Решение
Именем Российской Федерации
20 марта 2023 года <адрес>
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе: председательствующего федерального судьи Батхиева М.К.,
при секретаре Цичоевой Ф.А.,
с участием представителей: истца Точиева М.А., ответчиков Торшхоевой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хашагульгова А. Я. к Министерству по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия (далее – Миннац) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче государственного жилищного сертификата,
установил:
Хашагульгов А.Я. просит признать незаконным бездействия Миннац, выразившегося в невыдаче государственного жилищного сертификата, возложить обязанность выдать государственный жилищный сертификат, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50000 руб и возложить обязанность обновить с 2021 по настоящее время на сайте министерства сведения о сводном списке вынужденных переселенцев в рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплаты жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Точиев М.А. поддержал исковые требования истца в полном объеме и просил их удовлетворить.
Торшхоева М.Г. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Заслушав объяснения сторон, исследовав и изучив доказательства установлено следующе.
Установлено, что Хашагульгов А.Я. является вынужденным переселенцем из Чеченской Республики.
В соответствии с поданным им ранее нотариально заверенным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, с приложением полного перечня необходимых документов, как того требует постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, он состоит в сводном списке в рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплаты жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Ранее, неоднократно в течение 2022 он обращался в Миннац с заявлениями о выдаче ему государственного жилищного сертификата в рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», однако, до настоящего времени государственный жилищный сертификат истец так и не получил, несмотря на то, что, как ему известно, лица, которые в указанном сводном списке по очереди состояли за номерами позже, чем он, последние уже их получили.
На его обращения ответчик отвечал в его адрес письмами.
Так, письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № ответчик сообщил, что: «Ваше обращение от 06.12.2022г. в Минннац рассмотрено.
По существу Вашего обращения сообщаем, что вопрос выдачи Вам государственного жилищного сертификата в рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», будет рассмотрен рабочей группой Министерство на очередном заседании, о принятом решении Вы будете проинформированы».
Далее, письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик также сообщил, что:
«Ваше обращение от ДД.ММ.ГГГГ в Минннац рассмотрено.
По существу Вашего обращения сообщаем, что Вы состоите в сводных списках в рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплаты жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) на 2022 за №».
Вместе с этим, как указано выше, несмотря на изложенные обстоятельства и на то, что календарный 2022 год уже фактически закончился, ответчик- Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия государственный жилищный сертификат истцу так и не выдало, о причинах бездействия ответчика ему также ничего не известно.
Кроме того, в дополнение к изложенному, истец указывает, что на сайте Миннац с 2021 по настоящее время не обновляются сведения о сводном списке вынужденных переселенцев в рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплаты жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в связи с чем он также лишен возможности получать актуальную информацию о своей очередности.
Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"(далее - Правила).
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 44 (1) Правил, в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат гражданину - участнику ведомственной целевой программы не вручается.
Все необходимые документы истцом были представлены ответчику- Министерству по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия, представление иных дополнительных документов от него ответчиком не требовалось.
При указанных обстоятельствах ему неправомерно не выдается государственный жилищный сертификат, бездействием ответчика нарушаются его конституционные права на жилищное обеспечение.
Кроме того, в соответствии со ст.ст.151 и 1101 ГК РФ с ответчика подлежит взыскать в его пользу компенсацию морального вреда, ввиду нарушения его прав, размер которой он оценивает в сумме 50000 руб.
Представителем ответчика в судебное заседание представлен сводный список в рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплаты жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) на 2023 г., где Хашагульгов А.Я. числится за №».
Тем самым, ответчик не оспаривает право Хашагульгова А.Я. на получение государственного жилищного сертификата в 2023 <адрес> того, на вопрос суда об утверждении Хашагульгова А.Я. о том, что лица, которые в указанном сводном списке за 2022 г. по очереди состояли за номерами позже, чем он, и последние уже получили государственные жилищные сертификаты, представитель ответчика также сообщила, что об этом факте ей ничего не известно, при этом доказательств, опровергающих данные утверждения не представила.
Вместе с этим, в судебном заседании представитель ответчика Торшхоева М.Г. не отрицала, что Хашагульгов А.Я. состоял в сводном списке в рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплаты жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) на 2022 г. за №, что также следует из письма ответчика №ДД.ММ.ГГГГ №, однако на вопрос- по какой причине истцу в прошедшем 2022 г. не был выдан государственный жилищный сертификат пояснила, что причиной тому явился тот факт, что по месту его временной прописки в <адрес> по адресу: с.<адрес> при посещении сотрудниками местной администрации он отсутствовал, о чем был составлен акт.
Согласно пункту 16 (3) Правил условием выдачи сертификата гражданину - участнику ведомственной целевой программы, относящемуся к категории граждан, указанной в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил, проживающему по договору найма специализированного жилого помещения, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о расторжении такого договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.
При этом положения Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" и Правила не связывают возможность реализации права вынужденного переселенца на получение сертификата с регистрацией по месту жительства.
При таких обстоятельствах бездействие ответчика, выразившееся в невыдаче государственного жилищного сертификата Хашагульгову А.Я. является неправомерным, а требование истца в этой части и в части возложения обязанности по выдаче такого сертификата обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом, согласно п.п. а п. 36 Правил оформление и выдача сертификатов исполнительными органами субъектов Российской Федерации в отношении граждан - участников процессных мероприятий, указанных в подпунктах "е" и "ж" (вынужденные переселенцы, к категории которых относится Хашагульгов А. Я.) пункта 5 настоящих Правил, осуществляется в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников процессных мероприятий.
Вместе с тем, требования Хашагульгова А.Я. о взыскании компенсации морального вреда в размере 50000 руб. и возложении обязанности обновить с 2021 г. по настоящее время на сайте министерства сведения о сводном списке вынужденных переселенцев в рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплаты жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» подлежат отказу в удовлетворении по следующим основаниям.
Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), действиями, нарушающими его личные неимущественные права, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Истцом не представлены доказательства причинения ему морального вреда (физических либо нравственных страданий) бездействием ответчика, в связи с чем, в части указанных требований ему надлежит отказать.
Кроме того, в соответствии с п. 29 Правил исполнительные органы субъектов Российской Федерации обеспечивают гражданам - участникам процессных мероприятий доступ к сводным спискам получателей сертификатов путем размещения сведений о гражданах, включенных в эти списки, в доступных местах или на официальных сайтах указанных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В этой связи и с учетом пояснений представителя ответчика о том, что в помещении, занимаемом ответчиком, такой доступ к сводным спискам для граждан имеется, что не опровергнуто в судебном заседании, то в этой части исковые требования истца также подлежат отказу в удовлетворении.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Хашагульгова А. Я. к Министерству по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия удовлетворить в части.
Признать незаконным бездействие Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия, выразившееся в невыдаче государственного жилищного сертификата Хашагульгову А. Я..
Обязать Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия выдать Хашагульгову А. Я. государственный жилищный сертификат в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке граждан- участников в рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплаты жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2023 год.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия через Магасский районный суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Копия верна: Судья