УИД: 76RS0014-01-2022-004499-61
дело № 2-509/2023
изготовлено 16.05.2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Ярославль |
25 января 2023 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Козлова А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Наговицыной Е.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Соловьева Сергея Викторовича к Государственному учреждению Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в Ярославской области об оспаривании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, включении периода работы в страховой стаж,
установил:
17 сентября 2021 г. Соловьев С.В. обратился в ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Ярославской области в Дзержинском районе г. Ярославля с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного органа от 24.12.2021 г. № 232076/21 с учетом изменений от 02.08.2022 г. Соловьеву С.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсион6ного коэффициента (далее - ИПК) 14,545 при требуемом значении в 2020 г. – 18,6; в страховой стаж Соловьева С.В. не включен период работы с 13.03.1992 г. по 01.04.1995 г., так как факт работы не подтвержден компетентными органами Республики Кыргызстан.
Соловьев С.В. обратился в суд с иском к ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Ярославской области, просил признать незаконным решение ответчика от 24.12.2021 г. № 232076/21 об отказе в назначении пенсии по старости и в части исключения периодов работы истца с 13.03.1992 г. по 01.04.1995 г. для назначения страховой пенсии по старости; возложить на ответчика обязанность включить в страховой стаж работы для назначения страховой пенсии по старости периоды работы с 13.03.1992 г. по 01.04.1995 г. – 3 года 19 дней; возложить на ответчика обязанность назначить и выплачивать истцу страховую пенсию по старости с 17.09.2021 г.
В исковом заявлении указано, что 07.06.2020 г. Соловьеву С.В. исполнилось 60 лет и 6 месяцев, что дает ему право на получение страховой пенсии по старости. Ответчик неправильно квалифицировал трудовые показатели истца при назначении трудовой пенсии по старости. Оспариваемое решение является неправомерным, нарушающим конституционное право истца на пенсионное обеспечение. В июле 2022 г. истец обратился в пенсионный орган для уточнения сведений, в результате чего вынесено решение от 02.08.2022 г. о внесении изменений в решение, произведен перерасчет ИПК с 12,438 до 14.545. Всю жизнь истец добросовестно трудился и служил государству, уплачивал необходимые налоги и сборы. Страховые взносы должны были уплачиваться работодателями. Вина истца в том, что некоторые сведения о работе не направлены в пенсионный фонд, отсутствует. Согласно ответу Центрального архива Тихоокеанского флота от 19.05.2022 г. № 1216 военнослужащие войсковой части 45688, где истец проходил службу в период с 1980-1983 гг. получали денежное довольствие в береговой базе в/ч 70030, документы которой были уничтожены в 1994 г. по незнанию сроков хранения. Денежное довольствие в период военной службы 1980-1983 гг. не учтено при расчете ИПК. Невыполнение страхователем требований индивидуального (персонифицированного) учета само по себе не может служить основанием для отказа в реализации права на пенсионное обеспечение. Факт осуществления трудовой деятельности подтвержден трудовой книжкой, а также данными работодателей. Оснований для исключения периодов работы из страхового стажа не имелось.
В ходе рассмотрения дела произошла реорганизация и переименование ответчика с ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Ярославской области на ГУ Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ в Ярославской области.
Истец Соловьев С.В. в судебное заседание не явился, доверив ведение дела представителю. Представитель истца по доверенности Соловьев А.С. исковые требования поддержал, пояснил, что все возможные доказательства истцом были предоставлены, с 1985 г. по 1992 г. и 1992 г. по 1995 г. истец работал охотником в Киргизии, учет данных по охотникам не велся. Почему получился разрыв в стаже неизвестно. Истец проживает в настоящее время в Кыргызстане, на территории РФ он не работал. Период работы с 2006 по 2018 г. в стаж включить истец не просит.
