Дело № 2-261/2023 20 апреля 2023 г.
29RS0010-01-2023-000326-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Коряжемский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Спиридонова А.П.,
при секретаре Большаковой И.В.,
с участием представителя истца Некрасовой И.Н. и третьего лица Абрамовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20.04.2023 в г. Коряжме в помещении Коряжемского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Степановой Н. Л. к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» о признании решения незаконным и обязании устранить допущенные нарушения закона,
УСТАНОВИЛ:
Степанова Н.Л. обратилась в Коряжемский городской суд с исковым заявлением к ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения» (с учетом уточнения исковых требований) о признании незаконным решения от 06.12.2022 о прекращении ежемесячной выплаты компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и о возложении обязанности восстановить осуществление данной выплаты с 01.12.2022. В обоснование заявленных требований истец указал, что имеет статус «Ветеран труда РФ», на основании Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» является получателем мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Оспариваемым решением ответчика осуществление данной меры социальной поддержки Степановой Н.Л. прекращено при отсутствии на то предусмотренных законом оснований.
Истец Степанова Н.Л., ответчик ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Степанов А.В., АО «Оператор информационной системы», НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области» и УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу уведомлены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, истец в судебное заседание направил своего представителя, ответчик и третьи лица не явились, своих представителей не направили, ходатайств об отложении судебного заседания не представили.
Представитель истца Некрасова И.Н. полагала возможным рассмотреть дело при данной явке, заявленные требования просила удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, начальник отделения - старший судебный пристав ОСП по г. Коряжме и Вилегодскому району Абрамова Т.В. полагала возможным рассмотреть дело при данной явке, разрешение заявленных истцом требований оставила на усмотрение суда.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав представителя истца и исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (пп. 4 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»).
Согласно ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федераци.
В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159 и 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).
Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (п. 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).
Частью 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В Архангельской области категории граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки и виды мер оказываемой социальной поддержки установлены Законом Архангельской области от 10.11.2004 № 262-33-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан». Меры социальной поддержки, устанавливаемые настоящим законом, являются расходными обязательствами Архангельской области.
В силу п. 1 ст. 1 Закона Архангельской области от 10.11.2004 № 262-33-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан» его действие распространяется, в частности, на лиц, являющихся ветеранами труда, имеющих право на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» либо достигших возраста соответственно 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин, проживающих на территории Архангельской области.
В соответствии с ч. 3 ст. 160 ЖК РФ компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Вопросы назначения, предоставления, отказа в предоставлении, приостановления и возобновления предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в денежной форме, предусмотренных федеральными и областными законами, указанными в п. 2 ст. 1 областного закона от 28.05.2008 № 515-27-ОЗ «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» в Архангельской области урегулированы «Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан», утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 10.03.2010 № 61-пп.
В соответствии с п. 3 «Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан», утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 10.03.2010 № 61-пп, предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе компенсация расходов по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, оплата стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления, и компенсация расходов за обращение с твердыми коммунальными отходами. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме путем перечисления денежных средств гражданам на их банковские счета либо через организации почтовой связи.
Согласно п. 9.1 ст. 3 Закона Архангельской области от 10.11.2004 № 262-33-ОЗ и п. 4.7 Порядка № 61-пп компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предусмотренная настоящей статьей, не предоставляется гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности государственные учреждения социальной защиты населения Архангельской области получают из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (п. 11.3 Порядка № 61-пп).
В целях выявления обстоятельств, влияющих на право получения ежемесячной денежной выплаты на компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, государственное учреждение, в том числе заключает с организациями жилищно-коммунального хозяйства соглашения или договоры об информационном взаимодействии; ежемесячно, до последнего числа текущего месяца, формирует и актуализирует компьютерную базу данных получателей денежных выплат; ежемесячно, до 1 числа каждого месяца, запрашивает у регионального оператора либо владельца специального счета информацию о наличии у получателей денежных выплат задолженности по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт в соответствии с Порядком получения информации о наличии у граждан задолженности по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 18.06.2019 № 316-пп (пп. 1, 3 и 3.1 п. 22 «Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан», утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 10.03.2010 № 61-пп).
