещена на интернет-сайте Улетовского районного суда Забайкальского края.
Таким образом, суд, решая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствии неявившихся сторон, приходит к выводу о том, что стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 13 «О применении норм гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ). Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с положениями ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В соответствии с частями 1, 3 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело при данной явке, в отсутствии не явившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав представителя истца, ознакомившись с заявлением и уведомлением сторон, оценив представленные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 67 ГПК РФ установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (ч. ч. 1 - 4).
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации») предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Статьей 3 Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН, каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь.
Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, государства участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (ст. 6).
Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (п. 1 ст. 24 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи (п.п. а и б п. 2 ст. 24 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 2012 года), признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обстоятельствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка, согласились о том, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (п.п.1, 2 ст. 7).
Конституцией Российской Федерации с ст. 7 определено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Конституция Российской Федерации в ст.ст. 2, 39 устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства; гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Признавая право каждого на жизнь (ст. 20) Конституция РФ в ст. 41, устанавливает, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абз. 3 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Статьей 10 ФЗ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что в целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.
Из приведенных норм международного права, Конституции РФ, ФЗ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно ст. 4 ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых – соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В силу ч. 1, 2 ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 82 ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
Положения ст. 7 ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливают, что государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Согласно п. 2 ст. 19 ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Ст. 29 указанного ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29).
Согласно ч. 1 ст. 16 ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: защита прав человека и гражданина в сфере: охраны здоровья (пункт 1), организация обеспечения лекарственными препаратами, при оказании медицинской помощи (пункт 7).
В соответствии с п. 3 ст. 80 ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Пп. 3 п. 5 ст. 80 ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются, в том числе категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение №1), согласно которому право на получение всех лекарственных средств имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года № 2505.
Согласно разделу V Программы за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации, лекарственными препаратами для лечения заболеваний включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Аналогичные положения закреплены и в постановлении Правительства Забайкальского края от 29 декабря 2021 года № 551 «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» установлен перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с Перечнем детям-инвалидам в возрасте до 18 лет должны бесплатно обеспечиваться всеми лекарственными средствами.
Базовое и необходимое обеспечение должно осуществляться в соответствии с постановлением Правительства от 30 июля 1994 года №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», в соответствии с которым, дети-инвалиды, вправе получать бесплатную медицинскую помощь, включая все лекарственные препараты, средства медицинского назначения и средства диагностик необходимые для лечения и компенсации данного заболевания.
Действующим правовым регулированием предусмотрено обеспечение детей-инвалидов всеми лекарственными препаратами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов для медицинского применения.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, матерью которого является Маленьких О.А., согласно справке МСЭ-2020 № 1931470 01 июля 2023 года установлена инвалидность категории «ребенок – инвалид» на срок до 23 января 2039 года (л.д. 21, 22).
Согласно заключениям, выданным после приема у врача педиатра-гастроэнтеролога 15 июля 2022 года, 14 сентября 2022 года, 04 мая 2023 года выставлен диагноз «К21.9 ГЭР 4 степени. Белково-энергетическая недостаточность. ДЦП», с назначением: смеси Клинутриен 200мл 2 раза в день, элькар 30% по 5 капель 2 раза в день 1 мес. 2 раза в год, витамин Д3 1500МЕ в сутки по 3 капли 1 раз в день до 3 лет; дом перидон (мотилиум) суспензия по 1,5мл 3 раза в день (с повторением 1 раз в 2 месяца); смеси антирефлюксной 1:1 со смесью нутридринк или нутрикомп по 180-200мл 2-3 раза длительно, фосфалюгель по 1/3 пак после еды и на ночь по 10 дней 3 месяца, нексиум 10 по 1/2 пак 1 раз в день 1 месяц, затем по 10 дней каждого месяца до оперативного лечения; обязательными консультациями у врачей пульмонолога, инфекциониста, эндокринолога, хирурга (л.д. 14-16).
В соответствии с документами первичной отчетности (кассовыми и товарными чеками), таблицей расчетов приобретенных лекарственных средств, в период с 13 февраля 2023 по 13 октября 2023 года, приобретаемых ежемесячно, Маленьких О.А. затрачено на приобретение препаратов Нексиум и Фосфалюгель 12601,16 руб. (л.д. 12, 17-20, 23-28).
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями пп. 7 п. 1 ст. 16 ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и пп. 21.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.
Министерство здравоохранения Забайкальского края является исполнительным органом Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в сфере охраны здоровья граждан (п. 1 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27 июля 2017 года № 319).
Одной из основных задач Министерства является организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями (п. 12.3.5 Положения о Министерстве).
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. В числе таких гарантий – оказание инвалидам, страдающим диабетом (социально значимыми заболеваниями), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам вне зависимости от наименования и стоимости препарата. Организация такого обеспечения на территории субъекта Российской Федерации – Забайкальского края, относится к компетенции Министерства, которое должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами лиц, страдающих диабетом. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим онкологическими заболеваниями, медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.
Ст. 45 Конституции РФ закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод гражданина и человека в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
Среди таких способов защиты гражданских прав ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет производить для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Неправомерное бездействие Министерства создало условия к несвоевременному обеспечению малолетнего ФИО1 необходимыми лекарственными препаратами бесплатно, что привело к необходимости самостоятельного приобретения его законным представителем Маленьких О.А. этих препаратов, их оплаты за счет собственных средств.
Таким образом, если гражданин, имеющий право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами, не был ими обеспечен своевременно и в полном объеме и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином стоимости этих лекарственных препаратов за счет собственных средств, то потраченные средства, подтвержденные документально, должны быть возмещены за счет государственного органа, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, на основании ст. 15 ГК РФ как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.
Таким образом, обеспечение лекарственными препаратами, а также контроль за обеспечением граждан необходимыми препаратами, является обязанностью Министерства здравоохранения Забайкальского края, исполнение которой возложено на него действующим законодательством, а обязанностью ГУЗ «Улетовская ЦРБ» является осуществление выдачи лекарственных препаратов.
Исходя из изложенного, суд полагает установленным тот факт, что ФИО1 является ребенком-инвалидом, имеет диагноз «К21.9 ГЭР 4 степени. Белково-энергетическая недостаточность. ДЦП», в связи с чем нуждаются в обеспечении препаратами Нексиум и Фосфалюгель, назначение является для пациента обоснованным, жизненно необходимым, в связи с чем он подпадает под действие программы льготного предоставления препаратов в соответствии с медицинскими показаниями, в связи с чем ему регулярно выписывались льготные рецепты на получение лекарственных препаратов, не полученных по причине отсутствия в специализированной аптеке, фактически из-за недофинансирования. По указанным причинам истец Маленьких О.А. была вынуждена приобретать необходимые препараты самостоятельно, за личные средства.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора Улетовского района Забайкальского края в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Улетовского района Забайкальского края, действующего в интересах ФИО1 удовлетворить.
Возложить на Министерство здравоохранения Забайкальского края, государственное учреждение здравоохранения «Улетовская центральная районная больница» обязанность по возмещению Маленьких Оксане Александровне 1988 года рождения денежных средств за самостоятельно приобретенные лекарства в сумме 12601 (Двенадцать тысяч шестьсот один) рубль 16 копеек.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Улетовский районный суд Забайкальского края.
Судья А.Ю. Гарголло
Решение в окончательной форме изготовлено 11 декабря 2023 года.