Представитель ответчика по доверенности Никитин Д.А. исковые требования поддержал, представил письменный отзыв на иск, указал, что для подтверждения периода работы с 13.03.1992 г. по 01.04.1995 г. пенсионным органом были направлены запросы в Республику Кыргызстан, до настоящего времени ответы не поступили, поэтому период работы с 12.03.1992 г. не может быть учтен в стаж. Денежное довольствие в период военной службы истца было учтено при перерасчете ИПК на основании архивной справки, но все равно ИПК недостаточно для назначения пенсии. Даже в случае подтверждения период работы в Кыргызстане с 13.03.1992 г. по 01.04.1995 г. величина ИПК составит 17,330 (при требуемом значении в 2020 г. 18,6). Право на назначение страховой пенсии у истца пока не возникло.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования Соловьева С.В. удовлетворению не подлежат.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон о страховых пенсиях), вступившего в силу с 01.01.2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно приложению 6 к Закону о страховых пенсиях страховая пенсия по старости, право на которую возникает в 2019 г., назначается не ранее, чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
При этом в соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые в период с 01.01.2019 г. по 31.12.2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до 01.01.2019 г., страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста, предусмотренного приложением 6 к Закону о страховых пенсиях, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.
07.06.2020 г. Соловьеву С.В. исполнилось 60 лет 6 месяцев. На день достижения пенсионного возраста в соответствии с ч. 2 и ч. 3 ст. 35 Закона о страховых пенсиях необходимая продолжительность страхового стажа составляла 11 лет, необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) составляла 18,6.
Из решения пенсионного органа от 24.12.2021 г. № 232076/21 с учетом изменений от 02.08.2022 г. следует, что страховой стаж истца составляет 13 лет 10 месяцев 7 дней, а ИПК – 14,545.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона № 400-ФЗ, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ).
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно трудовой книжке Соловьева С.В. в период с 15.07.1985 г. по 01.04.1995 он работал в Кантской заготконторе Киргизской ССР штатным охотником.
13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения, т.е. до 13 марта 1992 года.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств - участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
С учетом данного соглашения пенсионный орган включил в страховой стаж истца период работы в Кыргызстане с 15.07.1985 г. по 13.03.1992 г.
Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, предъявляют соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств-участников соглашения за период после вступления в силу Соглашения, после 13 марта 1992 года.
В качестве документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж и заработок могут приниматься: справки, оформление компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства-участника соглашения. Вышеперечисленные международные соглашения содержат положения о том, что компетентные учреждения (органы) сторон принимают меры к устранению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и ее размеры (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за, исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Таким образом, вопреки доводам истца, по нормам действующего пенсионного законодательства, для включения в страховой стаж периодов работы, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, в стране-участнике Соглашения от 13 марта 1992 г. за период после указанной даты записей, сделанных в трудовой книжке, недостаточно, необходимо предоставление подтверждающих документов.
Как следует из материалов дела, ответчиком сделаны запросы в Республику Кыргызстан с целью получения необходимых подтверждающих документов. Таких документов до настоящего времени не представлено, поэтому решение пенсионного органа в части невключения спорного периода работы в страховой стаж не может быть признано незаконным.
Из материалов пенсионного дела Соловьева С.В. следует, что денежное довольствие истца за период службы в в/ч 25010 Тихоокеанского флота за период с 01.04.1984 по 31.12.1984 г. в сумме 1487,36 руб. учтено при расчете ИПК от 02.08.2022 г.
По запросу суда из ФГКУ «Центральный архив ВМФ» представлены аналогичные сведения за период с 01.04.1984 по 31.12.1984 г., дополнительных сведений о денежном довольствии в период с 1980-1983 гг., которые бы могли повлиять на размер ИПК, не представлено.
Таким образом, рассчитанный на 07.06.2020 г. размер ИПК (14,545) не дает истцу право на назначение страховой пенсии по старости. Правильность расчета ИПК стороной истца не опровергнута.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения исковых требований Соловьева С.В. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Соловьева Сергея Викторовича (<данные изъяты>) к Государственному учреждению Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в Ярославской области (ИНН 7606008723) отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья А.Ю. Козлов