Организации жилищно-коммунального хозяйства, за исключением регионального оператора и владельца специального счета, на основании заключенных соглашений с государственным учреждением ежемесячно, до пятого числа, представляют в государственное учреждение (на магнитных носителях) списки получателей денежных выплат (с указанием суммы начисленных денежных выплат) (далее - списки), содержащие сведения за предыдущий месяц. Региональный оператор либо владелец специального счета на основании заключенного с государственным учреждением соглашения и запроса, указанного в пп. 3.1 п. 22 настоящего Порядка, в течение пяти рабочих дней со дня поступления указанного запроса представляют в государственное учреждение списки получателей денежных выплат (с указанием суммы начисленных денежных выплат) (далее - списки), содержащие сведения за месяц, указанный в запросе (п. 23 «Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан», утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 10.03.2010 № 61-пп).
В соответствии с пп. 1 п. 15 «Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан», утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 10.03.2010 № 61-пп, руководитель государственного учреждения принимает решение о прекращении предоставления ранее назначенных денежных выплат в течение пяти рабочих дней со дня поступления информации об утрате гражданином права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством Архангельской области. Предоставление ранее назначенных денежных выплат прекращается с первого числа месяца следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, указанные в подпунктах 1, 2 и 5 п. 15 настоящего Порядка (пп. 2 п. 15.1).
Согласно п. 15.3 «Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан», утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 10.03.2010 № 61-пп, уведомление государственного учреждения о прекращении предоставления ранее назначенных денежных выплат в случае принятия решения по основаниям, указанным в подпунктах 1, 3 пункта 15 настоящего Порядка, направляется гражданину не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения о прекращении предоставления ранее назначенных денежных выплат. При этом гражданину разъясняются основания прекращения предоставления ранее назначенных денежных выплат и порядок оспаривания (обжалования) принятого решения.
В п. 47 постановления Пленума Верховного Суда от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (ч. 5 ст. 159 ЖК РФ). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры приняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на принимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», п. 9 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020, получение уполномоченным органом, предоставляющим гражданину в качестве меры социальной поддержки компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, информации о наличии у получателя такой компенсации задолженности по этим платежам не может служить достаточным основанием для приостановления предоставления данной меры социальной поддержки, если информация о задолженности не была проверена уполномоченным органом и не выяснены причины ее образования.
Принятие решения уполномоченным органом о приостановлении предоставления гражданину такой меры социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, допускается только в случае, если уполномоченным органом будет выяснено, что отсутствуют уважительные причины образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или имеет место невыполнение гражданином условий соглашения по погашению этой задолженности. При возникновении спора между получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и уполномоченным органом по вопросу о наличии у получателя этой меры социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и причинах ее возникновения правомерность действий по приостановлению предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателю этой меры социальной поддержки должен доказать уполномоченный орган. При наличии уважительных причин образования (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из исследованных письменных доказательств и пояснений представителя истца следует, что Степанова Н.Л. является ветераном труда и собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ..., зарегистрирована в указанном жилом помещении совместно со своим сыном Степановым А.В.
На основании заявления от 15.03.2006 Степанова Н.Л. включена в областной регистр как ветеран труда и являлась получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Архангельской области от 10.11.2004 № 262-33-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан».
Вступившим в силу с 01.05.2010 ... от 28.05.2008 № 515-27-ОЗ изменена форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, установлено, что такие меры предоставляются непосредственно гражданам в денежной форме путем перечисления средств на их банковские счета или через почтовые отделения связи. Действие настоящего закона распространяется на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемые исполнительными органами государственной власти Архангельской области, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»; областным законом от 10.11.2004 № 262-33-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан».
Таким образом, с 01.05.2010 и до 01.12.2022 Степанова Н.Л. являлась получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежной выплаты.
Решением мирового судьи судебного участка № 1 Коряжемского судебного района от 14.10.2022 со Степановой Н.Л. в пользу НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области» взыскана задолженность по взносам на капитальный ремонт многоквартирного дома за период с 01.05.2019 по 30.09.2019 и компенсация судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 288,5 рублей. Решение вступило в законную силу 26.11.2022.
Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по г. Коряжме и Вилегодскому району от 05.12.2022 во исполнение решения мирового судьи от 14.10.2022 в отношении должника Степановой Н.Л. возбуждено исполнительное производство №-ИП, которое окончено 07.12.2022 фактическим исполнением, в подтверждение чего представлена копия чека-ордера от 07.11.2022 о погашении установленной решением суда задолженности. Аналогичная копия чека-ордера от 07.11.2022 представлена Степановой Н.Л. мировому судье 08.11.2022 и содержится в материалах гражданского дела №.
Распоряжением ГКУ Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» № от 06.12.2022 Степановой Н.Л. с 01.12.2022 прекращена выплата компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по причине утраты права на получение услуги, в связи с наличием подтвержденной вступившим в законную силу судебным решением задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт. Доводов и сведений о наличии иной задолженности по оплате коммунальных услуг у Степановой Н.Л. вышеуказанное решение ответчика не содержит. О прекращении предоставления мер социальной поддержки ГКУ Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» уведомило истца Степанову Н.Л. 09.12.2022 путем направления соответствующего уведомления.
Из исследованных письменных доказательств следует, что принимая 06.12.2022 оспариваемое решение, ответчик основывался на информации, полученной через ГИС ЖКХ о наличии у Степановой Н.Л. по состоянию на 18.11.2022 задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, взысканной судебным решением.
Вместе с тем, из исследованных письменных доказательств следует, что на момент принятия ответчиком оспариваемого решения Степановой Н.Л. предприняты исчерпывающие меры для погашения имевшейся задолженности по внесению взносов за капитальный ремонт. Неверное указание в платежном документе наименования получателя денежных средств об обратном свидетельствовать не может.
Каких-либо доказательств принятия мер для проверки достоверности сведений о наличии у Степановой Н.Л. задолженности по внесению взносов на капитальный ремонт и установления причин образования данной задолженности ответчиком суду не представлено, в материалах дела не имеется.
Поскольку в силу вышеприведенных требований материального права и разъяснений Пленума Верховного суда РФ само по себе наличие информации о задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки, принимая во внимание внесение Степановой Н.А. на расчетный счет НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области» денежных средств счет погашения установленной судом задолженности 07.11.2022, то есть до вступления решения суда от 14.10.2022 в законную силу, возбуждения исполнительного производства и прекращения оказания мер социальной поддержки, суд приходит к выводу, что принятое ГКУ Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» решение от 06.12.2022 является незаконным и необоснованным, а заявленные истцом требования подлежащими удовлетворению в полном объеме. При этом, поскольку выплата мер социальной поддержки прекращена Степановой Н.Л. с 01.12.2022, суд считает необходимым обязать ответчика возобновить осуществление данной выплаты с указанной даты.
На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация уплаченной последним при обращении в суд государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Степановой Н. Л. (паспорт №) к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» (ИНН №) о признании решения незаконным и обязании устранить допущенные нарушения закона удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного казенного учреждения Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» от 06.12.2022 о прекращении ежемесячной выплаты компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг с 01.12.2022 в отношении Степановой Н. Л..
Обязать Государственное казенное учреждение Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» возобновить выплату ежемесячной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг с 01.12.2022 Степановой Н. Л..
Взыскать с Государственного казенного учреждения Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» в пользу Степановой Н. Л. компенсацию расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Коряжемский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме принято 20.04.2023.
Председательствующий А.П. Спиридонов